Бухучет в «упрощенных» условиях

Бухучет в «упрощенных» условиях

22.02.2008 распечатать

Налоговое законодательство освобождает фирмы, применяющие упрощенную систему налогообложения, от ведения бухгалтерского учета. На практике же подобные поблажки зачастую оказываются весьма условными, и в некоторых ситуациях «упрощенцам» все-таки придется идти «общережимным» путем.

Условное освобождение от бухучета

Согласно положениям Закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон № 129-ФЗ) организации, перешедшие на УСН, освобождаются от обязанности ведения бухучета. Безусловно, схема применения данного «спецрежима» значительно облегчает организацию учетного процесса налогоплательщиков-«упрощенцев», однако вовсе не избавляет их от необходимости вести налоговый учет показателей своей хозяйственной деятельности. Реализация подобного требования к «упрощенцам» происходит посредством ведения книги учета доходов и расходов (ст. 346.24 НК), форма и порядок заполнения которой утверждены приказом Минфина от 30 декабря 2005 г. № 167н. Однако заполнение данной книги не позволяет сформировать полноценный учет основных средств и нематериальных активов. А значит, в части отражения сведений о таких объектах «упрощенцам» следует применять общережимную схему (подп. 3 ст. 4 Закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»).

Примечательно, что данный пример «условности» освобождения фирм, применяющих УСН, от общережимных обязанностей отнюдь не единственный. В частности, общеустановленный порядок должен применяться и в части ведения «упрощенцами» кассовой книги. На этот факт обратили внимание специалисты главного финансового ведомства страны в письме от 25 января 2008 г. № 03-11-05/14. В своем комментарии Минфин указал, что обязанность «упрощенцев» проводить кассовые операции в общеустановленном порядке следует из норм статьи 346.11 Налогового кодекса. При этом под общеустановленным понимается порядок ведения кассовых операций, учрежденный решением совета директоров ЦБ от 22 сентября 1993 г. № 40.

Есть и еще одно сходство между общим и упрощенным режимами, которое подчеркнули чиновники все в том же послании от 25 января 2008 г. № 03-11-05/14. И, надо отметить, на сей раз весьма приятное. Речь идет о потенциальном возникновении материальной выгоды у предпринимателей, состоящих на «упрощенке», если они получили денежные средства от юридических лиц по договору беспроцентного займа. Как отметили финансисты, при применении общего режима сумма материальной выгоды в налогооблагаемых доходах отсутствует; данное понятие используется лишь при исчислении НДФЛ. А поскольку при УСН подсчитываются те же самые доходы, что и при расчете базы по налогу на прибыль, то сумму материальной выгоды «упрощенцы» определять не должны.

Нужна ли УСН отчетность?

В отдельных случаях фирмы, которые ведут бизнес по нескольким направлениям одновременно, не могут применять УСН по отношению ко всему предприятию. Дело в том, что по отдельным видам деятельности местными органами власти может быть установлена обязанность применения ЕНВД. А вместе с тем «вмененщики» от бухучета не освобождаются. Вот и получается, что синхронное применение нескольких «спецрежимов» может обязать организацию вести сразу два бухгалтерских регистра — «упрощенный» — по УСН и общережимный — по ЕНВД. Вот здесь и могут возникнуть сомнения: следует ли «упрощенцам» отчитываться перед налоговиками посредством баланса и отчета о прибылях и убытках?

Прямого указания на то, как же правильно поступить в данном случае, главный налоговый закон не содержит. Посему налогоплательщикам-«двухрежимникам» остается ориентироваться лишь на судебную практику да на письменное творчество финансового департамента. Что касается позиции Минфина, то, например, в своем письме от 20 июня 2006 г. № 03-11-04/2/151 чиновники указали, что «упрощенцы» освобождены от сдачи в налоговый орган бухгалтерских документов, даже если они одновременно осуществляют деятельность, подпадающую под ЕНВД.

К сожалению, контролеры к подобному мнению финансистов прислушиваются далеко не всегда, выписывая за непредставленную отчетность штрафы. Радует в данной ситуации лишь то, что падких на применение штрафных санкций «по поводу и без повода» контролеров ставят на место арбитражные судьи.

В качестве примера можно привести постановление ФАС Северо-Западного округа от 12 декабря 2007 г. № А44-1375/2007, в котором служители Фемиды, встав на сторону руководствовавшегося вышеуказанным письмом налогоплательщика, отменили решение налоговиков о наложении штрафа.

Однако не следует забывать, что ни письма Минфина, ни постановления судов не являются нормативными актами. Следовательно, прогнозировать поведение налоговиков, равно как и позицию судебных органов, в подобных ситуациях невероятно сложно. Тем более что законодательной опоры в данном вопросе «двухрежимники» лишены.

Е. Амаргорова, обозреватель «Федерального агентства финансовой информации»

Выбор читателей

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.