Письмо Минфина как бесплатная консультация

Письмо Минфина как бесплатная консультация

25.01.2008

В своем письме от 7 августа 2007 г. № 03-02-07/2-138 Минфин России фактически отказался от своих разъяснений, представленных именно в письмах. Чиновники указали, что те разъяснения, которые специалисты министерства дают налогоплательщикам по тем или иным налоговым или бухгалтерским вопросам, равнозначны ответам, которые на те же самые вопросы дают прочие специалисты по налогообложению — налоговые консультанты, аудиторы, эксперты. Времени с момента выхода этого письма прошло немало, но вопрос — чье мнение является главным — тревожит все больше, если речь заходит о решении спорной проблемы. Кто же ответит на него?
А. Гусакова, финансовый директор, г. Москва

Утверждать, что финансовое ведомство приравняло свои разъяснения к консультациям иных специалистов нельзя. Ведь в отличие от так называемых «прочих специалистов» положениями статьи 34.2 Налогового кодекса в обязанность Минфина России вменена подготовка письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения налогового законодательства. И не учитывать мнение Минфина России при решении той или иной спорной ситуации невозможно.

Вероятно, этим письмом Минфин предполагал снять с себя ответственность при обращении налогоплательщиков за защитой своих прав в суды. Минфин России указал, что его письма, адресованные налогоплательщикам, отражают только точку зрения Минфина России. Они не обязательны к исполнению ни для налогоплательщиков, ни даже для налоговых органов, ни, тем более, для арбитражных судов.

Однако чем же руководствуются те же консультанты, аудиторы, эксперты при решении того или иного спорного вопроса учета или налогообложения? Несомненно, личная точка зрения относительно конкретной ситуации присутствует у любого компетентного специалиста. Но складывается она не только на основе личной позиции, но и разъяснений, представленных в письмах Минфина.

Чем руководствуется налоговая?

С 2007 года в статье 32 Налогового кодекса появился подпункт 5, связанный с обязанностями налоговых органов руководствоваться письменными разъяснениями Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах. Таким образом, некоторая неясность в законодательстве снята.

Письма Минфина имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налоговым органам, налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, которое отличается от трактовки, изложенной Минфином России.

Эта обязанность была установлена, чтобы прекратить имевшую место вплоть до 2007 года практику, когда ФНС России издавала разъясняющие письма, противоречившие позиции финансового ведомства по налоговым вопросам.

В результате, с 2007 года приоритет получили письма Минфина. Но это не исключает внимания налогоплательщиков к письмам, написанным налоговыми органами. Письма, направляемые в ФНС России, хотя и должны приниматься во внимание налоговыми органами, но нормативными правовыми актами также не являются. Однако такие разъяснения носят обязательный характер. Налоговики обязаны руководствоваться ими в своей деятельности.

Частная позиция?

Разъяснения Минфина не обязательны даже для тех, кому они непосредственно адресованы. Они должны рассматриваться наряду с другими публикациями специалистов в этой области. Иными словами, Министерство финансов предлагает трактовать свою позицию, излагаемую в официальных разъяснениях, в качестве частной позиции его специалистов, которая не может повлечь никаких правовых последствий. Финансовое ведомство отмечает, что, поскольку его письма не являются нормативными правовыми актами, то они не препятствуют компаниям в своей деятельности руководствоваться собственным видением налогового законодательства. Что применимо как к письмам, адресованным неопределенному кругу лиц, так и к разъяснениям, полученным по конкретному запросу.

В связи с этим следует указать, что поскольку разъяснения Минфина России не являются нормативными правовыми актами, они не подлежат обязательной публикации. Содержащиеся в различных правовых базах данных и прочих изданиях письменные разъяснения Минфина России, Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России, предоставленные по запросам конкретных налогоплательщиков, не содержат всей необходимой информации, позволяющей сделать вывод о существе задаваемого вопроса, что приводит к неверной трактовке сути предоставленного Минфином России ответа.

Публикация указанных писем осуществляется в неофициальном порядке, так как ни Минфин России, ни Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики не предоставляет в официальном порядке указанные письма для публикации (за исключением случаев публикации документов на официальных сайтах Минфина России и ФНС России).

Таким образом, Минфин России не может обеспечить соответствие опубликованной в неофициальном порядке информации реальному содержанию письма и соответствующего запроса.

Мнение:

«ФНС России, утратив право разъяснения применения налогового законодательства, все чаще направляет письма Минфина России нижестоящим налоговым органам для использования в работе и доведения до сведения налогоплательщиков. Налоговые органы, руководствуясь письменными разъяснениями Минфина России (а это является их непосредственной обязанностью), вступают в спор с налогоплательщиками, которым приходится отстаивать свои интересы в суде. Это достаточно «умный» ход: расчет на то, что не каждый налогоплательщик пойдет разбираться в суд, да и арбитражные судьи не всегда придерживаются однозначной позиции при наличии пробелов в праве, и иногда по аналогичным делам принимаются противоположные решения. Также заслуживает внимания решение Высшего Арбитражного Суда РФ от 23 октября 2006 г. № 10652/06, в котором указано, что форма изложения указания Минфина России не имеет существенного значения, также как и факт отсутствия государственной регистрации и опубликования документа в официальном издании».

М. Кабулова, руководитель юридического отдела ООО «ФинСервисКонсалтинг», член Палаты налоговых консультантов России

Схема. Обязанность выполнения разъяснений, указанных в письмах Минфина

Схема. Обязанность выполнения разъяснений, указанных в письмах Минфина

Мнение:

«Выходит, что основные разногласия в понимании содержания писем Минфина возникают из-за отсутствия текста запроса, изначально направляемого в Минфин. Ведь зачастую вопрос налогоплательщика, содержащийся в запросе, содержит конкретную ситуацию с присущими ей условиями. И, следовательно, ответ чиновников нельзя относить «под одну гребенку» ко всем схожим ситуациям. Но это уже «издержки» сайтов, публикующих письма Минфина. Вывод: прежде чем следовать разъяснениям чиновников, нужно ознакомиться с содержанием запроса».

И. Стромова, налоговый консультант ООО «Право-Консалт»

Практическая энциклопедия бухгалтера

Все изменения 2018 года уже внесены в бератор экспертами. В ответе на любой вопрос у вас есть всё необходимое: точный алгоритм действий, актуальные примеры из реальной бухгалтерской практики, проводки и образцы заполнения документов.

Узнать подробнее


Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное

Комментарии (0)


    Оставить комментарий


    Введите код с картинки:

    CAPTCHA