Милицейская проверка с новым бланком

Милицейская проверка с новым бланком

05.02.2008

Недавно в порядок проведения сотрудниками милиции проверок и ревизий финансовой, хозяйственной, предпринимательской и торговой деятельности были внесены изменения. Теперь в бланке о проведении проверки должны быть указаны основания для визита милиции. До недавнего времени такого требования не существовало. О том, как будут «работать» эти нововведения на практике, и пойдет речь в нашей статье.

Сотрудники МВД России вправе участвовать в выездных налоговых проверках по запросу налоговых органов, а также получать сведения, составляющие налоговую тайну.

Проверить фирму «на чистоту» милиция может и по собственной инициативе: либо для проверки информации о преступлениях или административных нарушениях, либо во время оперативно-розыскных мероприятий.

Проверки не избежать, если милиция заподозрит, что в деятельности фирмы есть признаки уголовного преступления, связанного с нарушением налогового законодательства или законодательства, регулирующего финансовую, хозяйственную, предпринимательскую и торговую деятельность. Остановимся подробнее на этой разновидности проверок.

комментарий

А. Сотов, партнер МКА «ФБК-Право»:
«Не следует рассматривать изменения, внесенные приказом МВД РФ от 13 сентября 2007 г. № 796 как серьезную гарантию против внезапных проверок. Данные об основаниях проведения проверки могут быть легко засекречены на основании статьи 12 Федерального закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности». Эта статья гласит, что «сведения... о лицах, оказывающих органам оперативно-розыскной деятельности содействие на конфиденциальной основе, ... составляют государственную тайну и подлежат рассекречиванию только на основании постановления руководителя органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность». Таким образом, отчитываясь о возможных признаках преступления, оперативникам достаточно будет сослаться на показания лиц, которые предоставили соответствующую информацию. При этом не исключено, что сведения окажутся засекречены и добыть их будет крайне затруднительно».

Недостатки устранены!

Если сотрудники милиции располагают данными, которые указывают на признаки преступления, связанного с нарушением законодательства, регулирующего финансовую, хозяйственную, предпринимательскую и торговую деятельность, милиционеры могут явиться на фирму, как с проверкой, так и с ревизией.

В этом случае они должны руководствоваться Инструкцией о порядке проведения сотрудниками милиции проверок и ревизий финансовой, хозяйственной, предпринимательской и торговой деятельности, утвержденной приказом МВД России от 2 августа 2005 г. № 636 (далее – Инструкция № 636).

В целях установления оснований для возбуждения уголовного дела сотрудником милиции выносится мотивированное постановление о назначении проверки, ревизии по установленной форме. Это постановление необходимо предоставить руководителю фирмы перед началом проведения проверки, ревизии. Изучив же утвержденный образец бланка данного постановления (приложение № 1 к указанной Инструкции), выясняется, что графы, которые предусматривают изложение оснований решения о проведении проверки, ревизии в документе не содержится. Таким образом, у постановления просто нет мотивировочной части, поэтому быть мотивированным, как этого требует Инструкция, оно не может ни при каких обстоятельствах.

МВД России приказом от 13 сентября 2007 г. № 796 «поспешило» исправить этот недостаток. В документ включена графа, в которой теперь милицией должны быть изложены имеющиеся данные, которые указывают на признаки преступления. Эти поправки вступили в силу с 28 октября 2007 года.

это важно

Перед началом проверки руководителю необходимо ознакомиться с мотивированным постановлением, в котором должны быть указаны основания для «визита» сотрудников милиции.

Так, бланк постановления приведен в соответствие с требованиями пункта 25 статьи 11 Федерального закона от 18 апреля 1991 г. № 1026-1 «О милиции». Согласно указанной норме, проверка может проводиться «при наличии данных о влекущем уголовную или административную ответственность нарушении законодательства, регулирующего финансовую, хозяйственную, предпринимательскую и торговую деятельность, в целях установления оснований для возбуждения уголовного дела или дела об административном правонарушении по мотивированному постановлению начальника органа внутренних дел (органа милиции) или его заместителя». То есть постановление должно быть мотивированным, чего не было предусмотрено в старом бланке.

Однако до того как форму постановления привели в соответствие с Инструкцией, у фирм и сотрудников милиции нередко возникали споры. Рассмотрим аргументы обоих сторон.

Пример 1

В период с 19 по 29 июля 2007 года в отношении ООО «Лида» была проведена ревизия сотрудниками милиции, в результате которой у Общества были изъяты хозяйственные документы и образцы продукции. После того, как юристы предприятия ознакомились с документом, на основании которого была проведена ревизия, а именно: постановлением от 18 июля 2007 г. № 16, они пришли к выводу, что ревизия проводится незаконно. Так, предъявленное постановление не содержало мотивировочной части вопреки требованиям Инструкции, регламентирующей деятельность правоохранительных органов по проведению проверок и ревизий.

Руководитель ООО «Лида» потребовал от сотрудников милиции немедленно прекратить ревизию, вернуть все изъятые оригиналы документов и был намерен обратиться в суд с иском о возмещении убытков, понесенных в результате незаконных действий правоохранительных органов. Тем не менее, несмотря на то, что требования руководителя Общества были полностью основаны на законе, они не подлежали удовлетворению, так как милиционеры действовали строго в установленных Инструкцией рамках, а постановление № 16 было вынесено в установленной форме.

Из условий примера 1 следует, что проверка милицией проводилась на фирме в период с 19 по 29 июля 2007 года. Заметим, что в этот период в Инструкцию № 636 еще не были внесены поправки в бланк постановления о проведении проверки. Выходит, что на тот момент сотрудники милиции действовали в соответствии с Инструкцией и не нарушили порядка проведения проверки.

Пример 2

1 октября 2007 года в помещение фирмы ООО «Капитан» вошли вооруженные сотрудники милиции и предъявили служебные удостоверения и постановление о проведении проверки. Сотрудники милиции потребовали от генерального директора ООО «Капитан» предоставить доступ на складское помещение Общества для проведения осмотра. Главный юрист организации, ознакомившись с постановлением, заметил, что оно не предусматривало проведения осмотра, а отдельного постановления предъявлено не было, что являлось нарушением правил проведения проверок согласно Инструкции № 636.

На вопрос, на основании какой информации проводится проверка и в отношении какого правонарушения, милиционеры не ответили. Руководитель Общества попросил представителей правоохранительных органов покинуть помещение, так как их действия незаконны, на что сотрудники милиции повторили свои требования и произвели осмотр склада.

В ходе подготовки к судебному разбирательству по иску ООО «Капитан» об оспаривании действий сотрудников милиции адвокат компании также заметил, что постановление о проведении проверки составлено по форме, утвержденной Инструкцией № 636, которая на момент проведения проверки являлась устаревшей. Согласно новому приказу МВД России от 13 сентября 2007 г. № 796 постановление должно содержать сведения о признаках преступления в сфере предпринимательской деятельности, на основании которых принято постановления о проведении проверки. Таким образом, приняв во внимание факты неоднократного нарушения Инструкции № 636, суд признал действия проверяющих незаконными, а осмотр склада неправомерным.

Что проверят?

Началом срока проведения проверки (ревизии) считается день вынесения постановления о проведении проверки (ревизии). Срок этих процедур – не более 30 дней (п. 2 Инструкции № 636).

При проведении проверки (ревизии) милиция может изымать у проверяемых лиц документы (либо их копии) (п. 8 Инструкции). Учтите, что в этом случае должен составляться протокол изъятия и опись изымаемых документов.

Также милиция вправе произвести осмотр производственных, складских, торговых, и иных служебных помещений проверяемой организации или предпринимателя (п. 9 Инструкции № 636). Такие мероприятия проводятся в присутствии понятых и представителя проверяемого лица.

При необходимости сотрудники милиции могут изъять образцы сырья, продукции и товаров для проведения необходимых исследований и экспертиз.

В ходе проверки (ревизии) сотрудники милиции могут применять фото- и киносъемку, видеозапись и другие технические средства фиксации данных, например, копировать информацию, содержащуюся в компьютерах. Полученные таким образом материалы впоследствии прилагаются к акту проверки (ревизии).

Завершающий этап

По истечении 30-дневного срока проверки (ревизии) проверяющие должны составить и совместно с проверяемым лицом подписать акт проверки (ревизии). День подписания акта проверки (ревизии) является днем ее окончания.

В акте должны фиксироваться все выявленные нарушения. Если же нарушения не обнаружены, то акт проверки (ревизии) все равно составляется, но в нем указывается, что никаких нарушений в деятельности организации (предпринимателя) не выявлено.

А. Кашуба, ведущий юрисконсульт ООО «ФинСервисКонсалтинг»

Практическая энциклопедия бухгалтера

Все изменения 2018 года уже внесены в бератор экспертами. В ответе на любой вопрос у вас есть всё необходимое: точный алгоритм действий, актуальные примеры из реальной бухгалтерской практики, проводки и образцы заполнения документов.

Узнать подробнее


Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное