ФСС и страхователи: контакт установлен

ФСС и страхователи: контакт установлен

31.03.2008

Уже несколько лет функционирует так называемая поисково-мониторинговая система Фонда социального страхования Российской Федерации, но, к сожалению, далеко не все специалисты знают о ее существовании. Тем, кто является постоянным пользователем этого портала, будет интересно получить информацию о скрытых возможностях системы, а всем остальным узнать о ней как можно больше.

Мотивы создания

С введением в эксплуатацию поисково-мониторинговой системы соцстраха деятельность Фонда стала значительно прозрачней. Новый ресурс направлен на достижение наибольшей эффективности работы страховщиков. Любая организация может найти здесь полезную информацию. Данный продукт призван оптимизировать работу одного из самых напряженных участков деятельности страховщиков — сдачи ежеквартального отчета. Всем известно, что в рамках последнего прием и выверка отчетных данных страхователя является, наверное, самой трудоемкой задачей как для специалистов соцстраха, так и для страхователей. Это связано прежде всего с тем, что в присутствии последних требуется вручную ввести отчетные данные и проверить их правильность, а в случае необходимости — произвести корректировку.

Ни для кого не секрет, что в момент сдачи расчетных ведомостей в исполнительных органах Фонда образуются очереди, которые существенно увеличивают нагрузку на сотрудников этой организации. В конечном счете это приводит к росту количества ошибок. Дабы исключить присутствие представителя страхователя при сдаче отчета, а также устранить ручной ввод данных, Фонд разрабатывает программные продукты, которые обеспечивали бы прием указанной формы отчетности через Интернет. Последние позволяют ликвидировать ручной ввод данных и сократить время обработки отчета. Отметим, что такая схема работы позволит страхователю повысит достоверность представленных данных, сократить время их подготовки и сдать отчет, не выходя из своего офиса.

Расчетная ведомость по средствам ФСС, сдаваемая страхователем через Интернет, считается действительной с момента представления ее бумажного варианта.

Начнем с начала

Чтобы получить возможность работы в поисково-мониторинговой системе ФСС РФ, расположенной по адресу fz122.fss.ru, необходимо в ней зарегистрироваться. Для этого требуется указать Ф.И.О. ответственного за учет и финансы сотрудника фирмы, причем не обязательно главного бухгалтера, а также данные предприятия-страхователя. Далее следует направить официальное письмо на имя управляющего региональным отделением фонда с указанием персональных данных ответственного сотрудника, а также регистрационного имени и адреса электронной почты, которые были использованы при регистрации для получения расширенных прав. Отметим, что обычно такие права выдаются в течение нескольких дней после подачи вышеупомянутого письма. Далее заявителю по электронной почте будет послано автоматическое уведомление, информирующее его о предоставлении расширенных прав.

Не так давно на приведенном сайте появился новый пункт меню — «Страхователь», — который также свидетельствует о выделении предприятию-пользователю дополнительных полномочий. В результате организация попадает в число зарегистрированных пользователей сервера и, таким образом, может осуществлять работу с его ресурсами. В случае непредставления указанного письма в соцстрах доступ к ресурсу будет для пользователя закрыт. Пользование услугами системы бесплатно.

Войдя в систему, каждый зарегистрированный страхователь может получить полную информацию о взаиморасчетах с ФСС РФ, рассчитать больничный лист, сформировать отчетность и т.д. Также он может проверить свои платежи, направленные в счет уплаты страховых взносов от несчастных случаев на производстве. И если какой-либо из них не поступил по месту назначения, об этом можно незамедлительно сообщить путем направления в фонд электронного сообщения.

На сайте вы можете получить информацию об уже проведенных выездных и камеральных проверках, а также узнать о предстоящей ревизии. Вдобавок, здесь предоставляется возможность просмотра квартальных отчетов.

Вышеперечисленные операции можно выполнить, используя меню портала. Например, страхователь — форма 4; страхователь — карточка — расчеты с фондом; страхователь — карточка — проверки; аналитика — листки нетрудоспособности — реестр листков нетрудоспособности.

Если на вашем предприятии сменился генеральный директор или главный бухгалтер, вы должны сделать об этом отметку в разделе «регистрационные данные» (страхователь — форма 4 — регистрационные данные).

Всем известна практика, когда бухгалтер ведет отчетность сразу по нескольким предприятиям. На портале соцстраха ему предоставляется возможность делать это по всем компаниям в рамках одного пользователя. Правда, возможно это лишь в том случае, когда организации официально уполномочили его представлять их интересы. Если это условие соблюдено, то в поле «Профиль» сайта следует указать все обслуживаемые бухгалтером фирмы. Отметим, что увидеть данное поле возможно только после входа в систему в качестве зарегистрированного пользователя. Далее для каждой компании он должен распечатать заявления страхователя, подписать их, поставить печать и передать в отделение фонда по месту постановки на учет.

Как известно, всем организациям-страхователям следует в конце марта — начале апреля каждого года подтверждать основной вид своей деятельности. В этой связи у зарегистрированных пользователей этого сервера возникнет уместный вопрос: а можно ли подавать соответствующие в этом случае документы через Интернет? Ответ, к сожалению, будет отрицательным. Такой функции пока не предусмотрено.

Необходимо отметить, что для роддомов, а также всех остальных медицинских учреждений портал предоставляет ряд дополнительных функций. Первые могут быть проинформированы о вводе талонов родовых сертификатов и оформлении реестров для сдачи в ФСС РФ, вторым же предоставлено правополучения информации о просмотре расчетов с ФСС РФ по родовым сертификатам, дополнительным медицинским осмотрам, диспансеризации и первичной медико-санитарной помощи.

В разделе «Аналитика Фонда» рассматриваемого портала в рамках свободного доступа существует возможность получения информации по проекту «Здоровье». В режиме реального времени также можно узнать о судьбе бюджетных средств, выделенных для Фонда и об их использовании. Здесь же приведена информация о несчастных случаях на производстве, о санаторно-курортном обслуживании льготников, о выплате пособий по беременности и родам, об уровне зарплаты врачей и даже немало полезных советов по уходу за ребенком до полутора лет.

Новый портал, разработанный ФСС, позволит бухгалтеру вести отчетность сразу по нескольким предприятиям, причем в рамках одного пользователя.

Ведомость через Интернет

Важным дополнением, внесенным недавно в обсуждаемую программу, является возможность сдачи квартальной и годовой отчетности при помощи Всемирной паутины. Заметим, что такая идея возникла в умах работников фонда несколько лет назад, но была реализована не так давно. Данная функция носит добровольный и бесплатный характер. Стоит сказать, что при ее разработке витал в воздухе один вопрос, который тормозил всю работу на пути к осуществлению этого проекта: инициаторы идеи не могли определить схему его осуществления. По их мнению, это должны были быть специализированные организации, оказывающие услуги по передаче отчетов через Интернет или собственно рассматриваемая нами поисково-мониторинговая система ФСС РФ. В конечном итоге решение было принято в пользу собственного портала. Услуга начала функционировать, но по прошествии времени можно сказать, что очереди в соцстрахах не уменьшились, а, следовательно, на данный момент сдача отчетности подобным образом не нашла большое число сторонников. Это обусловлено прежде всего тем, что такая процедура не освобождает страхователей от подачи этого же отчета на бумажном носителе в ФСС по месту постановки на учет в установленный срок. И только после подачи его на бумаге расчетная ведомость считается действительной. К слову сказать, что полного перехода на электронную отчетность соцстрахом, по крайней мере, в ближайшее время осуществлено не будет.

Но несмотря на все перечисленные недочеты следует признать, что данная программа дает страхователям уникальную возможность получения консультаций в режиме реального времени. Поэтому с началом функционирования обсуждаемого ресурса работа многих специалистов стала легче. То есть разработчики этой системы смело могут сказать, что их творение оправдало возложенные на него надежды.

Впрочем, оценить по достоинству новое детище соцстраха можно только при непосредственном его использовании. Стоит лишь отметить, что портал постоянно обновляется, а его пользователям становятся доступны все новые возможности. Остается надеяться, что постепенное развитие и совершенствование средств телекоммуникации должно способствовать переходу и других государственных структур на новые, более совершенные формы работы с подведомственными структурами.

Как отправить отчет

После подготовки расчетной ведомости по средствам ФСС РФ отчет будет импортирован сорудниками конролирующего органа прямо с портала. Бухгалтеру лишь необходимо подтвердить готовность ведомости с помощью кнопки «Отправить отчет в ФСС», которая находится в меню редактирования отчета.

Давид Карапетян

Практическая энциклопедия бухгалтера

Все изменения 2018 года уже внесены в бератор экспертами. В ответе на любой вопрос у вас есть всё необходимое: точный алгоритм действий, актуальные примеры из реальной бухгалтерской практики, проводки и образцы заполнения документов.

Узнать подробнее


Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное