прошлой статье мы рассказали о различных проблемах с телефонными компаниями, возникающих в результате действий мошенников. Продолжая тему, в этом материале мы расскажем о причинах появления счетов на «громкие» суммы и мерах «телефонной безопасности»." />Телефонное «пиратство» неистребимо, но бороться с ним можно - Бухгалтерия.ru
Телефонное «пиратство» неистребимо, но бороться с ним можно

Телефонное «пиратство» неистребимо, но бороться с ним можно

18.04.2008 распечатать

В прошлой статье мы рассказали о различных проблемах с телефонными компаниями, возникающих в результате действий мошенников. Продолжая тему, в этом материале мы расскажем о причинах появления счетов на «громкие» суммы и мерах «телефонной безопасности».

Дешевый ремонт и детские шалости

Существует несколько обстоятельств, при которых абонент может не знать, что звонки были осуществлены «по его вине» и никаких телефонных «пиратов», подключившихся к линии, нет. Например, проблемные ситуации могут возникнуть в случае, когда владелец квартиры нанимает для проведения ремонта сомнительную строительную бригаду. Сомнительную, потому как сотрудники специализированной компании, с которой заключен официальный договор на проведение работ, звонить за счет владельца жилья не станут. С приезжими же гражданами, у которых нет документов, дающих право осуществления предпринимательской деятельности, заказчик всегда находится «на грани», признается «Московскому бухгалтеру» один из сотрудников милиции, пожелавший остаться неизвестным:

— Заказчик не всегда имеет возможность во время проводимого ремонта постоянно проживать в квартире. Поэтому бывает вынужден доверить ключи от жилья строителям, а, следовательно, тем самым он «предоставляет» в безграничное пользование и свой телефон.

Некоторые граждане в этом случае совершают опрометчивую ошибку: решением проблемы возможного телефонного «пиратства» со стороны рабочих становится увезенный с собой телефонный аппарат. Люди «забывают», что в квартире остаются розетки, которые забрать с собой, мягко говоря, затруднительно. Строителям же ничего не стоит захватить на новое место работы собственный телефон и подключить его. В итоге о телефонных счетах владелец отремонтированной квартиры узнает уже после того, как бригада покидает место работы. В сложившейся ситуации человек не желает платить за чужие звонки, тем не менее беспечность не освобождает от ответственности — заплатить «невиновному» придется.

Нередко вину абонента для компании-оператора может подтвердить совместное проживание человека в одной квартире с родственниками. Здесь чаще всего фигурируют дети, уверен один из бывших сотрудников правоохранительных органов Владимир Румянцев:

— Родители, получившие счет за телефон, обратившись к ребенку с вопросом, его ли это звонки, скорее всего не получат правдивого ответа. Чадо побоится сказать правду, ведь за ней может последовать наказание. Но после того как родители собираются подать заявление в правоохранительные органы, подозревая, что к телефону было осуществлено постороннее подключение, ребенок признается, что звонки — его рук дело. И заявление благополучно покидает стены отделения милиции.

Можно выделить несколько основных причин детских звонков без ведома родителей. Во-первых, столичные дети могут периодически перезваниваться с друзьями из Подмосковья. Во-вторых, детское телефонное хулиганство известно не первый год. Номер, набранный наугад «ради интереса», может сулить родителям большие потери для семейного бюджета, ведь чадо случайно может дозвониться и в Новую Зеландию. В-третьих, ребенок может не иметь представления, что воспользовался платной телефонной услугой. Особенно в этом плане грешат дети, которые смотрят телевизионные программы, призывающие зрителей набрать ряд цифр, к примеру, для получения экстравагантного приза. В любой из вышеперечисленных детских шалостей виноваты родители, поэтому претензии телефонных компаний будут считаться обоснованными, говорит юрисконсульт компании «Юридическая правовая помощь» Наталья Михайлова.

Не забудьте отключить межгород

Конечно, абонент не всегда косвенно виновен в произведенных звонках с закрепленного за ним телефонного номера. В последние годы, когда столичные цены аренды жилья взлетели в несколько раз, сдавать квартиры стало особенно выгодно, и большинство москвичей научилось делать это грамотно. Но до сих пор существует и меньшинство, предпочитающее «по старинке» иметь дело с соискателями «без посредников». Обходясь без риелторских компаний, эти люди забывают о том, что расплата за такую сдачу жилья — безопасность их собственности, убежден Владимир Румянцев:

— Отсутствие официального договора развязывает руки новым жильцам. Доказать, что звонки принадлежат не абоненту, а квартиросъемщикам, без этого документа невозможно. Кто знает, что квартиру действительно снимали, где этому доказательства? Хотя и с договором, честно говоря, придется побегать.

Сотрудник милиции прав. Для того чтобы обезопасить себя от несанкционированных звонков арендаторов, необходимо преждевременно проделать немалую работу. Если у владельца жилья на руках есть договор аренды и он опасается, что на его имя могут прийти счета за звонки квартиросъемщиков, ему стоит обратиться в МГТС и попросить заблокировать «восьмерку». При этом стоит учитывать, что адресовать просьбу абонент должен именно в вышеуказанную компанию, а не в «Ростелеком», поясняет начальник отдела претензионной работы компании «Ростелеком» Елена Бганцова:

— При обращении в «Ростелеком» сотрудники фирмы блокируют выход на междугороднюю и международную линию лишь в своей компании. Но у квартиросъемщиков остается возможность позвонить через другого оператора связи. Блокировка «восьмерки» в «Ростелекоме» будет действенна только в том случае, если абонент заблаговременно связался с компанией и заключил с ней договор на междугородние и международные звонки. При этом соглашении потребитель отказывается от услуг других операторов. Когда человек не желает заключать договор, для блокировки «восьмерки» ему следует направить запрос в МГТС. Если же арендаторы будут недовольны решением владельца об отключении междугородней и международной связи, он может предложить им простую альтернативу. В любом салоне связи квартиросъемщики могут приобрести карту связи удобного для них оператора. Позвонить с ее помощью можно даже с телефона, на котором выход на межгород заблокирован. Главный нюанс этих карт в том, что они лимитированы. И если потребитель покупает карту на 20 минут, проговорить он сможет лишь строго отведенное время. А, следовательно, счет владельцу номера не придет.

Но даже при полной блокировке «восьмерки» на узле МГТС остается проблема: особо «просвещенный» в телефонном деле арендатор может быть в курсе, что позвонить по межгороду можно, связавшись по семизначному номеру с телефонистом. Здесь потребуется лишь назвать номер телефона, с которым необходимо соединить звонящего.

В связи с этим более простым и действенным способом пресечь телефонное «пиратство» со стороны квартиросъемщиков является второй вариант. Владельцу жилья необходимо предоставить в МГТС договор аренды, свои паспортные данные и паспортные данные арендатора. Сотрудники организации перезаключат абонентский договор на время действия договора аренды на квартиросъемщика, и именно ему будет выставлен счет за межгород. Владелец квартиры не пострадает даже тогда, когда недобросовестные жильцы съедут, не оплатив звонки, уверен юрист Павел Мельников:

— Оператор связи должен обратиться непосредственно в отделение милиции с просьбой разыскать людей, с которыми у владельца номера был заключен договор. Никаких претензий к абоненту по неуплате телефонного долга здесь и быть не может. В противном случае такие требования являются незаконными.

Радиотелефон — опасное удобство?

Владельцы многофункциональных или программируемых телефонных аппаратов, к числу которых относятся радиотелефоны, могут оказаться жертвами преступников. Дело в том, что у любого радиотелефона есть свободная радиоволна для подключения второй трубки. И если телефон не будет лежать на «базе», она остается в свободном доступе для всех желающих подключиться к линии. Причем установить соединение возможно на относительно дальнем расстоянии, говорит специалист отдела рекламы и связей с общественностью компании «Ростелеком» Инна Губарева:

— Например, человек живет на первом этаже. А где-то недалеко, на улице, стоит машина, в которой злоумышленник со специальным устройством ловит свободный радиоканал. Он «засекает» трубку жильца, лежащую на диване, «подсаживается» на телефонную линию, после чего без труда разговаривает с любой точкой мира.

Чтобы обезопасить себя от таких «умельцев», следует покупать исключительно лицензионные радиотелефоны, тщательно изучив перед этим весь пакет прилагающихся к ним документов. Кроме того, в дополнение к трубке рекомендуется приобретать так называемый блокиратор сигнала или блокиратор набора номера. Это устройство производит дополнительное кодирование, и для выхода на межгород будет недостаточно набора стандартного номера. К нему прибавятся еще несколько цифр, знать которые будет лишь владелец телефонной линии. Соответственно, его телефоном не сможет воспользоваться ни один из «пиратов».

Защита от подмены номера

Некоторое время назад у телефонных компаний существовали серьезные проблемы с пиратскими АТС (автоматические телефонные станции). «Народные умельцы» практиковали подмену номеров, объясняет специалист отдела рекламы и связей с общественностью компании «Ростелеком» Инна Губарева:

— К примеру, существует два номера телефона: 111 и 222. Обман заключался в том, что сотрудники МГТС при прохождении звонка видели номер 111 даже в том случае, если звонок был сделан с номера 222. Чтобы исключить подобные факты мошенничества, с 2001 по 2003 годы была внедрена система «АТЕ-щит». Она стала интеллектуальным заслоном против телефонных «пиратов». Подмена номеров была остановлена. Сейчас «АТЕ-щит» невозможно провести — операторы видят именно тот номер телефона, с которого действительно был произведен звонок. Тем не менее система не предназначена для пресечения незаконных подключений, создаваемых с помощью повреждения телефонного кабеля. Защиты от этого вида телефонного «пиратства» нет до сих пор.

Виртуальная ловушка

По признанию представителей компании «Ростелеком», на сегодняшний день участились случаи получения счетов за международные соединения со странами, в которых у абонентов не может быть родственников или знакомых. При этом найти на карте указанные в счетах государства порой достаточно сложно. В связи с актуальностью проблемы специалисты филиала «Ростелеком» — ММТ провели тщательное расследование. Они утверждают, что в большинстве случаев соединения действительно происходят с телефонов абонентов, на которые потом выставляются счета. Но в ходе многочисленных проверок специалистам удалось выяснить, что основной причиной проблемы является невнимательная работа пользователей в сети интернет.

Дело в том, что по различным адресам, разбросанным в глобальной сети, находятся сайты развлекательного характера «без использования кредитной карты» (NO CREDITCARD). Пользователь воспринимает эту надпись как предоставление бесплатных услуг, но на самом деле это не так. Доступ к информации в таком случае осуществляется при помощи программного обеспечения Dialer-software («номеронабиратель»). Принцип работы вредоносной системы заключается в том, что в момент запуска «номеронабирателя» компьютер разрывает текущее модемное соединение с интернет-провайдером, которым пользуется потребитель. После по каналам связи компании «Ростелеком» происходит прямое международное соединение с сервером, установленным в другой стране. Важно понимать, что развлекательная информация в интернете, после просмотра которой абоненты получают счета за международные соединения, — это не услуга компании «Ростелеком», говорит специалист отдела рекламы и связей с общественностью Инна Губарева:

— Недобросовестные создатели «номеронабирателя» используют международную связь в качестве канала доступа к серверам, содержащим развлекательную информацию. Организация «Ростелеком», являясь оператором междугородней и международной связи, обязана обеспечивать качественную связь любому абоненту. Даже тому, который по незнанию воспользовался программой Dialer-software. Но к созданию «номеронабирателя» наши сотрудники не имеют никакого отношения.

После активизации «номеронабиратель» становится независимым от подключения к интернету. И в следующий раз, когда человек захочет получить доступ к информации, ему уже не нужно подключаться к сети — достаточно наличия работающего модема и вышеуказанной программы. Для того чтобы «уничтожить» Dialer-software на своем компьютере, потребуется переустановка Windows или вмешательство специалиста, убежден системный администратор сети «Rostock» Олег Крамольцев.

Как же не попасть в обременяющую виртуальную ловушку? Самое разумное — не переходить по сомнительным ссылкам на заинтересовавшие сайты. Также следует внимательно читать все тексты, появляющиеся на экране монитора, считает заместитель коммерческого директора, начальник управления по маркетингу и развитию бизнеса компании «Ростелеком» Василий Семенов:

— Стоит учитывать, что практически в 100 процентах случаев «номеронабиратель» сам предупреждает пользователя, что совершит международный вызов при нажатии, например, клавиши «ОК». Для того чтобы не попасть впросак, необходимо внимательно читать возникающую аннотацию.

По словам Олега Крамольцева, пользователю для дополнительной защиты можно установить на компьютер одну из программ-фильтров. Она ограничит доступ к определенным вызывающим подозрение сайтам. И еще одно важное предупреждение: если потребитель приобрел компьютерную игру и желает поиграть в интернете, то ему надо посмотреть, какой телефон указан для доступа к игровому серверу. Если это номер провайдера в Англии, то необходимо настроить выход в глобальную сеть через провайдера, услугами которого пользуется потребитель. К тому же предпочтение стоит отдавать только лицензионным играм, так как только в этом случае можно получить квалифицированную техническую поддержку создателей программы.

Внимательно изучайте реквизиты

Продолжает действовать еще один вид телефонного мошенничества. Недавно подобный случай произошел в столичном районе «Новые Черемушки». В почтовые ящики одного из домов были вложены счета с требованием оплатить телефонные переговоры. Разгневанные люди начали обращаться за разъяснениями в «Ростелеком». Причиной такого поступка послужила информация на обратной стороне квитанций, гласившая, что за неуплату счета телефон будет отключен, говорит начальник отдела претензионной работы компании «Ростелеком» Елена Бганцова:

— Естественно, сотрудники компании были в шоке. Во-первых, никаких телефонных счетов на эти адреса мы не посылали. Во-вторых, отключать телефон — не в нашей компетенции, ведь это может сделать только МГТС и то по решению суда.

Пострадавшие принесли в «Ростелеком» полученные счета за межгород. Благодаря этому удалось установить, что требования об оплате принадлежат мошенникам. Название организации на счетах было указано правильно, но банковские реквизиты были изменены.

Мария Дудко

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.
Loading...