Повторная проверка

Повторная проверка

19.03.2008

Иногда налоговые органы приходят на предприятие с выездной налоговой проверкой, не дожидаясь окончания года. Естественно, это вызывает вопросы относительно правомерности действий чиновников, а также чем могут быть чреваты их действия.

Вправе ли инспекторы?

Для некоторых налогов установлен достаточно длительный налоговый период. К примеру, применительно к налогу на прибыль таковым является календарный год. Понятно, что произвести по ним окончательный расчет суммы своих обязательств перед бюджетом можно только по итогам налогового периода.

Однако иногда проверяющие приходят на предприятие с выездной налоговой проверкой, не дожидаясь окончания года. В связи с этим возникают вопросы о том, насколько правомерны подобные действия чиновников, и каковы последствия таких проверок для предпринимателей?

Выездная проверка

Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся прежде всего к Налоговому кодексу. Согласно п. 4 ст. 89 НК РФ предметом выездной налоговой проверки является правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. В рамках такого мероприятия может быть затронут период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.

Следует отметить, что в п. 4 ст. 89 НК РФ не уточняется, какой именно период может быть охвачен выездной налоговой проверкой — налоговый или отчетный. Поэтому она может быть произведена применительно к ним обоим.

Итак, запретов на проведение выездной проверки неполного налогового периода Налоговый кодекс не содержит. Более того — судебная практика также говорит о том, что такие проверки возможны. Речь идет о постановлении ФАС Московского округа от 29 июня 2007 г. № КА-А40/4906-07, постановлении ФАС Северо-Западного округа от 9 октября 2006 г. по делу № А26-3664/2006-216, постановлении ФАС Северо-Западного округа от 10 марта 2006 г. по делу № А13-8082/2005-19, постановлении ФАС Уральского округа от 21 ноября 2006 г. № Ф09-10326/06-С7 по делу № А60-6217/06, постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 19 июня 2007 г. № Ф08-3511/2007-1427А по делу № А32-34280/2004-12/697.

Таким образом, проведение выездной налоговой проверки за неполный налоговый период вполне допустимо.

Последствия

Итак, мы выяснили, что инспекторы имеют право проверить не только налоговый, но и отчетный период. Теперь рассмотрим последствия такой проверки. По ее результатам контролеры:

1. Вправе начислить и взыскать с налогоплательщика авансовые платежи. Это следует из п. 3 ст. 58 НК РФ, письма МНС РФ от 8 февраля 2002 г. № ВГ-6-02/160@ «Об авансовых платежах налога на прибыль», п. 12 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 22 декабря 2005 г. № 98 «Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации».

2. Вправе начислить и взыскать пени на сумму неуплаченных авансовых платежей. Данный вывод можно сделать из п. 3 ст. 58 НК РФ, п. 1 постановления Пленума ВАС РФ от 26 июля 2007 г. № 47 «О порядке исчисления сумм пеней за просрочку уплаты авансовых платежей по налогам и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование», п. 20 постановления Пленума ВАС РФ № 5 от 28 февраля 2001 г., постановления ФАС Московского округа от 29 декабря 2005 г. № КА-А41/11613-05, постановления ФАС Московского округа от 22 декабря 2005 г. № КА-А41/11797-05. Аналогичная позиция изложена и в письме Минфина России от 25 сентября 2006 г.№ 03-03-04/1/670.

3. Не вправе привлечь предприятие к налоговой ответственности.

В справедливости сказанного можно убедиться из п. 3 ст. 58 НК РФ, постановления ФАС Московского округа от 22 февраля 2005 г., 21 февраля 2005 г. № КА-А40/649-05, постановления ФАС Северо-Западного округа от 20 декабря 2005 г. № А26-5822/2005-216.

Кроме того, после проведения выездной проверки за неполный налоговый период инспекторы не вправе проводить повторную проверку того же неполного налогового периода. Исключением являются случаи, предусмотренные п. 10 ст. 89 НК РФ.

Контролеры достаточно часто проводят выездные проверки неполных налоговых периодов по налогу на прибыль или ЕСН, в рамках которых проверяются 6 или 9 месяцев.

Проверили еще раз

По общему правилу налоговые органы не вправе проводить две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период (п. 5 ст. 89 НК РФ). При этом важно отметить, что в п. 5 ст. 89 НК РФ не указан какой-либо конкретный период — налоговый или отчетный — т.е. речь идет о любом из них. Это подтверждается постановлением ФАС Северо-Западного округа от 6 сентября 2005 г. № А56-2744/2005. А раз так, то выводы, сделанные по первой проверке, изменены быть не могут.

О правоте налоговиков

Налоговый орган провел выездную налоговую проверку организации за 9 месяцев 2006 г. по налогу на прибыль.

Инспекция доначислила фирме авансовые платежи и пени, но не привлекла ее к налоговой ответственности, так как проверялся неполный налоговый период.

В дальнейшем налоговики произвели проверку 4 квартала 2006 года. За этот период инспекция недоначислила компании авансовые платежи и пени. Но вместе с тем, не проверяя повторно 9 месяцев 2006 г., налоговый орган привлек налогоплательщика к ответственности за неполную уплату налога на прибыль за весь налоговый период (2006 г.), основываясь на выводах, сделанных ранее.

Что дальше?

Проведение повторной выездной налоговой проверки, по общему правилу, влечет те же последствия, что и проведение первоначальной — чиновники праве взыскать суммы неуплаченных налогов (авансовых платежей), пеней, а также привлечь налогоплательщика к ответственности в случаях, предусмотренных НК РФ, и в порядке, который регламентирован законодательством. Вместе с тем повторная проверка имеет свои особенности, также оговариваемые Налоговым кодексом.

Согласно п. 10 ст. 89 НК РФ если при проведении повторной выездной проверки выявлен факт совершения налогоплательщиком правонарушения, которое не было выявлено ранее, к нарушителю нельзя применить санкции. Исключением являются случаи, когда невыявление факта правонарушения при проведении первоначальной проверки явилось результатом сговора между коммерсантами и налоговыми инспекторами.

Высок ли риск?

Как указано выше, в НК РФ существует три основания для проведения повторных выездных налоговых проверок. При подаче уточненной декларации, а также ликвидации или реорганизации компании риск проведения такой проверки достаточно велик. Если же она проводится вышестоящим налоговым органом в целях контроля деятельности нижестоящей налоговой инспекции, то такие случаи довольно редки.

В то же время указанный риск увеличивается в том случае, если компания сама привлекает к себе повышенное внимание. Например, это может быть при подаче налогоплательщиком жалобы в вышестоящий налоговый орган, при привлечении внимания в СМИ к налоговым проблемам фирмы, а также в других подобных случаях.

Олег Мясников

Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное