Расходы на аренду жилья для сотрудника

Расходы на аренду жилья для сотрудника

04.02.2008

Организации, которые взяли на себя решение «квартирного вопроса» своих иногородних сотрудников, затраты на съем жилья вправе исключить из базы по налогу на прибыль. Правда, для этого им придется не только выполнить требования законодательства, но и учесть пожелания специалистов Минфина.

Те времена, когда работодатели старались избегать приема на работу иногородних сотрудников, канули в Лету. Мало того, нынче не редкость и содействие организаций своему «приезжему» персоналу в решении столь наболевшего «квартирного вопроса». Например, посредством аренды жилых помещений. Тот факт, что снять жилье затея не из дешевых, вряд ли кто-то станет оспаривать. В связи с этим у работодателя может появиться желание хоть как-то компенсировать понесенные траты. Например, посредством их учета в составе снижающих налогооблагаемую прибыль. Подобное желание вполне закономерно, однако насколько оно законно с точки зрения налогообложения? Как оказалось, существуют вполне легальные схемы списания таких затрат, о чем и пойдет дальнейший разговор.

Вариант 1 — оплата за труд

Вполне логично, что первым делом организация, снимающая для своих сотрудников жилье, попытается учесть их как расходы на оплату труда. И действительно, возможность компенсации работнику за арендованное им жилье нередко прописывается в трудовом или коллективном договоре. В таких ситуациях договор найма, как правило, заключается между иногородним сотрудником и арендодателем, а фирма-работодатель, в свою очередь, лишь оплачивает аренду или возмещает суммы, самостоятельно внесенные работником за съемное жилье. Интересно, что именно на этот метод списания арендных расходов обратили внимание чиновники Минфина в своем письме от 18 декабря 2007 г. № 03-03-06/1/874.

Итак, для признания таких затрат в качестве расходов на оплату труда необходимо, чтобы выполнялся ряд условий. Прежде всего зарплата должна определяться исходя из условий трудового договора и соответствовать фактически выполненному работником объему работ. Именно подобное обстоятельство вынуждает некоторые предприятия прописать в трудовом договоре тот факт, что вознаграждение за труд состоит из несколько составляющих, например из должностного оклада и платы за аренду жилья.

Помимо того, оплата фирмой-работодателем нанятого помещения должна быть ее обязанностью. Такое обстоятельство вполне на руку сотрудникам, ведь если организация в один из месяцев «забудет» возместить труженику плату за жилье, то он вправе потребовать помимо осуществления оплаты его квартиры компенсацию за задержку зарплаты, о чем повествуется в статье 236 Трудового кодекса.

Как указали сотрудники Минфина, та доля заработной платы, которая предусмотрена в качестве уплаты за жилье, не может превышать 20 процентов от начисленной месячной оплаты труда. Вот и получается, что списание расходов по договорам имущественного найма как затрат на оплату труда хотя и признается финансистами законным, но при исчислении налога на прибыль фирме удастся списать в состав снижающих не более 20 процентов от месячной зарплаты арендующего жилье сотрудника.

Кроме того, учитывая подобным образом арендные расходы за жилье персоналу, не стоит забывать и о так называемых зарплатных налогах. Так, в частности, будучи средствами оплаты труда, эти компенсации подпадают под обложение ЕСН (п. 1 ст. 236 НК). Помимо того, фирме придется рассчитывать и уплачивать с подобных средств НДФЛ (ст. 226 НК).

Вариант 2 — прочие расходы

В тех случаях, когда организация предоставляет иногороднему работнику на основании трудового договора бесплатное жилье, расходы по договору имущественного найма можно учесть как прочие. Разумеется, для того чтобы сумма ренты, оплаченная фирмой арендодателю, уменьшила полученные ею доходы как «прочие расходы», организации придется привести документальное подтверждение понесенных трат на аренду, а также доказательство экономической обоснованности в найме жилых помещений (п. 1 ст. 252 НК). Однако работодателям следует помнить: если они не смогут доказать, что квартира необходима, например, для выполнения работником на дому прямых служебных обязанностей, то уменьшение налогооблагаемых доходов подобным образом может и «не выгореть».

Отсутствием необходимых доказательств не преминут воспользоваться и налоговые органы. Например, сославшись на пункт 29 статьи 270 главного налогового закона, в котором указано, что при определении базы по налогу на прибыль расходы на оплату товаров для личного потребления работников, а также другие аналогичные затраты, произведенные в пользу сотрудников организации, не учитываются. Тем более, что подобное мнение уже высказывалось фискалами. В частности, в письме УФНС по г. Москве от 18 января 2007 г. 21-11/003922@.б налоговики указали, что расходы организации-арендатора по найму жилого помещения для своих работников не могут учитываться при расчете налога на прибыль.

Т. Еркова, обозреватель «Федерального агентства финансовой информации»

Практическая энциклопедия бухгалтера

Все изменения 2018 года уже внесены в бератор экспертами. В ответе на любой вопрос у вас есть всё необходимое: точный алгоритм действий, актуальные примеры из реальной бухгалтерской практики, проводки и образцы заполнения документов.

Узнать подробнее


Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное