«Вмененка» на колесах

«Вмененка» на колесах

21.03.2008 распечатать

Предпринимательская деятельность по перевозке пассажиров и грузов при положительном решении местных властей подлежит переводу на ЕНВД. Как оказалось, многие заблуждаются, думая, что те организации, чей автопарк насчитывает не более 20-ти машин, могут безоговорочно воспользоваться благами спецрежима.

Согласно формулировке Налогового кодекса, приведенной в подпункте 5 пункта 2 статьи 346.26, «вмененное» ограничение в 20 автомобилей установлено в отношении транспортных средств, принадлежащих налогоплательщику на праве собственности или пользования, владения и распоряжения, использование которых связано с оказанием услуг по перевозке. При этом необходимо учитывать, что к транспортным средствам в целях применения ЕНВД Кодекс относит автобусы любых типов, легковые и грузовые автомобили, и исключает из этого ряда прицепы, полуприцепы и прицепы-роспуски. Как видим, во внимание принимаются три характеристики авто: в каких целях оно применяется, его категория и наличие прав на его использование.

Право имеющие

Так, за разъяснениями в Минфин обратилась фирма, имеющая 12 автомобилей на праве собственности и 18 по договору лизинга. При этом непосредственно в предпринимательской деятельности в сфере автотранспортных услуг по перевозке используются лишь 19 машин. Три авто предназначены лишь для собственных нужд, шесть сданы в субаренду, а еще две единицы представляют собой спецтехнику — автокраны. Есть ли в данном случае пространство для «вмененки»?

В письме от 22 февраля 2008 г. № 03-11-04/3/87 финансисты, прежде всего, ответили, что при рассмотрении вопроса, выполняется ли фирмой ограничение в 20 автомобилей, учитываются все транспортные средства, которые либо находятся на балансе компании, либо арендованы, в том числе по договору лизинга или субаренды. При этом доводы специалистов весьма логичны и просты. Дело в том, что и субарендатор и лизингополучатель согласно гражданскому законодательству по соответствующим соглашениям получают имущество во временное владение и пользование (ст. 615, 665 ГК). Следовательно, правовой режим полученных таким путем авто вполне отвечает «вмененной» главе Налогового кодекса, резюмировали представители главного финансового ведомства. Тем не менее, подчеркнули они, если подобные транспортные средства используются в иных целях, нежели для оказания автотранспортных услуг по перевозке, то в расчет «вмененного» лимита они не берутся.

Договор перевозки

Согласно тем же пояснениям Минфина под указанными услугами следует понимать услуги по перевозке пассажиров и грузов, которые классифицируются ОКУН ОК 002-93 (утвержден постановлением Госстандарта от 28 июня 1993 г. № 163) по кодам 021520 — 021553, 022500 и оказываются на основе заключенных договоров перевозки.

По смыслу положений Гражданского кодекса по договору перевозки груза фирма обязуется за определенную плату доставить вверенное ей отправителем имущество в пункт назначения и передать его получателю (п. 1 ст. 785 ГК РФ). Такое соглашение подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (п. 2 ст. 785 ГК РФ). Если же речь идет о перевозке людей, то в данном случае компания берет на себя обязанность доставить куда следует пассажира и при необходимости его багаж. Заключение такого договора перевозки удостоверяется билетом и багажной квитанцией (п. 2 ст. 786 ГК РФ).

Таким образом, если транспортные средства компании используются для оказания услуг по договорам, которые не отвечают вышеприведенным требованиям, то они априори не увеличивают «вмененный» автопарк, поскольку такая деятельность уже не может облагаться ЕНВД. Кроме того, указывают финансисты в письме 03-11-04/3/87, подсчитывая количество машин в целях соблюдения «вмененных» норм, можно не принимать во внимание автотранспорт, который применяется лишь для хозяйственных нужд или в качестве служебного транспорта. Правда, в случае совмещения такого использования авто с их участием в профильной деятельности, это правило уже не работает.

Спецназначение

Как уже говорилось выше, законодатель четко определил перечень транспортных средств, посредством которых могут производиться перевозки, подпадающие под «вмененный» спецрежим. Это только автобусы любых типов, легковые и грузовые автомобили, предназначенные для перевозки по дорогам соответственно пассажиров и грузов (ст. 346.27). Отвечая на конкретные вопросы, относится ли к таковым тот или иной вид авто, финансисты, как правило, обращаются к Общероссийскому классификатору основных фондов ОК 013-94 (утвержден постановление Госстандарта от 26 декабря 1994 № 359). При этом все основные фонды, которые не подпадают в подраздел классификатора «Средства транспортные», представители Минфина исключают из перечня потенциально «вмененных». Так, на этом основании специалисты главного финансового ведомства отказывают в применении ЕНВД при оказании следующих услуг:

  • по перевозке грузов с помощью автопогрузчиков и тракторов (письмо Минфина от 26 ноября 2007 г. № 03-11-04/3/459);
  • по перевозке мусора автомобилями-мусоровозами (письмо Минфина от 31 января 2008 г. № 03-11-04/3/35, от 17 апреля 2007 г. № 03-11-04/3/117);
  • по перевозке товарного бетона автобетоносмесителями (письма Минфина от 2 ноября 2007 г. № 03-11-04/3/432, от 8 июня 2007 г. № 03-11-04/3/213).

Следовательно, и при определении предельного количества транспортных средств, установленного статьей 346.26 Кодекса, спецтехнику учитывать не следует, утверждают финансисты.

М. Тушнов, эксперт «Федерального агентства финансовой информации»

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.