Политика для бухучета

Политика для бухучета

30.01.2008

Учетная политика — это основа всей системы бухгалтерского учета в организации. От нее зачастую зависит не только работа самой финансовой службы, но и деятельность всей компании. Рассмотрим, на какие моменты стоит обратить внимание, составляя этот документ.

Не списывайте!

Каждая компания составляет учетную политику самостоятельно, «исходя из своей структуры, отрасли и других особенностей» (п. 3 ст. 5 закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ). Конечно, бухгалтерия не должна «изобретать велосипед», ведь есть общие для всех фирм положения — в конце концов, существуют «рыбы», публикуемые в печати и на различных бухгалтерских сайтах в Интернете. Но это не значит, что учетную политику можно просто списать.

Существует еще одна причина, почему нельзя бездумно использовать «заготовки». Дело в том, что в законодательстве нередко даются несколько возможных методов учета активов и обязательств, поэтому финансовый специалист обязан выбрать тот из них, который наиболее полно отвечает потребностям компании. Рассмотрим, например, начисление амортизации основных средств. По правилам бухучета существует четыре способа списания стоимости имущества (п. 18 ПБУ 6/01). Обычно из них выбирают линейный метод, так как он считается наиболее простым. Но, к примеру, для дорогостоящих активов выгоднее установить способ амортизации «по сумме чисел лет срока полезного использования». Тогда и основное средство списать удастся быстрее, и база для расчета налога на имущество будет ниже. Итак, необходимо продуманно и внимательно составлять учетную политику. А в какие сроки она должна быть оформлена?

Новым — срок, остальным — стабильность

Срок формирования учетной политики установлен лишь для новых фирм. Они обязаны определиться со способами ведения учета «до первой публикации бухгалтерской отчетности, но не позднее 90 дней со дня приобретения прав юридического лица (государственной регистрации)» (п. 10 ПБУ 1/98). Кстати, слова «до первой публикации» относятся лишь к компаниям, которые должны обнародовать результаты своей работы. К ним относятся «акционерные общества открытого типа, банки и другие кредитные организации, страховые общества, биржи, инвестиционные и иные фонды» (ст. 16 закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ).

Составив в начале своей деятельности учетную политику, фирмы используют ее «последовательно от одного отчетного года к другому» (п. 6 ПБУ 1/98). Ежегодно издается приказ, утверждающий учетную политику для работы в следующем году, что обеспечивает определенную стабильность и сопоставимость показателей в учете. Кстати, отнеситесь внимательно к дате приказа. По правилам ПБУ 1/98 «способы ведения бухгалтерского учета, избранные организацией, применяются с первого января года, следующего за годом утверждения соответствующего организационно-распорядительного документа». Из этого следует, что приказ необходимо подписать не позднее 31 декабря.

внимание

Не забудьте про приложения!

В составе учетной политики необходимо утвердить: рабочий план счетов; бланки первичных учетных документов, для которых нет унифицированной формы; график документооборота. Их лучше оформлять в виде приложений к приказу об учетной политике для целей бухгалтерского учета.

Политику придется менять

В 2006 году были введены поправки в Положение по ведению бухгалтерского учета (ПБУ 5/01) «Учет материально-производственных запасов» (приказ Минфина от 26 марта 2007 г. № 26н). Из способов определения фактической себестоимости убрали метод ЛИФО. Следовательно, тем организациям, которые этот метод использовали, придется вносить изменения в свою учетную политику на 2008 год и выбирать один из трех оставшихся вариантов оценки: по себестоимости каждой единицы, по средней себестоимости либо ФИФО (п. 16 ПБУ 5/01).

В приказе Минфина № 26н не указано, как должны быть отражены последствия, возникшие из-за таких изменений в учетной политике. Однако если новшества оказали «или способны оказать существенное влияние на финансовые результаты деятельности организации», то надо следовать методике, описанной в пункте 21 ПБУ. Это означает, что придется пересчитать данные бухгалтерской отчетности за предыдущие отчетные периоды, но при этом никакие учетные записи делать не следует.

В случае изменения способа учета МПЗ стоимость материалов в годовом балансе за 2007 год должна быть скорректирована таким образом, как будто вводимый с 1 января 2008 года метод списания применялся всегда. Об изменениях надо будет указать в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности за 2007 год (пп. 22, 23 ПБУ 1/98). Если сложно провести корректировку данных «с достаточной надежностью», то ее можно не делать, но обоснование и информация об этом также должна быть в пояснительной записке.

В настоящее время Минфин готовит большое количество изменений в ПБУ. Если они будут приняты до конца года, то фирмам придется соответствующим образом скорректировать свою учетную политику.

Л. Изотова

Практическая энциклопедия бухгалтера

Все изменения 2018 года уже внесены в бератор экспертами. В ответе на любой вопрос у вас есть всё необходимое: точный алгоритм действий, актуальные примеры из реальной бухгалтерской практики, проводки и образцы заполнения документов.

Узнать подробнее


Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное

Комментарии (0)


    Оставить комментарий


    Введите код с картинки:

    CAPTCHA