Бухучет по-новому!
26.02.2008 распечататьМинфин опубликовал на своем официальном сайте (www1.minfin.ru) проект Федерального закона «О бухгалтерском учете», и в настоящее время все бухгалтерское сообщество находится в ожидании принятия его «новой версии». Времени на обсуждение дано не мало — не менее трех месяцев со дня официального опубликования. Для чего разработан этот законопроект и как он повлияет на бухгалтерскую работу — читайте в нашем материале.
Целью Федерального законопроекта «О бухгалтерском учете» является устранение потерявших актуальность норм, неэффективных положений и выявленных на практике пробелов действующего ныне федерального закона. В связи с этим основная его идея заключается в актуализации норм, регулирующих систему бухгалтерского учета. Отметим, что положения Законопроекта, представленного на обсуждение, во многом не отвечают действительно необходимым требованиям к финансовой отчетности, отражающей реальное экономическое содержание хозяйствующих субъектов, чем вызвано большое количество замечаний и возражений со стороны участников обсуждения.
внимание
Законопроектом приведена в соответствие норма в части денежного измерения операций с валютной составляющей, поскольку действующий федеральный закон содержит положения, не отвечающие требованиям не так давно принятого ПБУ 3/2006 в части необходимости переоценки не только валютных операций, но и операций, выраженных в условных единицах.
На повестке дня — основные положения
В Законопроекте содержатся общие нормы, определяющие:
- цели;
- сферу действия;
- основные понятия;
- его место в законодательстве Российской Федерации.
С целью защиты прав и законных интересов пользователей информацией, содержащейся в отчетности, в лице граждан, организаций и государства, положениями Законопроекта устанавливаются единые требования к бухгалтерскому учету.
В числе требований поименованы:
- обязанность ведения бухгалтерского учета;
- требования к учетной политике экономического субъекта;
- требования оформления первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета;
- обязанность проведения инвентаризации активов и обязательств;
- требования в части денежного измерения активов и обязательств;
- порядок формирования и представления бухгалтерской (финансовой) отчетности;
- порядок хранения документов бухгалтерского учета;
- необходимость внутреннего контроля в экономическом субъекте.
В Законопроекте уточняются такие нормы, как:
- основная терминология законодательства о бухгалтерском учете;
- определение пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности;
- порядок изменения учетной политики экономического субъекта;
- формы первичной учетной документации;
- порядок денежного измерения объектов бухгалтерского учета, в том числе порядок пересчета денежных активов и обязательств, выраженных в иностранной валюте, в рубли;
- состав бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Рассмотрим некоторые нормы, касающиеся порядка и организации учетного процесса и формирования отчетности.
Кого затронут изменения?
Расширена сфера действия Законопроекта, который теперь распространяется на:
- организации, в том числе:
- органы государственной власти;
- органы местного самоуправления;
- органы управления государственных внебюджетных фондов и территориальных государственных внебюджетных фондов;
- физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица;
- адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты;
- нотариусов, занимающихся частной практикой;
- находящиеся на территории Российской Федерации филиалы, представительства и иные структурные подразделения организаций, созданных в соответствии с законодательством иностранных государств;
- межгосударственные и межправительственные организации, их филиалы и представительства, находящиеся на территории Российской Федерации.
Отметим, что вышеперечисленные лица в Законопроекте именуются как «экономические субъекты».
внимание
Законопроектом установлено право составления «первички» в виде электронного документа.
Сравним нормы действующего Федерального закона № 129-ФЗ и Законопроекта в части освобождения от ведения бухгалтерского учета (см. таблицу 1).
Таблица 1. Кто может не вести бухгалтерский учет
п. 2 ст. 4 Федерального закона № 129-ФЗ | п. 2 ст. 6 Законопроекта |
---|---|
|
|
Для субъектов малого предпринимательства сохранен порядок упрощенного ведения учета и предусмотрена возможность представления упрощенных форм финансовой отчетности. А вот организациям-«упрощенцам» по новым правилам вести бухгалтерский учет все же придется.
Тем не менее, учитывая, что отчетность малого бизнеса не имеет широкого круга внешних пользователей, а основным внешним пользователем их отчетности являются налоговые органы, интересы которых удовлетворяются требованиями налогового законодательства, целесообразнее было бы предусмотреть возможность составления ими финансовой отчетности в добровольном порядке.
Переработан и перечень объектов бухгалтерского учета (см. таблицу 2).
Таблица 2. Объекты бухгалтерского учета
п. 2 ст. 1 Федерального закона № 129-ФЗ | ст. 5 Законопроекта |
---|---|
|
|
Проектная «первичка»
Примечателен тот факт, что обязанность применения унифицированных форм первичных документов в Законопроекте отсутствует (п. 4 ст. 9 Законопроекта).
Применение первичного документа для оформления факта хозяйственной деятельности осуществляется после утверждения его формы руководителем, а также при наличии в учетном документе всех обязательных реквизитов (п. 2 ст. 9 Законопроекта). Порядок внесения исправлений в первичный документ переработан и представлен в новом виде.
Законопроект не содержит запретительную норму на внесение исправлений в кассовые и банковские документы, установленную пунктом 5 статьи 9 действующего Федерального закона № 129-ФЗ, что не следует рассматривать как разрешение на их внесение, поскольку действие такой нормы может быть узаконено в ином нормативном акте (п. 6 ст. 9 Законопроекта).
Изменения в регистрах
Пунктом 3 статьи 10 Законопроекта регламентирована обязательность соблюдения формы регистра и указан перечень следующих обязательных реквизитов, которые она должна содержать:
- наименование регистра;
- наименование экономического субъекта, составившего регистр;
- дату начала и окончания ведения регистра и (или) период, за который составлен регистр;
- хронологическую и (или) систематическую группировку фактов хозяйственной жизни;
- величину денежного измерения фактов хозяйственной жизни с указанием единицы измерения;
- наименования должностей лиц, ответственных за ведение регистра;
- подписи лиц с указанием их фамилий и инициалов либо иные реквизиты, необходимые для идентификации лиц, ответственных за ведение регистра.
Таким образом, в Законопроект помимо уточненных и переработанных норм Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», действующего в настоящий момент, включены нормы, отсутствующие в действующем Федеральном законе № 129-ФЗ, но необходимые для обеспечения гарантий получения достоверной финансовой информации пользователями отчетности.