Попытка номер три

Попытка номер три

17.04.2008

Если компания проиграла судебную тяжбу не только в первой, но и в апелляционной инстанции, у нее есть два пути — либо смириться с судьбой, либо попытаться оспорить решения арбитров в следующей инстанции — кассации, соблюдая при этом ряд необходимых правил.

Почувствуйте разницу

Главная цель кассации в арбитражном процессе — это проверка законности уже вступивших в силу судебных актов, при которой не устанавливается каких-то новых обстоятельств дела, как это было возможно в апелляции.

Хотя кассационные судьи и не вправе устанавливать новые обстоятельства, зато они могут направлять дело на новое рассмотрение как только обнаружат, что выводы их коллег противоречат фактическим обстоятельствам дела и предъявленным доказательствам.

В кассационном суде дело уже не рассматривают заново. Это главное отличие этой инстанции от апелляции и первой инстанции. В ее рамках только проверяют, не нарушил ли нижестоящий суд нормы закона, и предъявить здесь новые доказательства уже нельзя.

Сроки бывают разные

Кассационная жалоба может быть подана в течение двух месяцев с даты вступления в силу того судебного решения, которое фирма собирается обжаловать (п. 1 ст. 276 АПК).

Однако из этого правила существуют исключения. Дело в том, что для некоторых категорий дел закон установил более короткий срок обжалования. Например, всего за один месяц фирме надо принять решение о целесообразности обжалования решения арбитража первой инстанции, минуя апелляцию, по делу об оспаривании нормативного правового акта (ч. 7 ст. 195 АПК). Такой же срок установлен и для обжалования определений, принятых при утверждении мирового соглашения, по делам об оспаривании решения третейского суда и о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение такого решения, а также по делам о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов (ч. 8 ст. 141, ч. 5 ст. 234, ч. 5 ст. 240, ч. 3 ст. 245 АПК).

Если же установленный законом срок подачи жалобы фирма все-таки пропустила, ей придется подавать в суд ходатайство о восстановлении пропущенного срока (подробнее об этом читайте в сентябрьском номере журнала «Расчет» за 2007 год).

Форма и содержание

Имейте в виду — чтобы на основании поданной жалобы судьи могли возбудить кассационное производство, стороне-заявителю необходимо соблюсти одно правило — подаваемый документ по форме и содержанию должен точно соответствовать установленным в законе требованиям (ст. 278 АПК).

Что касается формы, то кассационная жалоба, как, впрочем, и апелляционная, должна представлять собой письменный документ, подписанный либо тем, кто подает жалобу — например, директором компании — либо его представителем, имеющим на то полномочия (ст. 277 АПК).

Фирме-заявителю стоит обратить особое внимание на содержание документа. В ней обязательно должны быть указаны суд, которому адресована жалоба, суд, принявший оспариваемое решение, судебные акты, которые фирма намерена обжаловать, а также реквизиты компаний-участниц спора.

Необходимым элементом кассационной жалобы является указание на то, какие именно нормы права нарушены при принятии оспариваемого судебного акта. При этом следует изложить обстоятельства спора и имеющиеся в деле доказательства, свидетельствующие о том, что прежнее решение судей — ошибочно. Очень важно четко сформулировать в подаваемой жалобе свои требования, т.е. указать на желаемый результат пересмотра дела: например, следует ли суду отменить или изменить обжалованный акт, а также принять новое решение или передать дело на новое рассмотрение.

Определение о возвращении жалобы заявитель имеет право опротестовать в десятидневный срок.

Сопровождающие документы

К кассационной жалобе заявитель должен приложить копию судебного решения, которое он собирается обжаловать, квитанцию или платежное поручение, подтверждающие уплату госпошлины или документ о предоставлении льготы по ней. Кроме того, необходимы почтовая квитанция, свидетельствующая о направлении или вручении другим лицам, участвующим в деле, копий кассационной жалобы и документов, которые у них отсутствуют (ч. 3 ст. 277 АПК), а также документы о полномочиях лица, подписавшего кассационную жалобу (ч. 4 ст. 277 АПК), — как правило, это доверенности, в которых специально прописано полномочие на обжалование судебных актов.

Обратите внимание — дефекты формы и содержания кассационной жалобы (т.е. несоответствие требованиям ст. 277 АПК) являются прямым препятствием к пересмотру, а также основанием для оставления жалобы без движения до устранения недостатков (ст. 280 АПК) либо возвращения жалобы (ст. 281 АПК). В любом случае лица, участвующие в деле, вправе рассчитывать на рассмотрение вопроса о принятии либо об оставлении без движения поданной жалобы не позднее пятидневного срока со дня поступления ее в суд кассационной инстанции.

На месте стой!

Впрочем, составление кассационной жалобы с нарушением требований к форме и содержанию таковой не влечет ее безусловного возвращения обратно заявителю. Как правило, судьи просто оставляют ее без движения. А заявителю направляется судебное определение, в котором должны быть изложены причины, по которым жалоба не была принята, а также что именно и в течение какого времени надо исправить, чтобы заявитель смог продолжить обжалование. Кроме того, в этом определении должен быть указан срок для заявления ходатайств о восстановлении срока кассационного обжалования либо предоставления дополнительного времени, рассрочки оплаты государственной пошлины или об уменьшении ее размера.

Недостатки кассационной жалобы, послужившие основанием для оставления ее без движения, должны быть устранены заявителем до окончания срока, назначенного в соответствующем определении суда. Если предприятие-заявитель вовремя устранит все указанные в определении недостатки, послужившие основанием для оставления кассационной жалобы без движения, то последняя принимается к производству. При этом моментом ее подачи считается дата ее первоначального поступления в суд. И тот месяц, в течение которого арбитры обязаны рассмотреть указанный документ, отсчитывается именно с этого дня (ст. 285 АПК). Ну а если фирма вовремя не исправит отмеченные арбитром недостатки жалобы, то документ вместе со всеми изначально приложенными к нему материалами и копией соответствующего судебного определения возвращается обратно нерасторопному заявителю.

От ворот поворот

Впрочем, не все недостатки поддаются устранению. Возможно, что кассационную жалобу подавал человек, который не имел на это полномочий, или она подана по истечении так называемого пресекательного шестимесячного срока кассационного обжалования (ст. 276 АПК). В подобных случаях жалоба должна быть оставлена без движения и возвращена заявителю (ст. 281 АПК).

Определение о возвращении жалобы выносится кассационным судьей единолично, в том числе и при решении вопроса об отказе в удовлетворении заявления о восстановлении пропущенного срока обжалования (ч. 2 ст. 276, ч. 2 ст. 278 АПК).

«Возвратное» определение может быть опротестовано заявителем в десятидневный срок. Такое требование рассматривается несколькими судьями окружного арбитража без вызова и извещения лиц, участвующих в деле (ст. 291 АПК РФ).

Если же окружные судьи решили, что кассационная жалоба была возвращена на законных основаниях, но фирма-заявитель настроена решительно, можно «начать прежний путь с нуля». То есть в общеустановленном порядке снова подать жалобу, предварительно исправив то, что послужило основанием для ее возврата в первый раз. При этом следует помнить, что при истечении срока кассационного обжалования на момент повторной подачи жалобы необходимо предоставить суду ходатайство о восстановлении пропущенного срока с пояснениями причины такого «опоздания».

Материальный аргумент

Закон не запрещает арбитрам рассматривать кассационную жалобу при отсутствии оплаты государственной пошлины. Поэтому судьи не вправе возвратить ее, если при решении вопроса о принятии ее к производству не было рассмотрено ходатайство об отсрочке, рассрочке уплаты государственной пошлины, уменьшении размера пошлины. В этом случае суд кассационной инстанции должен решить вопрос о распределении судебных расходов при вынесении постановления по существу дела.

Анна Будневич

Практическая энциклопедия бухгалтера

Все изменения 2018 года уже внесены в бератор экспертами. В ответе на любой вопрос у вас есть всё необходимое: точный алгоритм действий, актуальные примеры из реальной бухгалтерской практики, проводки и образцы заполнения документов.

Узнать подробнее


Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное

Комментарии (0)


    Оставить комментарий


    Введите код с картинки:

    CAPTCHA