предыдущей статье мы рассматривали основные принципы сближения «доходных» частей бухгалтерской и налоговой политики. А каковы принципы формирования их «расходных» частей? Как их максимально сблизить? Ответим на эти вопросы по порядку с учетом последних изменений." />«Расходная» учетная политика
«Расходная» учетная политика

«Расходная» учетная политика

28.02.2008

В предыдущей статье мы рассматривали основные принципы сближения «доходных» частей бухгалтерской и налоговой политики. А каковы принципы формирования их «расходных» частей? Как их максимально сблизить? Ответим на эти вопросы по порядку с учетом последних изменений.

В учетной политике для целей налогообложения необходимо определить состав расходов с подразделением на прямые и косвенные.

Производственные затраты

Если в учетной политике для целей бухгалтерского учета не предусмотрено списание общехозяйственных расходов и расходов на продажу непосредственно на счета реализации, то этот момент должен быть отражен в учетной политике для целей налогового учета, иначе возникает расхождение между данными бухгалтерского и налогового учета.

При осуществлении расходов в течение нескольких отчетных (налоговых) периодов, а также если связь между расходами и доходами не может быть определена четко или устанавливается косвенным путем, организация распределяет расходы самостоятельно, руководствуясь принципом равномерности признания доходов и расходов.

В учетной политике должен быть прописан конкретный порядок распределения сумм таких расходов.

При наличии подобных расходов в случае осуществления организацией предпринимательской деятельности в учетной политике для целей налогового учета организация должна указать на необходимость такого распределения.

Но конкретную схему и процентное соотношение долей распределяемых расходов определить в данном случае невозможно, поскольку они непосредственно связаны с размером получаемых доходов.

Таким образом, соответствующая запись должна быть сделана и в той части учетной политики, которая регламентирует распределение доходов организации.

это важно

Расходы налогоплательщика, которые не могут быть непосредственно отнесены на затраты по конкретному виду деятельности, распределяются пропорционально доле соответствующего дохода в суммарном объеме всех доходов налогоплательщика.

О материальных расходах

В бухгалтерском учете порядок оценки материально-производственных ценностей определен в Методических указаниях по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденных приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н (далее — Методические указания по учету МПЗ), согласно которым могут применяться два варианта оценки:

  1. по фактической стоимости, включающей все затраты, связанные с их приобретением. Данный способ является наиболее распространенным и более простым, его применение не приводит к расхождению с налоговым учетом;
  2. по учетной (планово-расчетной) цене с использованием счетов 15 и 16.

В налоговом учете стоимость сырья, материалов и других материальных ценностей определяется исходя из цен их приобретения, включая вознаграждение посредникам, ввозные таможенные пошлины и сборы, расходы на транспортировку и иные затраты, связанные с их приобретением (п. 2 ст. 254 НК РФ). При этом не учитываются суммы налогов, подлежащих вычету в соответствии с Налоговым кодексом.

Выбранный организацией способ оценки МПЗ необходимо утвердить в учетной политике организации для целей бухгалтерского учета.

В бухгалтерском учете расходы на сырье и материалы в составе затрат признаются по мере их передачи в производство. При определении размера расходов могут применяться следующие методы оценки списываемых МПЗ (п. 16 ПБУ 5/01):

  • метод оценки по стоимости единицы запасов;
  • метод оценки по средней стоимости;
  • метод оценки по стоимости первых по времени приобретения (ФИФО).

Ниже приведем описание указанных методов.

В целях налогового учета при определении размера расходов могут применяться те же методы оценки МПЗ, что и в бухгалтерском учете (п. 8 ст. 254 НК РФ).

При этом выбранный метод должен быть единым для всех материалов.

Для того чтобы бухгалтерский и налоговый учет совпадали, надо выбрать для них один и тот же метод оценки списываемых МПЗ и закрепить его в учетной политике для целей бухгалтерского и налогового учета.

При этом метод должен быть единым для всех видов материалов, в том числе и в бухгалтерском учете, поскольку это требуется для налогового учета.

Наряду со списанием в производство МПЗ выбывают и по иным причинам. Например, в результате продажи, передачи в качестве вклада в уставный (складочный) капитал других организаций, безвозмездной передачи, товарообменных операций и прочих причин.

Например, в налоговом учете при реализации материалов в качестве прочего имущества, согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 268 Налогового кодекса, они оцениваются по цене их приобретения.

При этом в главе 25 НК РФ не определено, какие именно методы могут быть применены при списании стоимости МПЗ, выбывающих по указанным причинам.

Следовательно, в Учетной политике для целей налогового учета следует отразить, какой метод используется для оценки МПЗ, выбывающих по иным причинам. Целесообразнее предусмотреть тот же метод, что и для МПЗ, отпускаемых в производство.

Обращаем внимание, что оценка выбывающих МПЗ в иных направлениях, кроме как списание в производство и на реализацию, необходима в налоговом учете для того, чтобы отразить их движение и рассчитать стоимость остатка МПЗ. Но в качестве расходов, уменьшающих доходы, учитывается только стоимость МПЗ, списываемых на производство и реализацию, включая их выбытие по договорам, предусматривающим оплату неденежными средствами, т. е. по товарообменным операциям.

В бухгалтерском учете в случаях иного выбытия МПЗ списываются в той же оценке, как и при отпуске в производство.

внимание

В целях сближения бухгалтерского и налогового учета принятый в учетной политике метод оценки выбывающих МПЗ должен применяться для любого направления выбытия, а не только при их передаче в производство или на реализацию.

О труде

Как уменьшить расхождения по расходам на оплату труда? Поскольку часть таких расходов для целей налогового учета ограничена требованиями действующего законодательства, то руководство организации может принять решение о выплате отдельных сумм, относящихся к расходам по оплате труда, в размерах, превышающих размеры, установленные законодательством. В этом случае в учетной политике для целей налогового учета следует указать все виды расходов, по которым выплаты производятся в повышенном размере.

Таким образом, определяя учетную политику на следующий год, организация может предусмотреть ее положения таким образом, что налоговый учет по ряду статей будет основываться на данных бухгалтерского учета.

М. Антонова, ведущий консультант отдела консалтинга ООО «ФинЭкспертиза»

Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное