«Расходная» учетная политика
28.02.2008 распечататьВ предыдущей статье мы рассматривали основные принципы сближения «доходных» частей бухгалтерской и налоговой политики. А каковы принципы формирования их «расходных» частей? Как их максимально сблизить? Ответим на эти вопросы по порядку с учетом последних изменений.
В учетной политике для целей налогообложения необходимо определить состав расходов с подразделением на прямые и косвенные.
Производственные затраты
Если в учетной политике для целей бухгалтерского учета не предусмотрено списание общехозяйственных расходов и расходов на продажу непосредственно на счета реализации, то этот момент должен быть отражен в учетной политике для целей налогового учета, иначе возникает расхождение между данными бухгалтерского и налогового учета.
При осуществлении расходов в течение нескольких отчетных (налоговых) периодов, а также если связь между расходами и доходами не может быть определена четко или устанавливается косвенным путем, организация распределяет расходы самостоятельно, руководствуясь принципом равномерности признания доходов и расходов.
В учетной политике должен быть прописан конкретный порядок распределения сумм таких расходов.
При наличии подобных расходов в случае осуществления организацией предпринимательской деятельности в учетной политике для целей налогового учета организация должна указать на необходимость такого распределения.
Но конкретную схему и процентное соотношение долей распределяемых расходов определить в данном случае невозможно, поскольку они непосредственно связаны с размером получаемых доходов.
Таким образом, соответствующая запись должна быть сделана и в той части учетной политики, которая регламентирует распределение доходов организации.
это важно
Расходы налогоплательщика, которые не могут быть непосредственно отнесены на затраты по конкретному виду деятельности, распределяются пропорционально доле соответствующего дохода в суммарном объеме всех доходов налогоплательщика.
О материальных расходах
В бухгалтерском учете порядок оценки материально-производственных ценностей определен в Методических указаниях по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденных приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н (далее — Методические указания по учету МПЗ), согласно которым могут применяться два варианта оценки:
- по фактической стоимости, включающей все затраты, связанные с их приобретением. Данный способ является наиболее распространенным и более простым, его применение не приводит к расхождению с налоговым учетом;
- по учетной (планово-расчетной) цене с использованием счетов 15 и 16.
В налоговом учете стоимость сырья, материалов и других материальных ценностей определяется исходя из цен их приобретения, включая вознаграждение посредникам, ввозные таможенные пошлины и сборы, расходы на транспортировку и иные затраты, связанные с их приобретением (п. 2 ст. 254 НК РФ). При этом не учитываются суммы налогов, подлежащих вычету в соответствии с Налоговым кодексом.
Выбранный организацией способ оценки МПЗ необходимо утвердить в учетной политике организации для целей бухгалтерского учета.
В бухгалтерском учете расходы на сырье и материалы в составе затрат признаются по мере их передачи в производство. При определении размера расходов могут применяться следующие методы оценки списываемых МПЗ (п. 16 ПБУ 5/01):
- метод оценки по стоимости единицы запасов;
- метод оценки по средней стоимости;
- метод оценки по стоимости первых по времени приобретения (ФИФО).
Ниже приведем описание указанных методов.
В целях налогового учета при определении размера расходов могут применяться те же методы оценки МПЗ, что и в бухгалтерском учете (п. 8 ст. 254 НК РФ).
При этом выбранный метод должен быть единым для всех материалов.
Для того чтобы бухгалтерский и налоговый учет совпадали, надо выбрать для них один и тот же метод оценки списываемых МПЗ и закрепить его в учетной политике для целей бухгалтерского и налогового учета.
При этом метод должен быть единым для всех видов материалов, в том числе и в бухгалтерском учете, поскольку это требуется для налогового учета.
Наряду со списанием в производство МПЗ выбывают и по иным причинам. Например, в результате продажи, передачи в качестве вклада в уставный (складочный) капитал других организаций, безвозмездной передачи, товарообменных операций и прочих причин.
Например, в налоговом учете при реализации материалов в качестве прочего имущества, согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 268 Налогового кодекса, они оцениваются по цене их приобретения.
При этом в главе 25 НК РФ не определено, какие именно методы могут быть применены при списании стоимости МПЗ, выбывающих по указанным причинам.
Следовательно, в Учетной политике для целей налогового учета следует отразить, какой метод используется для оценки МПЗ, выбывающих по иным причинам. Целесообразнее предусмотреть тот же метод, что и для МПЗ, отпускаемых в производство.
Обращаем внимание, что оценка выбывающих МПЗ в иных направлениях, кроме как списание в производство и на реализацию, необходима в налоговом учете для того, чтобы отразить их движение и рассчитать стоимость остатка МПЗ. Но в качестве расходов, уменьшающих доходы, учитывается только стоимость МПЗ, списываемых на производство и реализацию, включая их выбытие по договорам, предусматривающим оплату неденежными средствами, т. е. по товарообменным операциям.
В бухгалтерском учете в случаях иного выбытия МПЗ списываются в той же оценке, как и при отпуске в производство.
внимание
В целях сближения бухгалтерского и налогового учета принятый в учетной политике метод оценки выбывающих МПЗ должен применяться для любого направления выбытия, а не только при их передаче в производство или на реализацию.
О труде
Как уменьшить расхождения по расходам на оплату труда? Поскольку часть таких расходов для целей налогового учета ограничена требованиями действующего законодательства, то руководство организации может принять решение о выплате отдельных сумм, относящихся к расходам по оплате труда, в размерах, превышающих размеры, установленные законодательством. В этом случае в учетной политике для целей налогового учета следует указать все виды расходов, по которым выплаты производятся в повышенном размере.
Таким образом, определяя учетную политику на следующий год, организация может предусмотреть ее положения таким образом, что налоговый учет по ряду статей будет основываться на данных бухгалтерского учета.