Транспортные сети

Транспортные сети

07.03.2008

Понятие «транспортный налог» не является новым для законодательства Российской Федерации, но несмотря на это все чаще вызывает у бухгалтеров немало трудностей. Разобраться в нюансах его учета помогут специалисты Аудиторско-консалтинговой группы «ЭКФАРД».

Нет авто, но есть налог?

Трудности могут возникнуть в том случае, когда организация приобретает автомобиль, а через какое-то время его угоняют. Здесь, естественно, встает вопрос — нужно ли уплачивать налог, или нет, и ответить на него поможет Налоговый кодекс. Согласно подпункту 7 пункта 2 статьи 358 НК РФ транспортные средства, которые находятся в розыске, не признаются объектом налогообложения, но лишь при условии подтверждения факта их угона документом, выдаваемым уполномоченным органом. А вот если сотрудник компании попал в ДТП, при котором автомобиль сильно поврежден и не эксплуатируется, то транспортный налог в этой ситуации уплачиваться все равно должен. Объектами налогообложения по нему являются транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке. Дело в том, что глава 28 НК РФ не связывает обязанность плательщика по уплате транспортного налога с таким обстоятельством, как фактическая эксплуатация. Соответственно, до тех пор, пока владелец не снимет автомобиль с учета в органах ГИБДД, у него будет сохраняться обязанность по уплате налога (пункт 1 статьи 357 и пункт 3 статьи 362 НК РФ). В этом прослеживается сходство с сезонным перевозками, т.е. для возникновения обязанности по уплате не имеет значение, используется транспорт или нет. Соответственно, вне зависимости от того, какой период времени налогоплательщик эксплуатирует принадлежащий ему автомобиль, налог должен быть уплачен им за весь период времени в рамках налогового периода, в течение которого транспортное средство было зарегистрировано в органах ГИБДД за этим владельцем (статья 357, пункт 1 статьи 358 НК РФ).

Место встречи

Согласно пункту 1 статьи 363 НК РФ транспортный налог уплачивается по месту нахождения средства. Применительно к автомобилям таковым считается место их государственной регистрации (подпункт 2 пункта 5 статьи 83 НК РФ).

Право на льготу

Особо следует отметить, что глава 28 НК РФ каких-либо льгот по данному налогу не предусматривает, не считая изъятия отдельных транспортных средств из состава объектов налогообложения, перечень которых приведен в пункте 2 статьи 358 НК РФ. Тем не менее поскольку транспортный налог является региональным, то льготы по нему могут устанавливаться органами власти субъектов РФ, принимающими решение о введении этого налога в действие на их территории (пункт 3 статьи 12, статья 14, статья 356 НК РФ).

Возможно, что организация несвоевременно предоставила расчет по транспортному налогу. В этом случае помните, что налогоплательщики обязаны уплачивать в течение налогового периода авансовые платежи (пункты 2.1, 6 статьи 362, пункт 2 статьи 363 НК РФ), а также представлять соответствующую декларацию. Статьей 119 НК РФ установлена ответственность за нарушение сроков представления только налоговой декларации, а вот ответственность за непредставление расчетов по авансовым платежам НК РФ не установлена. На невозможность привлечения налогоплательщика к ответственности по статье 119 НК РФ за непредставление расчетов по авансовым платежам указывал и Президиум Высшего арбитражного суда РФ (пункт 15 Обзора практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой НК РФ, доведенного для использования в работе арбитражных судов письмом ВАС РФ от 17 марта 2003 г. № 71).

Филиальные сети

Согласно пункту 1 статьи 363 НК РФ транспортный налог уплачивается по месту нахождения средства. Для автомобилей таковым является место их государственной регистрации (подпункт 2 пункта 5 статьи 83 НК РФ). При этом согласно утвержденным приказом МВД России от 27 января 2003 г. № 59 Правилам регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в ГИБДД МВД России, регистрация может быть осуществлена как по месту нахождения юридического лица, так и по месту нахождения филиала (пункты 22 и 77). Таким образом, в случае, если транспорт зарегистрирован по месту нахождения головной организации, то по ее адресу уплачивается и налог. Если же автомобиль был зарегистрирован по месту нахождения филиала, то здесь уплата идет уже по филиалу. В то же время правила регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в ГИБДД МВД России (утв. приказом МВД России от 27 января 2003 г. № 59) предполагают, что снятие транспортного средства с учета при смене места нахождения юридического лица, а также филиала или представительства, за которыми оно было зарегистрировано, осуществляется в случаях, если новое место нахождения организации (филиала) расположено на территории другого субъекта РФ (пункт 90). Соответственно, если фирма сменила место нахождения на другой субъект РФ, то автомобили должны быть сняты с учета в прежнем регионе и поставлены на учет в другом. При этом транспортный налог должен уплачиваться по месту регистрации (статья 363 и подпункт 2 пункта 5 статьи 83 НК РФ).

Следует отметить, что глава 28 НК РФ каких-либо льгот по транспортному налогу не предусматривает.

Вопрос продаж

Особенно часто возникают трудности со схемой уплаты налога при продаже авто. Особенности исчисления транспортного сбора в этой ситуации определены пунктом 3 статьи 362 НК РФ, согласно которому в случае снятия машины с учета в течение налогового периода исчисление суммы налога производится с учетом коэффициента, которое определяется как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в отчетном периоде. Но при этом месяц снятия транспортного средства с учета принимается за полный месяц.

Если же фирма решила не продавать свой транспорт, а сдать его в аренду, то плательщиками налога будут лица, на которых он зарегистрирован (ст. 357 и 358 НК РФ). Правилами регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в ГИБДД МВД России (утв. приказом МВД России от 27 января 2003 г. № 59) предусмотрено, что транспортные средства регистрируются только за их собственниками либо, если речь идет об автомобилях, являющихся предметом лизинга, за лизингодателем или лизингополучателем по их соглашению (пункты 12 и 52). Соответственно, если транспортное средство, сданное в аренду, зарегистрировано в органах ГИБДД за арендодателем, то налогоплательщиком транспортного налога будет являться арендодатель. Имейте в виду, что изменить это положение вещей нельзя даже в договоре аренды.

Не платить!

«Пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности организаций, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и грузовых перевозок, не являются объектом налогообложения по транспортному налогу» — коментирует Алексей Беклемишев, директор аудиторской фирмы «Финстатус».

Тяжеловесы

Один из наших читателей интересуется: «Так получилось, что из-за производственной необходимости было переоборудовано несколько цехов на нашей фабрике. Машины, которые вывозят отходы от производства, пришлось переоборудовать, и сделали мы это своими силами — а именно, модифицировали конструкцию кузова. Изменится ли ставка налога на такие авто?» Специалисты Аудиторско-консалтинговой группы «ЭКФАРД» сообщают следующее: база по налогу в отношении транспортных средств, имеющих двигатель, рассчитывается в зависимости от мощности последнего (подпункт 1 пункта 1 статьи 359 НК РФ). Точно так же определяется и налоговая ставка по ним (статья 361 НК РФ). Таким образом, изменение конструкции кузова без изменения величины мощности двигателя, увеличения или уменьшения налоговой ставки не влечет.

Если же речь идет о тяжеловесной строительной технике — например, о бульдозерах — то, согласно статье 358 НК РФ, объектом налогообложения по транспортному налогу признаются, помимо прочего, самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ. Общероссийским классификатором основных средств (ОКОФ) бульдозеры отнесены к самоходным машинам (код 14 2924020). Соответственно, если они были зарегистрированы налогоплательщиком в органах ГИБДД или органах Гостехнадзора, то их следует признать объектом налогообложения. А вот промысловые морские и речные суда объектом налогообложения по транспортному налогу не являются (подп. 3 п. 2 ст. 247 НК РФ). При определении состава промысловых судов может быть использован Общероссийский классификатор основных фондов (код 15 3511050).

Юлия Лакша

Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное