Повесть об исчезнувших платежах

Повесть об исчезнувших платежах

20.03.2008

Как известно, все организации, ведущие коммерческую деятельность, перечисляют ежемесячно в бюджет и во внебюджетные фонды денежные средства в соответствии с налоговым законодательством. Однако возможны ситуации, когда деньги уходят на другой код бюджетной классификации или попадают на невыясненные платежи. В конечном итоге дело может дойти и до судебного разбирательства.

Как гром среди ясного неба

Нарушить спокойную работу ничего не подозревающего бухгалтера может приход уведомления об уплате недоимки по какому-либо из налогов. Впрочем, подобную ситуацию можно предотвратить. Для этого необходимо сразу после того как уплата была произведена, проверить правильность заполнения платежек, произвести сверку платежей с налоговым органом, а в случае выявления ошибок или недоимок незамедлительно поднять тревогу. Искать деньги необходимо у того органа, КБК которого был вами указан. Это может быть налоговая инспекция, фонды, таможня и т.д. Если же КБК найти не удается, то для розыска денег следует обратиться туда, куда предназначался платеж.

Допустим, совместными усилиями с налоговым органом вам удалось найти КБК, на который попал платеж. В соответствии со статьей 78 Налогового кодекса средства, которые зачислены на ошибочный КБК, можно вернуть, если у налогоплательщика отсутствует задолженность на этом КБК. Также их можно зачесть в счет уплаты других налогов.

Стоит отметить, что на практике более вероятен зачет денежных средств, нежели их возврат.

Возможно, что деньги должны были попасть к налоговикам, а в итоге ошибочно поступили в Фонд социального страхования. В этой ситуации следует обращаться в указанный фонд, который должен найти эти средства у себя на счете и вернуть их. Но, к сожалению, на практике все может быть иначе.

Требования закона

В соответствии со статьей 78 НК РФ обязанность осуществлять возврат или зачет страхователям уплаченных в Пенсионный фонд взносов на обязательное пенсионное страхование возложена на налоговый орган.

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика, погашения недоимки либо возврату в порядке, предусмотренном данной статьей. Зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится, если иное не установлено НК, налоговым органом по месту учета налогоплательщика без начисления процентов на эту сумму, если иное не установлено данной статьей.

Практика как призыв к действию

Нижеследующая ситуация произошла в Московско-Рязанском отделении Московской железной дороги — филиале ОАО «РЖД» в середине 2007 года. Данная организация — исправный налогоплательщик — осуществив в мае ежемесячную уплату Единого социального налога в части страховой и накопительной части трудовой пенсии, столкнулась с ситуацией, когда в двух платежных поручениях в наименовании платежа была указана «страховая часть», а в поле КБК — «накопительная часть», и наоборот. Так что в налоговом органе сумма налога по страховой части легла на КБК накопительной, а сумма налога по накопительной — на КБК страховой части. Причем на момент передачи в банк платежные поручения были оформлены корректно. В полях «наименование платежа» и «КБК» стояли идентичные значения. Предполагалось, что изменения в платежках могли произойти в банке, но он сослался на сбой в программе.

Так или иначе, предстояло решать эту проблему, ведь сумма уплаченного налога по страховой части значительно выше, чем по накопительной. Вследствие всего вышеперечисленного за организацией после поступления платежей в налоговую инспекцию образовалась недоимка по страховой части — что означало начисление пеней — и переплата по накопительной. Создавшаяся ситуация заставила мгновенно отреагировать бухгалтерию компании. Было написано письмо о зачете денежных средств в Налоговую инспекцию № 8 по г. Москве с просьбой перебросить ошибочно уплаченные платежи. Оно было согласовано с Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации № 6 по г. Москве и Московской области. Однако инспекция, рассмотрев заявление налогоплательщика в десятидневный срок, вынесла решение об отказе.

Средства, зачисленные на ошибочный КБК, можно вернуть или же зачесть в счет уплаты других налогов.

Непонятная мотивация

Аргументом для этого послужило письмо Федеральной налоговой службы РФ от 19 октября 2005 г. № 19-4-04/ 000022 и ст. 3 Федерального закона № 167 от 15 декабря 2001 г., в которых говорилось, что страховые взносы — это индивидуально возмездные обязательные платежи, уплачиваемые в бюджет Пенсионного фонда и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию. Вдобавок налоговики сослались на Конституционный суд РФ. В его определениях от 5 февраля 2004 г. № 28-О и от 4 марта 2004 г. № 49-О отмечалось, что страховые взносы на обязательное пенсионное страхование существенно отличаются от налогов по следующим критериям: налоговые платежи не имеют адресной основы, характеризуются индивидуальной безвозмездностью, безвозвратностью и не персонифицируются при поступлении в бюджет. В отличие от них пенсионные взносы отвечают признакам возмездности и возвратности, поскольку при поступлении в бюджет Пенсионного фонда РФ персонифицируются в разрезе каждого застрахованного лица и учитываются на индивидуальных лицевых счетах, открытых каждому застрахованному лицу в органах Пенсионного фонда РФ. Более того, учтенные на таком счете взносы формируют страховое обеспечение, которое выплачивается застрахованному лицу при наступлении страхового случая.

Именно так мотивировали налоговые органы свой отказ в произведении зачета.

Заседание объявляется закрытым

Московско-Рязанским отделением Московской железной дороги — филиала ОАО «РЖД» было принято решение о передаче дела в Арбитражный суд г. Москвы. Далее юридический отдел компании направил в судебную инстанцию заявление о признании незаконным решения об отказе налогового органа в зачете уплаченных денежных средств. В нем организация ссылалась на то, что решения налоговиков расходятся с действующими нормами законодательства в части применения ст. 78 Налогового кодекса, ст. 2 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», п. 1 ст. 25 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ, приложения № 11.1 Федерального закона от 15 августа 1996 г. № 115-ФЗ «О бюджетной классификации Российской Федерации», ст. 2 Федерального закона от 15 августа 1996 г. № 115-ФЗ, приказа Минфина России от 16 декабря 2004 г. №116н. Поэтому, как считали представители фирмы, суду следует признать незаконным решение инспекции и обязать налоговый орган удовлетворить письмо о зачете.

В итоге, рассмотрев материалы дела, суд постановил признать действия налогового органа незаконными как не соответствующие ст. 78 НК РФ, и обязал налоговиков произвести зачет денежных средств с одного КБК на другой. Тем самым исковые требования заявителя были удовлетворены в полном объеме, а ссылки на статьи и нормативные акты признаны правомерными.

Имеют право!

Приложением № 11.1 Федерального закона от 15 августа 1996 г. № 115-ФЗ «О бюджетной классификации РФ» предусмотрено, что администраторами поступлений в бюджет Пенсионного фонда по коду главы 182 бюджетной классификации являются налоговые органы.

Это относится, в частности, к коду 18 210 202 020 061 000 160 — «Страховые взносы в виде фиксированного платежа, зачисляемые в Пенсионный фонд РФ на выплату накопительной части трудовой пенсии» — а также к коду 18 210 202 010 061 000 160 («Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в РФ, зачисляемые в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой части трудовой пенсии»).

Давид Карапетян

Практическая энциклопедия бухгалтера

Все изменения 2018 года уже внесены в бератор экспертами. В ответе на любой вопрос у вас есть всё необходимое: точный алгоритм действий, актуальные примеры из реальной бухгалтерской практики, проводки и образцы заполнения документов.

Узнать подробнее


Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное