Хаос в расчете остаточной стоимости ОС при УСН

Хаос в расчете остаточной стоимости ОС при УСН

15.01.2008 распечатать

Процесс определения остаточной стоимости ОС может доставить немало хлопот бухгалтеру и в стандартной ситуации. Что уж говорить, когда речь заходит о необходимости провести такую операцию при смене режимов налогообложения. Снять некоторые вопросы касательно этой проблемы недавно попытались специалисты Минфина. Удалось ли им это сделать?

До недавнего времени фирмы, применяющие УСН, выбрав единожды объект налогообложения («доходы», или «доходы, уменьшенные на величину расходов»), могли изменить его только через возврат на общую систему взимания налогов. Поправки, внесенные Законом от 21 июля 2005 года № 101-ФЗ в статью 346.14 Налогового кодекса, эту несправедливость устранили, оставив, однако, ограничение по применению одного «упрощенного» объекта в течение как минимум трех лет с момента перехода на УСН. Причем согласно ныне действующей норме, пережившие этот срок организации могут менять объект хоть каждый год.

Несмотря на всю простоту самой процедуры, с некоторыми проблемами при смене объекта по УСН все же придется столкнуться. Расплатой за непостоянство «упрощенца» станет порядок определения стоимости основных средств на дату такого перехода.

Такие разные объекты...

Речь идет о тех «упрощенцах», которые намерены отказаться от применяемого ими объекта «Доходы». Дело в том, что данная категория «спецрежимников» фактически свои расходы не учитывает. Но одно дело — текущие траты, они есть в любой организации независимо от налогового режима. Совершенно другая ситуация складывается, когда речь идет о покупке дорогостоящих основных средств, расходы на которые списываются многие годы.

Разобраться в порядке «долгосрочного» учета таких затрат попытались работники Минфина, выпустив очередное письмо с разъяснениями (письмо от 13 ноября 2007 г. № 03-11-02/266). Суть его сводится к следующему: если налогоплательщик на УСН перешел с объекта налогообложения в виде доходов на объект налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, то на дату такого перехода остаточная стоимость основных средств, приобретенных в период применения УСН с объектом налогообложения в виде доходов, не определяется.

До сих пор, казалось бы, все ясно и логично. Однако самое интересное начинается дальше. Как быть фирме, которая до начала применения «доходной» «упрощенки» применяла общую систему налогообложения и тогда же приобретала основные средства? Финансисты пришли к выводу, что у таких организаций при последующей смене объекта (на «доходы минус расходы») «на дату такого перехода остаточная стоимость основных средств, приобретенных в период применения общего режима налогообложения, также не определяется». Однако что этой фразой хотели довести до сведения налогоплательщиков представители Минфина, не совсем ясно. Возможных вариантов два: либо остаточная стоимость ОС не определяется на дату этого перехода вовсе, а стало быть, соответствующие расходы не учитываются и после перехода на новый объект; либо она принимается в размере, действующем, так сказать, на момент предыдущего перехода, то есть на начало применения «упрощенки» с объектом «доходы», и уменьшает налог при объекте «доходы минус расходы». В пользу последнего варианта говорит письмо того же ведомства от 22 декабря 2006 года № 03-11-04/2/292.

С «упрощенки» — на общий режим

Правда, самой парадоксальной в письме Минфина выглядит ситуация, касающаяся порядка определения остаточной стоимости основных средств для фирм, перешедших с УСН с объектом «доходы» на общую систему налогообложения. Сначала ведомственные чиновники приходят к выводу, что остаточная стоимость таких основных средств и на дату перехода не определяется. Затем они обращаются к положениям Налогового кодекса, повторяя тот же самый казус, который представлен и в главном налоговом документе. Дело в том, что действующая редакция пункта 3 статьи 346.25 Кодекса формально предписывает применять общий порядок определения остаточной стоимости ОС при переходе на общий режим для всех организаций-«спецрежимников» независимо от того, какой объект налогообложения у них был при УСН. Однако если для «упрощенцев», плативших налог с объекта «доходы минус расходы», определить остаточную стоимость основных средств труда не составит, то для их коллег с объектом «доходы» это может оказаться задачей непосильной — ведь расходы, как было сказано выше, они при налогообложении не учитывают. А более никаких объяснений касательно этой ситуации в упомянутой статье не представлено.

О том, что положения пункта 3 статьи 346.25 Кодекса и указанный в нем порядок должны применяться всеми без исключения экс-«упрощенцами», представители Минфина, конечно же, не могли не напомнить. Однако того факта, что «упрощенцы» с объектом в виде доходов расходы на приобретение, сооружение, изготовление, достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию или техническое перевооружение в своем учете не отражают, чиновники также не отрицают.

Вывод, который делается на основании этих двух противоречащих друг другу тезисов, довольно оригинален: указанные организации должны отражать в налоговом учете размер остаточной стоимости ОС на дату перехода по правилам, установленным пунктом 3 статьи 346.16 Кодекса. Напомним, эта статья регулирует порядок определения расходов при применении «упрощенки» и опять-таки не относится к организациям с объектом «доходы».

Что же делать рядовым бухгалтерам в этой ситуации? Остается лишь ждать очередной порции разъяснений финансистов, поскольку окончательно расставить точки над «i», как предполагалось в последнем письме, им так и не удалось.

И. Вершинина, эксперт «Федерального агентства финансовой информации»

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.