Компания переходного периода

Компания переходного периода

04.04.2008

Принято считать, что новые начальники — это как новые сапоги: всегда создают неудобства и вызывают определенное недовольство у большинства подчиненных. А что делать бухгалтеру, если новоиспеченный начальник вдобавок ко всему не блещет ни опытом, ни профессионализмом?

Грядут перемены

Для любой компании прием на работу нового сотрудника — задача непростая и ответственная, особенно если речь идет о руководящих должностях. Когда в сложившийся коллектив приходит новый человек, который, вдобавок, должен будет им управлять, могут возникнуть определенные трудности.

Во-первых, следует помнить, что начальство нигде не любят, а новое — тем более. У «старых» сотрудников на подсознательном уровне срабатывает протестная реакция: почему ими должен командовать человек, который, по сути своей, еще ничего не сделал для этой фирмы? Во-вторых, у любой организации есть свои внутрикорпоративные традиции, сложившийся порядок трудовой деятельности. Новому начальнику необходимо не только принять эти правила игры, но и максимально гармонично адаптироваться к ним. Помимо этого, непременно возникают проблемы в сфере межличностного общения. Каждый сотрудник — самостоятельная и целостная личность со своими проблемами, страхами, запросами, и симпатиями. Ко всем этим людям необходимо найти особый подход. И здесь никто не может гарантировать того, что начальнику удастся установить конструктивный диалог с каждым членом коллектива. А если нет взаимопонимания, то не приходится рассчитывать и на плодотворное сотрудничество.

К тому же все эти трудности — лишь малая толика тех опасностей, которые таит в себе внутрикорпоративная перестановка.

Психологический аспект

Появление нового человека в любом коллективе представляет собой латентный конфликт. Огромную роль играет тактика работы начальника с персоналом. Как правило, лучше всех на первоначальном этапе срабатывают взаимоотношения из области «начальник — партнер», когда подчиненные видят в нем человека, который всегда готов к диалогу. Он всегда знает, что делает, и при этом ему важно выслушать другое мнение. Конечно, решение он примет то, которое считает правильным сам, но и сотрудник уже доволен тем, что его мнением хотя бы интересуются.

Меньший успех можно ждать от стратегий «начальник–друг» и «начальник–босс». Первая ситуация опасна не столько сотрудникам, сколько самой компании, так как при подобном раскладе резко снижается качество выполняемой работы. Обстановка внутри коллектива предрасполагает к тому, что просто никто не справляется со своими обязанностями — начальник все равно все поймет, закроет на многое глаза. Что касается второго варианта, то он более перспективен. Однако чаще всего при этом латентный конфликт стремительно перерастает в открытый. Нередко это заканчивается увольнением подчиненного или самого начальника.

Ситуацию комментирует генеральный директор кадрового агентства APRIORI Алексей Ефремов:

— С точки зрения бизнеса, решающую роль играет мнение акционеров компании: если ими ставится задача ни в коем случае не потерять команду, то новый руководитель будет вынужден приспосабливаться к уже сформировавшемуся коллективу и выстраивать отношения с тем, что уже сложилось.

Если говорить о психологической стороне вопроса, то конфликт в такой ситуации неизбежен, и он не зависит от того, насколько профессионален новый руководитель в сравнении со «старыми» сотрудниками. У каждого из них уже сложились определенные стереотипы в работе, и у каждого есть свои амбиции. При этом решающими будут амбиции руководителя, который будет выдвигать коллективу свои требования и стоящие перед ним задачи. Не зря же в народе говорят, что каждая метла по-своему метет. Именно поэтому нередки массовые увольнения сотрудников в случае прихода нового руководства.  Интересно, что зачастую такая ситуация легко разрешается с приходом новых людей, — для эффективности работы самой компании смена коллектива, как правило, не критична.

Что за птица?

Работа бухгалтерии в любой компании — это особый мир, закрытая для непосвященных планета цифр и подсчетов. Главный бухгалтер — лицо материально ответственное, поэтому и статус его очень высок, а требования к точности и грамотности его работы очень высоки — не в пример многим другим должностям. Чаще всего прямым начальником главного бухгалтера является генеральный директор, который, в принципе, не вмешивается в рутинную работу бухгалтерии, но может без особых трудностей содействовать увольнению работника учета.

Если в компании назначен новый генеральный директор, главбуху придется столкнуться с некоторыми проблемами. Особенно, если стаж и опыт его очень высоки, а новоиспеченный начальник не может похвалиться ни тем, ни другим.

Вообще, молодой и неопытный начальник — это головная боль для всего коллектива, тем более когда его профессиональные качества оставляют желать лучшего. Такой человек, как правило, совершает многочисленные ошибки, а расплачиваться за них зачастую приходится подчиненным. Помимо этого, здесь чаще срабатывает эффект психологии «босса». Многие предложения и требования такого руководителя не отличаются адекватностью, доходя порой до абсурда.

Чтобы избежать лишних проблем в подобной ситуации, главному бухгалтеру необходимо быстро сориентироваться в текущей обстановке и проявить качества хорошего психолога. Лучше всего сразу расставить все точки над «i», давая понять начальнику, что лучше стать партнерами, нежели вести непрестанный конфликт. Опытный бухгалтер отлично знает свое дело и в любой ситуации способен отстоять свою позицию. Если человек не идет на контакт, то нужно искать другой выход: попытаться понять руководителя, соглашаться со всеми его решениями, а поступать в соответствии со своими знаниями и квалификацией. В конце концов, генеральный директор — не бухгалтер, и всех тонкостей работы последнего знать не может.

Но, конечно же, самое главное при этом — никому не навредить, и в первую очередь компании. Ведь, так или иначе, и начальник, и подчиненный должны прежде всего думать о защите корпоративных интересов.

Найти компромисс

Перестановки внутри компании не всегда сказываются положительно на работе всей организации. Новым людям зачастую нелегко бывает найти общий язык друг с другом — тем более когда внутри одного коллектива сталкиваются личности с разными интересами и характерами. В подобной ситуации лучшим вариантом может стать поиск компромисса. Необходимо найти точки, где сходятся как личные, так и общие интересы.

Важно, чтобы новое руководство воспринимало подчиненных в первую очередь как партнеров — людей, которые так же, как и он, трудятся на благо всей фирмы. Если представители обеих сторон будут заинтересованы в создании крепкой и ответственной команды, то многие вышеупомянутые проблемы исчезнут сами собой. В противном случае компанию ждет незавидное будущее.

Конфликтология

Внутрикорпоративные конфликты бывают эмоциональные или деловые. Источником эмоциональных конфликтов являются личностные качества оппонентов, либо их психологическая несовместимость. Деловые конфликты чаще всего происходят, например, из-за распределения ответственности за выполнение должностных функций или прав.

Вячеслав Таймазов

Практическая энциклопедия бухгалтера

Все изменения 2018 года уже внесены в бератор экспертами. В ответе на любой вопрос у вас есть всё необходимое: точный алгоритм действий, актуальные примеры из реальной бухгалтерской практики, проводки и образцы заполнения документов.

Узнать подробнее


Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное