www1.minfin.ru) проект Федерального закона «О бухгалтерском учете», и в настоящее время все бухгалтерское сообщество находится в ожидании принятия его «новой версии». Времени на обсуждение дано не мало — не менее трех месяцев со дня официального опубликования. Для чего разработан этот законопроект и как он повлияет на бухгалтерскую работу — читайте в нашем материале." />Бухучет по-новому!
Бухучет по-новому!

Бухучет по-новому!

26.02.2008

Минфин опубликовал на своем официальном сайте (www1.minfin.ru) проект Федерального закона «О бухгалтерском учете», и в настоящее время все бухгалтерское сообщество находится в ожидании принятия его «новой версии». Времени на обсуждение дано не мало — не менее трех месяцев со дня официального опубликования. Для чего разработан этот законопроект и как он повлияет на бухгалтерскую работу — читайте в нашем материале.

Целью Федерального законопроекта «О бухгалтерском учете» является устранение потерявших актуальность норм, неэффективных положений и выявленных на практике пробелов действующего ныне федерального закона. В связи с этим основная его идея заключается в актуализации норм, регулирующих систему бухгалтерского учета. Отметим, что положения Законопроекта, представленного на обсуждение, во многом не отвечают действительно необходимым требованиям к финансовой отчетности, отражающей реальное экономическое содержание хозяйствующих субъектов, чем вызвано большое количество замечаний и возражений со стороны участников обсуждения.

внимание

Законопроектом приведена в соответствие норма в части денежного измерения операций с валютной составляющей, поскольку действующий федеральный закон содержит положения, не отвечающие требованиям не так давно принятого ПБУ 3/2006 в части необходимости переоценки не только валютных операций, но и операций, выраженных в условных единицах.

На повестке дня — основные положения

В Законопроекте содержатся общие нормы, определяющие:

  • цели;
  • сферу действия;
  • основные понятия;
  • его место в законодательстве Российской Федерации.

С целью защиты прав и законных интересов пользователей информацией, содержащейся в отчетности, в лице граждан, организаций и государства, положениями Законопроекта устанавливаются единые требования к бухгалтерскому учету.

В числе требований поименованы:

  • обязанность ведения бухгалтерского учета;
  • требования к учетной политике экономического субъекта;
  • требования оформления первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета;
  • обязанность проведения инвентаризации активов и обязательств;
  • требования в части денежного измерения активов и обязательств;
  • порядок формирования и представления бухгалтерской (финансовой) отчетности;
  • порядок хранения документов бухгалтерского учета;
  • необходимость внутреннего контроля в экономическом субъекте.

В Законопроекте уточняются такие нормы, как:

  • основная терминология законодательства о бухгалтерском учете;
  • определение пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности;
  • порядок изменения учетной политики экономического субъекта;
  • формы первичной учетной документации;
  • порядок денежного измерения объектов бухгалтерского учета, в том числе порядок пересчета денежных активов и обязательств, выраженных в иностранной валюте, в рубли;
  • состав бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Рассмотрим некоторые нормы, касающиеся порядка и организации учетного процесса и формирования отчетности.

Кого затронут изменения?

Расширена сфера действия Законопроекта, который теперь распространяется на:

  1. организации, в том числе:
    • органы государственной власти;
    • органы местного самоуправления;
    • органы управления государственных внебюджетных фондов и территориальных государственных внебюджетных фондов;
  2. физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица;
  3. адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты;
  4. нотариусов, занимающихся частной практикой;
  5. находящиеся на территории Российской Федерации филиалы, представительства и иные структурные подразделения организаций, созданных в соответствии с законодательством иностранных государств;
  6. межгосударственные и межправительственные организации, их филиалы и представительства, находящиеся на территории Российской Федерации.

Отметим, что вышеперечисленные лица в Законопроекте именуются как «экономические субъекты».

внимание

Законопроектом установлено право составления «первички» в виде электронного документа.

Сравним нормы действующего Федерального закона № 129-ФЗ и Законопроекта в части освобождения от ведения бухгалтерского учета (см. таблицу 1).

Таблица 1. Кто может не вести бухгалтерский учет

п. 2 ст. 4 Федерального закона № 129-ФЗп. 2 ст. 6 Законопроекта
  • ПБОЮЛ;
  • адвокаты, которые осуществляют адвокатскую деятельность в адвокатском кабинете;
  • организации, перешедшие на УСН (за исключением учета основных средств и нематериальных активов)
  • индивидуальные предприниматели;
  • адвокаты;
  • нотариусы;
  • филиалы, представительства или иные структурные подразделения, находящиеся на территории Российской Федерации, созданные в соответствии с законодательством иностранного государства

Для субъектов малого предпринимательства сохранен порядок упрощенного ведения учета и предусмотрена возможность представления упрощенных форм финансовой отчетности. А вот организациям-«упрощенцам» по новым правилам вести бухгалтерский учет все же придется.

Тем не менее, учитывая, что отчетность малого бизнеса не имеет широкого круга внешних пользователей, а основным внешним пользователем их отчетности являются налоговые органы, интересы которых удовлетворяются требованиями налогового законодательства, целесообразнее было бы предусмотреть возможность составления ими финансовой отчетности в добровольном порядке.

Переработан и перечень объектов бухгалтерского учета (см. таблицу 2).

Таблица 2. Объекты бухгалтерского учета

п. 2 ст. 1 Федерального закона № 129-ФЗст. 5 Законопроекта
  • имущество;
  • обязательства;
  • хозяйственные операции, осуществляемые организациями в процессе их деятельности
  • факты хозяйственной жизни;
  • активы;
  • обязательства и другие источники;
  • финансирования деятельности;
  • доходы;
  • расходы;
  • иные объекты в случае, если это установлено национальными стандартами
Проектная «первичка»

Примечателен тот факт, что обязанность применения унифицированных форм первичных документов в Законопроекте отсутствует (п. 4 ст. 9 Законопроекта).

Применение первичного документа для оформления факта хозяйственной деятельности осуществляется после утверждения его формы руководителем, а также при наличии в учетном документе всех обязательных реквизитов (п. 2 ст. 9 Законопроекта). Порядок внесения исправлений в первичный документ переработан и представлен в новом виде.

Законопроект не содержит запретительную норму на внесение исправлений в кассовые и банковские документы, установленную пунктом 5 статьи 9 действующего Федерального закона № 129-ФЗ, что не следует рассматривать как разрешение на их внесение, поскольку действие такой нормы может быть узаконено в ином нормативном акте (п. 6 ст. 9 Законопроекта).

Изменения в регистрах

Пунктом 3 статьи 10 Законопроекта регламентирована обязательность соблюдения формы регистра и указан перечень следующих обязательных реквизитов, которые она должна содержать:

  • наименование регистра;
  • наименование экономического субъекта, составившего регистр;
  • дату начала и окончания ведения регистра и (или) период, за который составлен регистр;
  • хронологическую и (или) систематическую группировку фактов хозяйственной жизни;
  • величину денежного измерения фактов хозяйственной жизни с указанием единицы измерения;
  • наименования должностей лиц, ответственных за ведение регистра;
  • подписи лиц с указанием их фамилий и инициалов либо иные реквизиты, необходимые для идентификации лиц, ответственных за ведение регистра.

Таким образом, в Законопроект помимо уточненных и переработанных норм Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», действующего в настоящий момент, включены нормы, отсутствующие в действующем Федеральном законе № 129-ФЗ, но необходимые для обеспечения гарантий получения достоверной финансовой информации пользователями отчетности.

О. Яценко, начальник отдела контроля качества аудита ООО «ВВ-Аудит»

Практическая энциклопедия бухгалтера

Все изменения 2018 года уже внесены в бератор экспертами. В ответе на любой вопрос у вас есть всё необходимое: точный алгоритм действий, актуальные примеры из реальной бухгалтерской практики, проводки и образцы заполнения документов.

Узнать подробнее


Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное