Электронный портал ускорит получение документов

Электронный портал ускорит получение документов

25.03.2008

Федеральное правительство намерено всерьез искоренить такие традиционные для нашей страны явления, как бюрократия и коррупция. Для борьбы с перечисленными бедами государство планирует использовать информационные технологии. Именно с их помощью в ближайшем будущем каждый желающий сможет получить любую справку или документ посредством интернета, факса или беспроводной связи.

Тотальная информатизация

В скором будущем информационные технологии должны стать эффективным инструментом перестройки всей экономики нашей страны. Об этом заявил первый вице-премьер Сергей Иванов, выступавший на расширенной коллегии Мининформсвязи. Широкое применение компьютерных достижений позволит повысить производительность труда, серьезно снизит энергозатраты как чиновников, так и пользователей государственных услуг.

Уже в этом году федеральные ведомства создадут базу данных, которая избавит граждан от необходимости представлять многочисленные справки для получения различных госуслуг, например, таких как регистрация прав на недвижимость. Постановлением правительства от 25 декабря 2007 г. № 931 признана необходимость создания общероссийского информационного центра для перехода федеральных органов исполнительной власти на оказание гражданам и организациям государственных услуг, связанных с обменом сведениями, которые содержатся в федеральных информационных системах, в системах регионов и органов местного самоуправления. Финансирование всех мероприятий предусмотрено за счет средств федерального бюджета в рамках программы «Электронная Россия (2002—2010 годы)».

Через два года все федеральные и региональные госструктуры планируют оснастить типовыми системами управления, центрами телефонного обслуживания населения и собственными интернет-сайтами. Речь даже идет о создании к 2010 году так называемого электронного правительства. Под этим понимается новая форма организации деятельности органов государственной власти, обеспечивающая качественно новый уровень оперативности и удобства получения гражданами и организациями государственных услуг и информации о результатах деятельности государственных органов за счет широкого применения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).

Формирование электронного правительства до 2010 года планируется обеспечить в два основных этапа. На первом, в 2008 году, планируется разработать необходимые нормативно-правовые и нормативно-технические документы, регламентирующие порядок использования ИКТ для обеспечения доступа граждан к информации о деятельности государственных органов, а также предоставления государственных услуг. На втором этапе, в 2009—2010 годах, необходимо обеспечить тиражирование и внедрение в широкую практику деятельности государственных органов типовых ведомственных технологических решений, а также завершить первый этап создания межведомственных компонентов с вводом их в промышленную эксплуатацию.

Считаете ли вы, что создание территориальной информационной системы будет способствовать снижению коррупции в вашем регионе?
  • Да — 62% (1182)
  • Нет — 30% (567)
  • Затрудняюсь ответить — 8% (167)
  • Всего проголосовавших: 1916

Результаты опроса, проведенного на сайте www.e-rus.ru

Снижение трудозатрат

Согласно постановлению правительства № 931, уже с 1 января 2009 года госуслуги гражданам и организациям будут предоставляться «через единый сайт государственных услуг в сети интернет (портал государственных услуг)». А единую базу данных не только на федеральном уровне, но и в масштабах всей страны, которая объединит органы исполнительной власти всех уровней, планируется создать в течение трех лет.

В перечень госуслуг, которые будут оказываться посредством «одного окна» с использованием электронного документооборота, могут войти до ста массовых услуг, в том числе регистрация прав на недвижимость, услуги для предпринимателей и все социальные услуги, связанные с обеспечением конституционных прав граждан. По словам директора Департамента госрегулирования в экономике Минэкономразвития Андрея Шарова, гражданин будет приходить в одно ведомство и предоставлять ему только те документы, которых у государства нет. Все остальные бумаги ведомство будет запрашивать само из единой базы данных. А потом человек придет и получит необходимый штамп. Но, пожалуй, только налогоплательщики-юрлица смогут понять «прелесть» электронного правительства, уверена руководитель Центра инвестиций в высокие технологии ИК «ФИНАМ» Элина Юрина:

— Крупные компании сами заинтересованы в том, чтобы взаимодействовать с налоговыми инспекциями посредством электронных каналов связи. Это минимизирует оборотные затраты. Поэтому это единственный случай, когда директивы власти и потребности общества совпадают.

В настоящее время уже применяются программы для сдачи налоговой отчетности в налоговые органы. С использованием настоящих программ многие организации и индивидуальные предприниматели сдают бухгалтерский баланс и другие документы в соответствующие органы, уверен адвокат Павел Ламбров:

— Я думаю, что с претворением настоящей программы в жизнь можно будет оперативно получать необходимые документы из налоговой и прочих структур, оптимизируя работу компании.

Предполагается, что внедрение электронного правительства позволит снизить трудозатраты органов государственной власти на организацию обмена информацией на межведомственном уровне до 50 процентов. А уменьшение административной нагрузки на граждан и организации, связанное с предоставлением в органы власти необходимой информации, снижением количества обращений граждан в органы власти для оказания услуг, сокращением времени ожидания за счет повышения оперативности взаимодействия ведомств на основе ИКТ на принципах «одного окна», позволит в масштабах страны получить ежегодную экономию до 10 млрд рублей.

Реализация проекта внедрения информационно-коммуникационных технологий возложена на Мининформсвязи, в которое до 1 марта 2008 года остальные министерства должны будут предоставить информацию о составе и характеристиках ведомственных информационных систем. К этому же сроку Мининформсвязи должно внести в правительство поэтапный план перехода на электронный документооборот со сроками утверждения регламентов, перечня госуслуг, оказываемых через «одно окно», и других нормативных документов. В свою очередь, Минфин и Минэкономразвития должны будут предусмотреть необходимые расходы на реализацию этого проекта в бюджете.

Фантастические планы

Целевые пользователи виртуальных госуслуг довольно скептически относятся к идее информатизации деятельности различных ведомств. В частности, бухгалтер компании «Спортленд» Марина Акимова считает, что грандиозные планы чиновников чересчур амбициозны:

— На мой взгляд, это все из области фантастики. Дело в том, что отсутствует согласованность в службах, и часто требуются дублирующие справки. Причем каждое ведомство считает свои справки наиболее важными. Создание единого интернет-сайта пока еще тоже не совсем реально, потому что все мы знаем уязвимость этого вида передачи информации. И уж если это когда-то и произойдет, то коснется только московского региона или максимум центрального. У нас в стране даже не везде есть свет и телефоны. Вспомните, как активно говорилось о создании кредитных бюро. Ну и где они? Вот и в данном случае, скорее всего, создание портала госуслуг закончится, так и не успев начаться.

Проект будущего

В настоящее время, в госучреждениях, особенно Москвы и Московской области, при сдаче документов, получении информации и документов, при обращениях граждан и юридических лиц очереди стали обычным явлением, говорит Павел Ламбров:

— Например, в столичном отделении Управления Федеральной регистрационной службы, других ведомствах можно потратить целый день для сдачи документов. Поэтому в первую очередь создание единого портала государственных услуг систематизирует получение информации об оказании услуг, упростит процедуру получения информации, и, конечно, ускорит решение тех или иных задач.

Сроки, запланированные правительством по внедрению в свою деятельность информационных технологий, вполне осуществимы, уверены эксперты. По словам Элины Юриной, единый центр будет создан, так как выделено финансирование, указаны сроки и назначен куратор в лице Мининформсвязи. Соответственно, это министерство обязано будет отчитаться перед правительством.

В постановлении правительства № 931 не сказано об объеме и характере сведений, которыми будет располагать общероссийский государственный информационный центр (ОГИЦ). И вполне вероятно, указанный центр начнет работать с предоставления тех сведений через единый сайт государственных услуг в сети интернет, которыми уже располагают государственные органы всех уровней, говорит аудитор компании «Финстатус» Ирина Денисенко:

— На этом этапе нужно только объединить уже имеющуюся информацию, и это вполне реально сделать к январю 2009 года. В дальнейшем, по мере изменения в базах данных информационных систем федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов федерации, других государственных органов и органов местного самоуправления, должна автоматически пополняться база данных общероссийского государственного информационного центра.

Таким образом, проблем с осуществлением планов информатизации в заявленные сроки возникнуть не должно. Только пока сложно сказать, насколько понятным и емким будет запланированный портал государственных услуг, сетует Элина Юрина.

В частности, в постановлении правительства № 931 региональным властям рекомендуется создать региональные информационные центры для обеспечения предоставления государственных услуг с использованием телекоммуникационных технологий. Но сложно определить, есть ли реальная необходимость в появлении региональных порталов. По мнению Ирины Денисенко, при создании общероссийского государственного информационного центра для оказания услуг населению и организациям через единый интернет-сайт отсутствует необходимость в разработке региональных центров. Объясняется это достаточно просто: если все сведения будут содержаться во всероссийской базе, зайти в интернет и получить необходимые сведения можно, находясь как в Москве, так и, к примеру, в Иркутске.

О готовности регионов к осуществлению проекта на своем уровне судить пока сложно, так как для этого необходимо знать, имеют ли они для этого соответствующие финансовые возможности и административные ресурсы. По предположению Павла Ламброва, настоящий проект будет вводиться в нашей стране постепенно, начиная с Москвы и других больших городов в регионах. Тем не менее большинство регионов к внедрению центров пока не готовы, полагает Элина Юрина:

— «Лишние» деньги на развитие таких проектов есть у Москвы, Санкт-Петербурга, Краснодарского и Красноярского краев, Нижегородской области, может быть, еще у нескольких богатых регионов. Для них это имиджевый проект, не имеющий ничего общего с нынешними потребностями населения. Другими словами, проект будущего.

Особенности реализации

Предположения некоторых экспертов, что введение информационно-коммуникационных технологий заставит сотрудников различных ведомств углубленно осваивать работу с компьютером, скорее всего беспочвенны. По словам Ирины Денисенко, фактически во всех организациях — и госучреждения не исключение — вся работа построена на использовании информационно-вычислительных средств, электронных баз и т. п.:

— Перевод на новый формат работы не должен ввести в шоковое состояние чиновников. Единственное, что их может неприятно удивить, так это отсутствие народа в коридорах.

Благодаря широкому применению информационно-коммуникационных технологий, ведомства смогут оперативнее выполнять свои функции. Это, в свою очередь, положительно отразится на взаимодействии граждан, юридических лиц с настоящими ведомствами, уверен Павел Ламбров:

— Что касается коррупции, по моему мнению, она останется, так как некоторые вопросы все равно придется решать при личном контакте с должностными лицами.

Иного мнения придерживается Элина Юрина. По ее словам, электронное правительство в состоянии снизить уровень взяточничества. Например, оснастив гаишника электронным терминалом, государство даст водителю возможность оплачивать штраф кредитной картой. Таким образом, отпадет и необходимость разбирательства «на месте».

Однако в процессе реализации программы электронного правительства не исключены и различные проблемы. Так, может произойти технический сбой программы или будет недостаточно средств для ее финансирования, атака хакеров и т. д. Чтобы преодолеть все трудности, необходимо осуществление обязательного контроля за реализацией программы, говорит Павел Ламбров.

При решении задач общероссийского масштаба все сразу предусмотреть невозможно. Однако обращают на себя внимание несколько технических моментов. Во-первых, существует необходимость идентификации заказчика запрашиваемых сведений. По словам Ирины Денисенко, такая потребность вызвана тем, чтобы «товарищ Иванов не мог получить сведений о состоянии дел товарища Петрова, это также касается организаций»:

— Технически это может быть решено при регистрации заказчика. В дальнейшем можно ввести индивидуальный код или пароль в электронный чип паспорта нового образца, и этот код будет идентифицировать заказчика.

Помимо перечисленного, необходимо четко определить сроки получения запрашиваемых сведений. Также, считает Ирина Денисенко, должен быть указан исполнитель выполняемых запросов. И если качество услуги не удовлетворило заказчика, должна быть предусмотрена повторная бесплатная процедура исполнения запроса.

Основные сложности в процессе реализации программы информатизации все-таки связаны с низкой востребованностью электронного правительства в нашей стране.

Интернет, конечно, развивается у нас быстро, но пока что не стал важным средством коммуникации населения, говорит Элина Юрина:

— Более того, сегодня уровень доверия к власти очень низок. И перед тем как ставить глобальные цели по интернетизации органов власти, стоит, наверное, сделать саму власть более нужной народу. Только в этом случае появится доверие.

Последний момент — перед внедрением электронного документооборота с населением стоит поработать над внедрением внутреннего электронного оборота в ведомствах. Пока что бюрократия потребляет тонны бумаги, и это притом, что системы внедрены, считает Элина Юрина. По ее словам, «их внедрение произошло действительно на бумаге. Чиновникам не нужны и непонятны электронные системы».

Какие направления ФЦП «Электронная Россия» вам известны
  • Электронное правительство — 34%
  • Электронный документооборот — 26%
  • Информатизация учебных заведений — 19%
  • Дистанционное образование — 14%
  • Телемедицина — 8%
  • Всего проголосовавших: 1027

Результаты опроса, проведенного на сайте www.e-rus.ru

Лидия Захарова

Практическая энциклопедия бухгалтера

Все изменения 2018 года уже внесены в бератор экспертами. В ответе на любой вопрос у вас есть всё необходимое: точный алгоритм действий, актуальные примеры из реальной бухгалтерской практики, проводки и образцы заполнения документов.

Узнать подробнее


Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное