Открытие банковского счета: отчетный день

Открытие банковского счета: отчетный день

24.01.2008 распечатать

Всем давно известно: об открытии, равно как и о закрытии счета в банке, организация обязана оповестить налоговую. Срок для этого установлен пунктом 2 статьи 23 Налогового кодекса и составляет в настоящий момент 7 дней со дня свершения соответствующего действия. Однако определенные обстоятельства этот «дед-лайн» могут отсрочить, причем независимо от воли самой фирмы.

Наказание, которое предусматривается пунктом 1 статьи 118 Кодекса за несоблюдение требования известить налоговую об открывшемся расчетном счете, конечно, в масштабах организации может и не самое суровое — штраф составляет 5000 рублей, однако к приятным моментам в деятельности фирмы его также вряд ли можно отнести.

Посему нет ничего удивительного в том, что налоговые органы довольно рьяно следят за выполнением организациями этого требования законодательства: получив в руки соответствующие козыри, контролеры не преминут ими воспользоваться. Как правило, оспорить такое решение инспекции, если фирма вовсе забыла сообщить о столь примечательном факте, весьма проблематично, ведь в Кодексе прописаны довольно четкие формулировки. Однако если речь идет лишь о просрочке исполнения обязанности, тут возможны приятные исключения. Пример тому — недавнее постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 11 декабря 2007 года № Ф04-8398/2007(40787-А70-7).

Суд да дело

Поводом для разбирательства стала попытка ИФНС оштрафовать фирму по вышеописанным основаниям за просрочку. Организация отдавать честно заработанное не пожелала и обратилась в суд с заявлением признать недействительным решение инспекции. И, как ни странно, судьи ее в этом начинании поддержали.

Действительно, в процессе рассмотрения дела было установлено, что счет банк открыл 13 июля 2006 года, а поступило соответствующее сообщение контролерам только 1 августа. Следовательно, действовавший на тот момент срок — десять дней — был нарушен. Однако это лишь на первый взгляд. Как оказалось, самой фирме об открытии ее же собственного счета стало известно лишь 25 июля — именно в этот день она получила из банка соответствующее извещение. До этого момента дата открытия расчетного счета организации была неизвестна, а следовательно, отсчет контрольного срока оповещения налоговиков она отследить не могла.

Не указана конкретная дата открытия счета, равно как и его номер, и в заключенном договоре банковского обслуживания. Все эти данные фирма получила лишь из банковского извещения. При этом стоит отметить, что сообщение об открытии счета, которое фирма должна направить в свою ИФНС, имеет установленную форму, предполагающую точное указание этой информации.

Надо сказать, что в попытке доказать вину фирмы налоговики отличились изрядной изобретательностью. Согласно их выводам, датой открытия счета должен быть день заключения договора с банком. Кроме того, по их мнению, налогоплательщик вправе сообщить в налоговый орган об открытии счета предварительно, не по установленной форме, в частности, без указания номера открытого счета.

Разумеется, суд подобные «веские аргументы» во внимание не принял, сославшись на отсутствие подобных норм в каком бы то ни было нормативном акте российского законодательства. Основываясь же на законных факторах, арбитры пришли к выводу, что в подобной ситуации отсчет установленного срока следует начинать со дня, когда фирме стало известно об открытии счета из извещения банка. А стало быть, в рассматриваемой ситуации полученное инспекцией 1 августа сообщение не считается «опоздавшим».

Все течет, все меняется…

В заключение стоит оговориться: несмотря на тот факт, что дело рассматривалось совсем недавно, спорные события имели место в 2006 году. С тех пор в статье 23 в редакции Закона от 27 июля 2006 г. № 137-ФЗ произошли некоторые изменения. Так, с 31 января 2007 года срок оповещения налоговиков об открытии или закрытии банковского счета составляет не 10, а 7 дней. Причем в действующей редакции четко прописано: он отсчитывается со дня открытия (закрытия) таких счетов.

Тем не менее подобные изменения не меняют сути вышеописанного арбитражного постановления: соблюдение фирмой установленных статьей 23 Кодекса сроков напрямую зависит от того фактора, обладает ли она объективной информацией о точной дате открытия счета, или же до получения соответствующего сообщения из банка установить ее не представляется возможным. В последнем случае исчисление срока направления сообщения следует производить с момента, когда об открытии счета стало известно.

Отметим, что за последние годы в арбитражной практике скопился ряд решений как в поддержку такой «отсрочки» (см., например постановление ФАС Северо-Западного округа от 13 февраля 2004 г. № А66-7167-03), так и запрещающих ставить сроки в зависимость от даты получения банковского извещения (постановления ФАС Дальневосточного округа от 9 марта 2006 г. № Ф03-А16/06-2/281 по делу № А16-1653/2005-3 и ФАС Восточно-Сибирского округа от 22 февраля 2006 г. № А69-3007/05-9-Ф02-347/06-С1 по делу № А69-3007/05-9). Что ж, такая, казалось бы, простая ситуация пока так и остается неоднозначной.

И. Соколова, эксперт «Федерального агентства финансовой информации»

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.
Loading...