Бухгалтерская учетная политика

Бухгалтерская учетная политика

11.03.2008

Некоторые фирмы не уделяют разработке учетной политики должного внимания и дублируют ее из года в год. Это нецелесообразно, так как в течение года меняются как хозяйственное положение на фирме, так и законодательство. Подобные действия могут стать причиной ухудшения финансового состояния предприятия. Рассмотрим основные моменты бухгалтерской учетной политики на 2008 год.

В процессе формирования учетной политики для целей бухгалтерского учета можно выделить два направления: организационное и методическое.

Организационное. Предполагает принятие и утверждение:

  • рабочего плана счетов бухгалтерского учета;
  • форм первичных учетных документов, не предусмотренных типовыми формами первичной учетной документации, с учетом требований статьи 9 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»;
  • положения о бухгалтерской службе организации;
  • должностных инструкций работников бухгалтерии;
  • плана-графика документооборота;
  • порядка внутреннего контроля сохранности ресурсов, их эффективного использования.

Методическое. Предполагает принятие решения о способах ведения бухгалтерского учета.

это важно

Способы учета, которые одинаковы для всех, в учетную политику включать не нужно. При возможности же нескольких способов ведения бухгалтерского учета, в учетной политике закрепляется один из них.

Что нового

По сравнению с прошлым 2007 годом, законодатели порадовали бухгалтеров отсутствием большого количества изменений в бухгалтерском учете, вступающих в силу с 2008 года.

Приказом Минфина России от 26 марта 2007 г. № 26Н «О внесении изменений в нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету» внесены изменения в следующие документы:

  • Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности (утвержденные приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н);
  • ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов» (утвержденное приказом Минфина России от 9 июня 2001 г. № 44н);
  • Методические указания по бухучету материально-производственных запасов (утвержденные приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н ).

Также на официальном сайте Минфина (www1.minfin.ru) размещены проекты изменений следующих документов:

  • ПБУ 3/2006 «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте»;
  • ПБУ 8/01 «Условные факты хозяйственной деятельности»;
  • ПБУ 7/98 «События после отчетной даты»;
  • ПБУ 11/2007 «Информация о связанных сторонах»;
  • ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль»;
  • ПБУ 9/99 «Доходы организации»;
  • план счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкция по его применению;
  • ПБУ 2/07 «Учет договоров строительного подряда»;
  • ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов».
Прощай, ЛИФО!

С 1 января 2008 года такого метода списания материалов или товаров, как ЛИФО, больше не будет. Упоминание о нем исключено из бухгалтерских нормативных документов.

В связи с этим многим предприятиям, которые пользовались таким методом, придется корректировать свою бухгалтерскую учетную политику на 2008 год. Им следует выбрать для себя один из оставшихся трех методов списания ценностей (п. 16 ПБУ 5/01):

  • по себестоимости каждой единицы;
  • по средней себестоимости;
  • по себестоимости первых по времени приобретения материально-производственных запасов (ФИФО).

Причем в налоговом учете метод ЛИФО останется. Необходимые изменения в Налоговый кодекс еще не внесены. Чтобы не вести двойной учет, этот метод лучше исключить и из налоговой учетной политики.

Также для материально-производственных запасов в учетной политике необходимо выбрать порядок учета:

  • по фактическим затратам на их приобретение;
  • по учетным ценам (плановым, нормативным).

это важно

Следует учесть, что срок утверждения учетной политики должен быть таков, чтобы все работники организации, которых непосредственно затрагивают положения разработанных документов, успели с ними ознакомиться.

Учет основных средств

В этом разделе необходимо определить:

1. Один из четырех способов начисления амортизации (п.18 ПБУ 6/01):

  • линейный;
  • способ уменьшаемого остатка;
  • способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования;
  • способ списания стоимости пропорционально объему продукции, работ.

Следует учесть, что выбранный способ амортизации должен использоваться в течение всего срока полезного использования объектов, входящих в эту группу.

2. Лимит стоимости актива для целей его признания основным средством (п. 5 ПБУ 6/ 01).

Активы, в отношении которых выполняются условия, предусмотренные в пункте 4 ПБУ 6/01, могут отражаться в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в составе материально-производственных запасов.

Указанный порядок учета — это право, а не обязанность организации. Объекты, подпадающие под определение основных средств, стоимостью не более 20 000 рублей можно учитывать так же, как и объекты стоимостью свыше 20 000 рублей, начисляя по ним амортизацию.

3. Порядок учета объектов недвижимости, на которые еще не зарегистрировано право собственности.

4. Порядок проведения переоценки групп однородных объектов основных средств по текущей (восстановительной) стоимости (п. 15 ПБУ 6/01). Возможно также указать, что переоценка основных средств не производится. Если решение о переоценке будет принято, то в дальнейшем она должна производиться регулярно, чтобы стоимость основных средств, по которой они отражаются в бухгалтерском учете и отчетности, существенно не отличалась от текущей (восстановительной) стоимости.

О нематериальном

При учете нематериальных активов в учетной политике необходимо выбрать способ начисления амортизации (п. 15 ПБУ 14/2000), а также определить способ отражения этой амортизации в бухгалтерском учете. Напомним, что, согласно ПБУ 14/2000, есть два возможных варианта:

  • накопление соответствующих сумм амортизации на счете 05;
  • уменьшение первоначальной стоимости объекта, с использованием только счета 04.

Что касается организационных расходов и деловой репутации, то их разрешено амортизировать только путем равномерного уменьшения первоначальной стоимости.

Прочее в учетной политике

Учет товаров. В этом разделе необходимо определить порядок учета транспортно-заготовительных расходов (п. 13 ПБУ 5/01). Их следует учитывать по себестоимости приобретенных товаров и погашать по мере реализации или учитывать отдельно в составе расходов на продажу. В этом случае можно рассчитывать сумму транспортно-заготовительных расходов, приходящихся на остаток товаров на конец отчетного периода.

Следует учесть, что порядок учета товаров для розничной торговли возможен по покупным или по продажным ценам. Эти цены отражаются на счете 41 «Товары», а вот разница между покупной и продажной стоимостью отражается на счете 42 «Торговая наценка».

Учет спецодежды. Порядок бухгалтерского учета специальной одежды (независимо от срока ее носки и стоимости) установлен Методическими указаниями по бухгалтерскому учету специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды (утверждены приказом Минфина России от 26 декабря 2002 г. № 135н).

Если организация относит спецодежду к средствам в обороте, то учет можно вести на субсчетах к счету 10 «Материалы»:

  • субсчет 10.10 «Специальная оснастка и специальная одежда на складе»;
  • субсчет 10.11 «Специальная оснастка и специальная одежда в эксплуатации».

Если же организация решит учитывать спецодежду в качестве основных средств, в соответствии с ПБУ 6/01, ей необходимо использовать для этой цели счет 01.

Выпуск готовой продукции. В учетной политике также необходимо определить порядок учета готовой продукции:

  • по нормативной (плановой) себестоимости. В этом случае в рабочий план счетов необходимо включить счет 40 «Выпуск продукции» для обобщения информации о выпущенной продукции и выявления отклонений фактической производственной себестоимости этой продукции, работ, услуг от нормативной (плановой) себестоимости;
  • по фактической себестоимости (без применения счета 40).
Признание расходов

Косвенные расходы. В учетной политике необходимо закрепить порядок учета и распределения косвенных расходов. Выбранный способ распределения должен соответствовать существующим на фирме технологическим процессам и быть простым и нетрудоемким. Обычно выбирают одну из следующих баз для распределения:

  • пропорционально заработной плате основного производственного персонала;
  • пропорционально стоимости сырья, материалов, полуфабрикатов, отпущенных на производство;
  • пропорционально количеству отработанных машино-часов;
  • пропорционально объему выпущенной продукции.

Распределение общехозяйственных расходов со счета 26 в соответствии с пунктом 9 ПБУ 10/99 производится в дебет счетов основного производства (20, 23, 29) или непосредственно на счет 90.

Расходы будущих периодов

Списание расходов будущих периодов в учетной политике можно закрепить одним из способов: равномерное списание в течение периода, к которому они относятся, или списание расходов пропорционально объему продукции.

Фирма может самостоятельно разработать собственный экономически обоснованный порядок списания расходов. Но его обязательно надо прописать в своей учетной политике.

Кредиты и займы

Что касается кредитов и займов, то исходя из пункта 32 ПБУ 15/01 в учетной политике фирмы по учету займов и кредитов необходимо наличие следующих данных:

  • о переводе долгосрочной задолженности в краткосрочную;
  • о составе и порядке списания дополнительных затрат по займам;
  • о выборе способов начисления и распределения причитающихся доходов по заемным обязательствам;
  • о порядке учета доходов от временного вложения заемных средств.

Если же организация только создается, то утвердить учетную политику ей нужно до первой публикации бухгалтерской отчетности, но не позднее 90 дней со дня государственной регистрации в качестве юридического лица. В этом случае будет считаться, что фирма применяет учетную политику с момента государственной регистрации.

Л. Кузьмичева, налоговый консультант

Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное