Пять способов вывода доходов на чистую воду

Пять способов вывода доходов на чистую воду

14.02.2008

Не секрет, что самые распространенные модели минимизации налогов — искусственное завышение расходов и уменьшение доходов компании. Поэтому контролирующие органы зачастую пытаются расшифровать скрытые доходы и расходы. О том, насколько их методы эффективны и легитимны, и пойдет речь в этой статье.

1-й способ: Медвежья услуга банка

Первый cпособ базируется на данных, которые налоговые органы без труда получают в банках, обслуживающих налогоплательщика. В этом случае чиновники буквально рубят с плеча, то есть признают все поступления на расчетный счет организации доходом. В результате фирме начисляют налог на прибыль и НДС с суммы скрытого дохода.

Однако в соответствии с Налоговым кодексом не все поступлениџ должны быть учтены при исчислении налоговой базы. Отрадно, что суды в этой ситуации выражают точку зрения, выгодную налогоплательщикам. Так, ФАС Западно-Сибирского округа в постановлении от 24 сентября 2007 г. по делу № У04-6486/2007(38351-А45-40) подтвердил, что, прежде чем доначислить налоги, именно налоговики должны доказать, что конкретные поступления на счет являются выручкой налогоплательщика. По мнению судей, данные, представленные банком, не являются прямым и достаточным доказательством получения дохода.

Аналогичную позицию выразил и Президиум ВАС РФ в постановлении от 6 сентября 2005 г. № 2749/05.

Заметим, что вину организации в сокрытии доходов налоговым инспекторам еще придется доказать. Так, в пункте 6 статьи 108 Налогового кодекса сказано, что лицо считаетсџ невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порџдке. Без предъявления же «улик» налоговики в суде потерпят фиаско...

внимание

Полученные налоговым органом сведения по расчетным счетам налогоплательщика не могут служить доказательством занижения налогооблагаемой выручки по НДС и налогу на прибыль, поскольку они не содержат информацию о существе хозяйственных операций.

2-й способ: Проверка 2-НДФЛ

В продолжение первого способа отметим, что при помощи банков налоговики могут не только проследить за движениџми на счетах налогоплательщиков, но и узнать о доходах последних. Ведь зачастую банки требуют от потенциальных заемщиков представить справку по форме 2-НДФЛ, которая является налоговым отчетом. Зачастую налогоплательщик заинтересован в том, чтобы в справке был обозначен максимальный доход.

Однако, даже если налоговая инспекция получит справку, подтверждающую доход налогоплательщика, еще предстоит провести проверку и выяснить причины разногласий в отчетности. Опять же виновность налогоплательщика придется доказать.

Не исключено, что банки откажутся представить соответствующую информацию контролерам, сославшись на недопустимость раскрытия банковской тайны, которая предусмотрена статьей 857 гражданского кодекса и статьей 26 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деџтельности».

Но тогда налоговики могут получить необходимую информацию из центрального каталога кредитных историй, в который попадают данные о займах и выплатах по ним физических лиц, а также о документах, представляемых при проверках банков.

3-й способ: «Добрый» сосед

Следующий способ, который призывает использовать ФНС России, — это добровольные доносы соседей на незаконопослушных арендодателей. Цель такой «акции» довольно проста — доначислить налог на доходы физических лиц с тех, кто сдает недвижимость в аренду. Ради этого в фискальной службе созданы специальные «телефоны доверия».

При этом «жертвой» может стать не только гражданин, доходы которого разоблачил сосед с лестничной площадки, но и организация, пострадавшая от злых умыслов конкурентов или недоброжелателей.

Такой путь налоговиков нельзя назвать однозначным, потому что информацию по «телефону доверия» нельзz разглашать. В таком случае как ее тогда, к примеру, представить в суд? Налоговая инспекция не может сослаться лишь на анонимные оперативные источники, так как не является компетентным органом в соответствии со статьей 13 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ. В любом случае при наличии соответствующей информации налоговый инспектор может «припугнуть» незаконопослушного арендодателя.

4-й способ: Откуда доходы?

Ряд способов, рекомендованных к применению в налоговых органах, основаны на получении информации инспекциями ФНС из регистрирующих органов, в первую очередь Федеральной регистрационной службы РФ и государственной автомобильной инспекции МВД РФ.

Логика здесь выстраивается на сравнении информации о приобретении налогоплательщиками объектов недвижимости и транспортных средств и данных о доходах этих налогоплательщиков. Теоретически образуется следующая цепочка: купил машину — где взял деньги? Даже если налогоплательщик утверждает, что ему подарил эти средства ближайший родственник, инспекторы могут провести мероприятия контроля в отношении доходов такого родственника.

5-й способ: Анализ отчетности

Контролеры могут делать выводы о неуплате налогов и на основании анализа представляемой отчетности.

Вспомним 109 признаков неблагонадежности компании в глазах налогового инспектора. Приведем основные «красные метки», которые примечают в отчетности организаций налоговые инспекторы. Подозрение вызовут организации, которые:

  • пользуются услугой «бухгалтерское обслуживание» при отсутствующей деятельности;
  • не представляют декларацию по налогу на прибыль или НДС (либо представлџют нулевые декларации). При этом есть сведения о продаже фирмой транспортных средств;
  • отражают в отчетности несоразмерность расходов и доходов. По мнению налоговиков, это также свидетельствует о возможном уклонении от налогообложения.

О. Попова, налоговый консультант

комментарий специалиста

И. Молчанова, руководитель департамента аудита АКК «ЭКФИ» (ЗАО):
«Лучший способ налоговиков выявить скрытые доходы — провести выездную проверку. Как известно, ФНС перешла на перспективное планирование проверок на весь 2008 год. В списки попали фирмы, не соответствующие критериям, утвержденным приказом ФНС от 30 мая 2007 г. № ММ-3-06/333 (убыточные, выплачивающие зарплаты ниже отраслевого уровня, слишком часто меняющие место “налоговой прописки” и т. д.). Об этом говорится в письме ФНС от 22 октября 2007 г. № ШТ-14-06/396дсп за подписью замруководителя ФНС Татьяны Шевцовой. Письмо ФНС — логическое продолжение разработанной ведомством Концепции системы планирования выездных налоговых проверок, утвержденной приказом ФНС № ММ-3-06/333@ 30 мая 2007 года. При этом настораживает тот факт, что по одному или нескольким критериям в “группу риска” могут попасть многие добросовестные налогоплательщики».

Практическая энциклопедия бухгалтера

Все изменения 2018 года уже внесены в бератор экспертами. В ответе на любой вопрос у вас есть всё необходимое: точный алгоритм действий, актуальные примеры из реальной бухгалтерской практики, проводки и образцы заполнения документов.

Узнать подробнее


Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное