Ключ к «мегакапиталу»

Ключ к «мегакапиталу»

08.02.2008

Как известно, расширение бизнеса — одна из приоритетных задач многих фирм. Однако из ниоткуда «подкрепление» появиться не может, если, конечно, фирме не помог партнер по бизнесу. В этом случае безвозмездно полученное имущество окажется как раз кстати. Другой способ пополнить ресурсы — увеличить уставный капитал за счет внешних источников. Если эти варианты по каким-либо причинам отпадают, остается самое простое — взять кредит в банке. В этой статье мы рассмотрим порядок «кредитного» учета и хитрости его получения.

Сегодня условия кредитования юридических лиц в разных банках примерно одинаковые. Процентная ставка по кредитам варьируется от 10 до 25 процентов годовых в зависимости от надежности заемщика и сроков кредитования.

Необходимый пакет документов для рассмотрения заявки также примерно одинаковый. Рассмотрим стандартный «кредитный набор».

«Кредитный» пакет документов

Отношения сторон по кредитному договору регулирует глава 42 Гражданского кодекса. Так, банк обязан предоставить денежные средства в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик должен возвратить полученную сумму и уплатить за нее проценты. Такая норма установлена пунктом 1 статьи 819 Гражданского кодекса.

Для того чтобы получить кредит, фирме нужно представить в банк определенный пакет документов. Как правило, в него входят:

  1. Пакет уставных и регистрационных документов (со всеми изменениями и дополнениями):
    • свидетельство о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц;
    • устав, учредительный договор (решение; для ЗАО и ОАО выписка из реестра акционеров);
    • документы, подтверждающие назначение на должность руководителя, главного бухгалтера и полномочия лиц на заключение договоров с банком (решения / приказы / доверенности и т. п.);
    • копии паспортов уполномоченных должностных лиц;
    • свидетельство о постановке на учет в налоговом органе.
  2. Финансовая отчетность и информация по хозяйственной деятельности:
    • копии бухгалтерских балансов и отчетов о прибылях и убытках за три последние отчетные даты с отметкой подразделения ФНС о принятии, заверенные уполномоченными должностными лицами и печатью;
    • справка о движении средств по расчетным/текущим счетам за последние 12 месяцев (в разрезе банков, по месяцам), заверенная уполномоченными должностными лицами и печатью организации;
    • необходимые лицензии на право занятия определенными видами деятельности, патенты и разрешения;
    • договоры аренды / документы, подтверждающие право собственности на используемые помещения и занимаемые площади;
    • контракты / договоры с крупнейшими поставщиками и покупателями;
    • любые иные документы (текущие рекламные материалы, статьи из периодических изданий и т. д.).
  3. Документы по предполагаемому обеспечению (зависят от вида обеспечения).
Наказание для «лжезаемщиков»

Получение индивидуальным предпринимателем или руководителем компании кредита путем представления банку заведомо ложных сведений о финансовом состоянии наказывается штрафом в размере до 200 000 рублей. Альтернативой этому может быть взыскание заработной платы или иного дохода за период до восемнадцати месяцев. В качестве наказания не исключен арест на срок от четырех до шести месяцев или даже лишение свободы до пяти лет (ст. 176 УК РФ).

это важно

Чем быстрее возврат денег в оборот фирмы, тем выше ее ликвидность. Следовательно организация сможет вернуть кредит быстрее.

Что интересует банк в первую очередь?

Одним из основных критериев оценки, которые учитывает банк при определении кредитоспособности, служит значение финансовых коэффициентов, характеризующих ликвидность баланса. Напомним, что ликвидность баланса — это совокупность его статей и разделов, которая отражает скорость возврата в оборот денег, вложенных в различные виды имущества и обязательств.

В зависимости от значений рассчитанных коэффициентов, банк определяет условия предоставления кредита либо отказывает в ссуде.

Для в высшей степени кредитоспособных организаций предусматривается льготный режим кредитования: размер выдачи ссуды может определяться самой организацией, устанавливается льготный процент за кредит и т. д.

Для организаций со средней кредитоспособностью, как правило, действует обычный порядок предоставления кредита.

Фирмам с низким уровнем кредитоспособности банк может оказывать кредитную помощь на условиях повышенных процентных ставок за рискованные операции либо путем предоставления дополнительных гарантий, например, страхования.

Как учесть кредит?

Итак, фирма добилась получения кредита. Полученные заемные средства она должна отразить в момент фактической передачи денег, исходя из фактически поступившей суммы, или в стоимостной оценке других вещей, предусмотренной договором. В бухгалтерском учете для отражения операций по договорам займа для заемщика предусмотрено два счета:

  • счет 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» (на нем отражаются операции, связанные с получением займа на срок не более 12 месяцев);
  • счет 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам» (для отражения операций, связанных с получением займа на срок более 12 месяцев).

Фирма вправе перевести долгосрочный кредит в краткосрочный, когда до конца срока погашения остается 365 дней или менее, или продолжать учитывать заемные средства до истечения действия договора в виде долгосрочного кредита (п. 6 ПБУ 15/01). Выбор варианта заранее прописывается в учетной политике организации.

это важно

Полученные фирмой денежные займы не учитываются в составе доходов, облагаемых налогом на прибыль. А суммы, направленные на погашение основной суммы займа, не учитываются в составе расходов.

Расходы по процентам

К затратам, связанным с получением займов или кредитов, в первую очередь, относятся причитающиеся к уплате заимодавцу проценты. Суммы начисленных процентов должны учитываться на том же счете, на котором учитывается основная сумма займа (то есть на счете 66 или 67). Однако в бухгалтерском учете проценты надо учитывать обособленно. Для этого можно либо завести отдельный субсчет к счетам 66 и 67 «Расчеты по процентам, причитающимся к уплате», либо обеспечить обособленный учет процентов в аналитическом учете.

Сроки начисления процентов стороны указывают в договоре займа (кредитном договоре) или рассчитывают исходя из требований Гражданского кодекса. При этом задолженность по полученным займам или кредитам показывают с учетом причитающихся на конец отчетного периода к уплате процентов (п. 73 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н).

Как порядок учета зависит от цели кредита?

Порядок учета затрат по займам и кредитам зависит от того, на какие цели организация-заемщик использует полученные заемные средства.

1. Использование займа для предварительной оплаты приобретенного имущества, работ или услуг сторонних организаций. В этом случае затраты по займу или кредиту относят на увеличение дебиторской задолженности поставщиков.

После получения имущества, выполнения работ или оказания услуг дальнейшее начисление процентов и осуществление других расходов, связанных с обслуживанием займов или кредитов, на основании пункта 15 ПБУ 15/01 в стоимость имущества (работ, услуг) не включается, а отражаются в бухгалтерском учете в общем порядке — с отнесением указанных затрат на прочие расходы организации-заемщика (п. 15 ПБУ 15/01).

Пример 1

Фирма «Лотос» взяла кредит в банке на сумму 120 000 руб. сроком на 2 месяца с уплатой процентов по ставке 30 процентов годовых. Сумма кредита поступила на расчетный счет 15 января 2007 года. Организация возвратила кредит вместе с процентами за весь срок пользования заемными средствами 15 марта 2007 года.

Заемные средства были использованы фирмой для предварительной оплаты материалов. Оплата была произведена 16 января 2007 года, а сами материалы были получены от поставщика 26 января 2007 года.

В учете эти операции отражаются проводками:

Дебет 51 Кредит 66
— 120 000 руб. — получен кредит;

Дебет 60 Кредит 51
— 120 000 руб. — произведена предоплата за материалы (в том числе НДС — 20 000 рублей);

Дебет 60 Кредит 66
— проценты по кредитному договору за период с 16 по 26 января в размере 1085 руб. (120 000 руб. × 30% / 365 дн. × 11 дн.) отнесены на увеличение дебиторской задолженности;

Дебет 41 Кредит 60
— оприходованы поступившие материалы по фактической себестоимости 101 085 руб., включающей сумму процентов, начисленных до даты оприходования материалов;

Дебет 19 Кредит 60
— 20 000 руб. — учтен НДС по приобретенным материалам;

Дебет 91 Кредит 66
— проценты по кредитному договору за период с 27 января по 15 марта в сумме 4833 руб. (120 000 руб. × 30% / 365 дн. × 49 дн.) включены в состав прочих расходов;

Дебет 66 Кредит 51
— 125 918 руб. — возврат кредита вместе с процентами.

2. Заемные средства используются фирмой для приобретения и (или) строительства инвестиционного актива.

В этом случае затраты по заемным средствам включаются в стоимость этого актива и погашаются посредством начисления амортизации. Исключение составляют случаи, когда правилами бухгалтерского учета начисление амортизации актива не предусмотрено.

Напомним, что под инвестиционным активом понимается объект имущества, подготовка которого к предполагаемому использованию требует значительного времени.

Включение затрат по полученным займам (кредитам) в первоначальную стоимость инвестиционного актива прекращается с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия актива к бухгалтерскому учету в качестве объекта основных средств или имущественного комплекса.

Включение затрат может прекращаться также с первого числа месяца, следующего за месяцем фактического начала эксплуатации (если фактическая эксплуатация началась до его принятия в качестве объекта основных средств или имущественного комплекса). После этой даты затраты по полученным заемным средствам включаются в состав прочих расходов организации-заемщика.

3. Иные цели. Если полученные заемные средства используются организацией на иные цели, не указанные выше, то затраты по займам (кредитам) включаются в состав прочих расходов организации.

Для целей налогообложения прибыли проценты за пользование заемными средствами являются внереализационными расходами (подп. 2 п. 1 ст. 265 НК РФ).

В. Миргазизов, генеральный директор ООО «ВВ-Аудит»,
О. Дученко, ведущий налоговый консультант ООО «ВВ-Аудит»

Продолжение см. здесь. — Прим. редакции

Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное