Нежилые помещения могут стать более доступными для предпринимателей

Нежилые помещения могут стать более доступными для предпринимателей

09.01.2008

Сегодня в столице ощущается острый дефицит офисных помещений. Решить эту проблему призвана концепция имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, разработка которой была поручена Департаменту поддержки и развития малого предпринимательства города Москвы. Более подробно о планах властей «Московскому бухгалтеру» рассказал руководитель Департамента поддержки и развития малого предпринимательства Михаил Вышегородцев.

— Михаил Михайлович, как Вы оцениваете обеспеченность малого бизнеса помещениями на сегодняшний день?
— На данный момент бизнес испытывает острую потребность в производственных и офисных помещениях. Обеспеченность площадями в сфере малого бизнеса сегодня составляет 5,3 кв. м в расчете на одного предпринимателя. А дефицит нежилых помещений в Москве, по нашим подсчетам, составляет около 6 млн кв. м. Всего в городе малым бизнесом арендуется 17 млн кв. м, из них 2 млн является городским имуществом. В то же время, например, в США на одного бизнесмена приходится 20, а в Европе — около 10 кв. м.
Сейчас в столице практически невозможно арендовать дешевую недвижимость. Причина этого — в конкурсной и аукционной процедуре отбора арендаторов. Это делает офисные площади недоступными для начинающего предпринимателя. Решить этот вопрос можно с помощью нашей программы создания бизнес-инкубаторов. Их пока два: в Строгино и Зеленограде. Но эти помещения предназначены прежде всего для инновационных предприятий.
Для организаций, которые работают не в инновационной сфере, в столице строятся многофункциональные деловые центры. Малому бизнесу необходимы помещения класса «B» и «С».
— В чем принципиальное отличие офисов различных категорий?
— В этой градации различными являются условия размещения предприятий. Помещения класса «А» отличает выгодное расположение, евроремонт и наличие кондиционера. В офисах класса «В» все перечисленное может отсутствовать, но от этого они не менее функциональны и пригодны для ведения бизнеса. К тому же если цена офиса класса «А» начинается от 1500 долларов за квадратный метр, то помещения класса «В» — от 400 до 800 за квадратный метр. В любом случае второй вариант обойдется в 2 раза дешевле.
Дороговизна столичной недвижимости серьезно влияет на развитие бизнеса, особенно производственного. Это обстоятельство выталкивает «производственников» из Москвы. Соответственно город лишается части своих налогоплательщиков. Для решения именно этого вопроса правительством Москвы была разработана концепция программы по строительству нежилых помещений. Благодаря этим мерам проблема нехватки офисов будет отчасти решена.
— Михаил Михайлович, расскажите об основных моментах проекта концепции имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. На что направлена помощь властей?
— На основе концепции имущественной поддержки будет разработана программа по строительству нежилых помещений на 2009 — 2011 годы. После этого она будет рассмотрена московским правительством. Предполагается, что это произойдет уже в следующем году.
К концу 2011 года мы планируем ввести в строй 3 млн кв. м офисных помещений. Есть надежда, что благодаря появлению этих площадей в столице произойдет резкий рост предложений недвижимости, который снимет некоторую напряженность в вопросе аренды помещений.
Нежилые помещения могут стать более доступными для предпринимателей, если они поддержат нашу инициативу, став соинвесторами. При этом в программе предусмотрено минимальное финансирование из бюджета (3,9 млрд руб.). Остальные деньги, а, по нашим подсчетам, это более 80 млрд рублей, должны внести сами предприниматели. То, как увязать количество нежилых помещений и финансовый вопрос, составляет принцип имущественной поддержки.
После того как программа по строительству нежилых помещений на 2009 — 2011 годы будет принята, правительство выделит земельные участки. На них за счет бюджета будут спроектированы здания. Застройщиком будет тот, кто выиграет конкурс. И лишь после сдачи помещений предприниматели смогут оформить в собственность свою законную площадь.
— Какие положения важные, на Ваш взгляд, в вопросе имущественной поддержки предпринимательства, отсутствуют в проекте? Что стоило бы добавить в документ и почему?
— В проекте есть два момента, которые нуждаются в доработке. Прежде всего меня не устраивают сроки строительства, указанные в нем. У нас больше времени уходит на разработку проектно-сметной документации, а не на само строительство. Это ненормально. По словам Мэра Москвы Юрия Лужкова, необходимо разработать и включить в концепцию нормативный документ, который призван навести порядок в данном вопросе. С его помощью мы надеемся сократить время прохождения всех согласующих документацию инстанций. Ведь если мы по 3 года будем проектировать объект площадью до 1000 кв. м, то и жизни не хватит, чтобы построить тысячи этих объектов в городе Москве.
Следующее пожелание — необходимо сформировать перечень городского имущества, которое будет передано малому бизнесу. Это позволит уменьшить ставки арендной платы для предпринимателей. Для них уже давно существуют корректирующие коэффициенты. Тем не менее мы наблюдаем ситуацию, когда Москомимущество под разными предлогами старается расторгать старые договоры с малыми предприятиями. Происходит это по следующей схеме. Арендатора объявляют недобросовестным либо из-за того, что он не согласовал с собственником перепланировку, либо потому что не вносил вовремя арендную плату. По одной из этих причин договор расторгают и арендатору предлагают коммерческую ставку уже без учета корректирующего коэффициента. Еще хуже, если помещение уходит на аукцион.
— Как Вы оцениваете проведенную работу по поддержке малого бизнеса в этом году? Какие мероприятия Ваш Департамент планирует осуществить с 2008 года?
— На данный момент существует комплексная программа по развитию и поддержке малого бизнеса на 2007 — 2009 годы, утвержденная правительством Москвы. Она содержит критерии оценки ситуации в малом бизнесе. По всем практическим показателям мы выполнили и даже перевыполнили намеченный план работы. Причем это произошло не потому, что нам занизили показатели, а потому, что экономическая ситуация сложилась в нашу пользу.
Нам еще предстоит разобраться, почему произошел резкий рост зарегистрированных предпринимателей без образования юридического лица.
Еще два месяца назад, в конце сентября, УФНС по городу Москве сообщало, что в столице зарегистрировано 90 тысяч ПБОЮЛ. На данный момент они насчитывают уже 134 тысячи. В чем причина такого увеличения, мы пока не знаем. Но этот факт не может нас не радовать.
— В этом году столичному малому бизнесу исполнилось 20 лет. Что принципиально изменилось в поддержке предпринимателей за эти годы?
— 20 лет назад никакой поддержки не существовало. Тогда можно было работать абсолютно в любом направлении бизнеса и получать прибыль до тысячи процентов годовых. Сегодня же ситуация совсем иная. Рынок уже поделен, и все большие обороты набирает конкуренция. Поэтому входить на рынок новым предприятиям без поддержки городских властей стало практически невозможным. Хочу особо отметить, что мы не только поддерживаем малый бизнес, но и развиваем его, превращая в средний и крупный.

Евгения Бутенко

Михаил Михайлович Вышегородцев родился 21 февраля 1962 в поселке Алабушево Солнечногорского района Московской области. Окончил экономический факультет Московского авиационного института и Московский государственный институт международных отношений.

Трудовую деятельность начал в 1980 году с профессии электромеханика по ремонту и обслуживанию ЭВМ. С 1987 по 1997 годы работал в РК ВЛКСМ Советского района города Москвы, занимал должности председателя БММТ «Спутник», генерального директора ТБК «Спутник», генерального директора ПО «БИНК», советника префекта Юго-Западного административного округа г. Москвы по экономике. Также работал в должности председателя Общественно-экспертного совета Юго-Западного административного округа г. Москвы по вопросам малого предпринимательства. Дважды был избран депутатом Мосгордумы. В августе 2005 года назначен министром правительства Москвы.

Практическая энциклопедия бухгалтера

Все изменения 2018 года уже внесены в бератор экспертами. В ответе на любой вопрос у вас есть всё необходимое: точный алгоритм действий, актуальные примеры из реальной бухгалтерской практики, проводки и образцы заполнения документов.

Узнать подробнее


Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное

Комментарии (0)


    Оставить комментарий


    Введите код с картинки:

    CAPTCHA