Революция в бухучете

Революция в бухучете

27.12.2007 распечатать

Из года в год законодатели совершенствуют положения Налогового кодекса. Что-то у них, конечно, выходит, но, рассуждая о некоторых новеллах, можно смело цитировать Черномырдина: «Хотели как лучше, а получилось как всегда». Наконец, реформа добралась и до бухучета. На прошедшей недавно конференции представители Минфина подробно остановились на проблемах обновления соответствующей нормативной базы, а также вели разговор о правах налогоплательщика на получение официальных разъяснений из госведомств.

Грядут перемены

Начальник отдела Департамента регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности Минфина Александр Бакаев, которому довелось выступать первым, обратил внимание слушателей на то, что ни в 2005-м, ни в 2006 годах кардинальных изменений в состав и структуру бухгалтерской отчетности не вносилось. Вместе с тем, несмотря на стабильность системы, заметил чиновник, значительного улучшения качества составляемой отчетности не произошло. Это серьезно беспокоит как ее пользователей и аудиторов, так и Минфин, с тревогой сообщил Бакаев бухгалтерам. Именно поэтому в недрах финансового ведомства и был подготовлен законопроект «О бухгалтерском учете». По словам докладчика, в документе, как и прежде, оговорено, что все экономические субъекты обязаны вести бухгалтерский учет и составлять отчетность. Единственное послабление сделано для индивидуальных предпринимателей, которые, впрочем, согласно налоговому законодательству должны вести учет доходов и расходов. Однако, заметил Бакаев, на практике многие более крупные, чем некоторые юридические лица, ПБОЮЛы предпочитают работать с полноценным бухучетом.

При подготовке законопроекта, продолжил спикер, неоднократно вставал вопрос о современной роли и значении главного бухгалтера. Минфин принципиально настаивал на том, чтобы в тексте не было отдельной статьи, посвященной главбуху. Зато финансисты посчитали необходимым установить квалификационные требования для человека, планирующего занять соответствующую должность, а также для лиц, оказывающих фирмам бухгалтерские услуги. Требований всего четыре: наличие высшего профильного образования; трехлетний стаж работы бухгалтером из последних пяти лет его трудовой деятельности; отсутствие судимости; членство в саморегулируемой организации. Александр Бакаев счел нужным сакцентировать внимание на том, что все озвученные критерии будут применяться лишь к кандидатам на пост главбуха в организациях с обязательным аудитом отчетности.

В законопроекте также четко указано, подчеркнул представитель Минфина, что применительно к бухгалтерской отчетности не может быть установлен режим коммерческой тайны. К сожалению, отметил чиновник, многие фирмы отказываются предоставлять финансовые сведения в распоряжение сторонних пользователей, ссылаясь на пресловутую секретность данных. Особенно это явление распространено в имеющем не слишком добрую славу секторе долевого строительства жилья, сообщил Бакаев. Он также оповестил присутствующих о том, что подготовленным документом вводится обязанность экономических субъектов представлять экземпляр отчетности в статистическое ведомство. Таким образом, статучреждения превращаются в своеобразные публичные библиотеки, куда каждый желающий сможет пойти и получить всю нужную информацию о финансовой деятельности той или иной компании.

Бухгалтерская апатия

Впрочем, не единым минфиновским законопроектом исчерпываются новшества в бухгалтерской сфере. Так, Александр Бакаев напомнил всем о том, что недавно президент страны Владимир Путин подписал закон о саморегулируемых организациях, вступивший в силу с 16 декабря 2007 года. Чиновник подчеркнул, что согласно этому документу один бухгалтер имеет право стать членом лишь одной СРО. Поэтому, считает Бакаев, каждому следует очень хорошо подумать, куда пойти, какая из организаций сможет в случае необходимости лучше отстоять права вошедшего в нее участника, установить наиболее приемлемые правила и стандарты профессиональной деятельности бухгалтера.

Вероятно, сдвинется с мертвой точки и процесс принятия законопроекта о консолидированной финансовой отчетности коммерческих организаций, сообщил чиновник Минфина. Еще в 2004 году документ был одобрен депутатами Госдумы в двух чтениях, после чего законодатели указали на невозможность его дальнейшего продвижения из-за отсутствия русского перевода Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО). Теперь официальный вариант перевода есть, констатировал Бакаев, но как минимум еще должен быть определен порядок его признания на территории России. Однако представитель министерства не взял на себя смелость спрогнозировать, как скоро это произойдет.

Небезынтересно с точки зрения бухгалтерского учета, заметил докладчик, и грядущее вступление в силу закона о развитии малого и среднего предпринимательства. В соответствии с ним весь бизнес, в зависимости от штатной численности, поделен на четыре категории: микропредприятия (от 1 до 15 сотрудников), малые фирмы (от 16 до 100 человек), средние предприятия (от 101 до 250 работников) и крупные (свыше 250 сотрудников). В законе совершенно определенно сказано, что все представители малого и среднего бизнеса должны вести бухучет, однако для малых фирм следует установить упрощенные процедуры формирования бухгалтерской отчетности. Последнее условие в принципе уже выполнено, подчеркнул Бакаев, однако работа по упрощению всего, что только возможно, в Минфине будет идти и в дальнейшем.

Спикер заверил участников конференции в том, что Министерство финансов не ставит своей целью усложнение нормативной базы по бухучету. Наоборот, отметил Бакаев, она должна быть разумной и рациональной. Для этого, убеждал всех чиновник, и публикуются на сайте финансового ведомства наиболее важные для профессионального сообщества проекты документов. Однако, заявил он, приходится с сожалением констатировать абсолютную апатию большинства бухгалтеров страны. Так и получается, что нареканий по выставленному на обсуждение документу вроде бы нет, а после введения его в действие на Минфин обрушивается шквал возмущения и недовольства. «Так что будьте активнее в новом году», — подытожил свое выступление Александр Бакаев.

Без консультаций

К большей активности призвал пришедших на конференцию и заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина Сергей Разгулин. Он посвятил свое выступление порядку получения разъяснений государственных ведомств по вопросам налогообложения, их статусу и последствиям применения в практической работе. В идеале, напомнил чиновник, каждый законодательный акт о налогах и сборах должен быть понятным, непротиворечивым и недвусмысленным. Естественно, что в принципе добиться этого невозможно, констатировал Разгулин. Но с другой стороны, подчеркнул он, каждый гражданин может получать от налоговиков по месту учета сведения о действующих налогах и сборах, о порядке их применения, правилах заполнения налоговых деклараций. По словам спикера, есть надежда, что в ближайшее время будет утвержден административный регламент исполнения ФНС функции по бесплатному информированию налогоплательщиков о соответствующем законодательстве. Предусмотрено устное и письменное предоставление сведений, причем во втором случае срок ответа отправителю запроса ограничен тридцатью сутками. Разгулин добавил, что ни ФНС, ни Минфин не занимаются консультированием, то есть не дают советы по выбору наиболее оптимальной формы осуществления хозяйственной деятельности, не берут на себя труд по подтверждению или неподтверждению правильности заполнения деклараций или оформления хозопераций для целей налогообложения. С такими вопросами надо обращаться в специализированные юридические или консалтинговые компании, подчеркнул выступающий.

Если бухгалтер не понимает, как применять ту или иную норму Налогового кодекса, то ему следует сделать письменный запрос в Министерство финансов, пояснил Сергей Разгулин. По его заверению, ответ за подписью главы финансового ведомства, либо одного из его заместителей, либо начальника департамента или его зама, придет в течение двух месяцев. Докладчик дал участникам встречи и ценный совет: в случае обращения в Минфин полезно будет узнать по справочному телефону входящий номер отправленного запроса, а по нему — и конкретного исполнителя, у которого можно периодически интересоваться ходом подготовки разъяснения по интересующему сотрудника предприятия делу.

Налоговая «индульгенция»

Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики главного финансового ведомства подробно остановился на новшествах в порядке предоставления разъяснений. К примеру, юридическое или физическое лицо, получившее комментарий из Минфина или от налоговиков, освобождается от ответственности в том случае, если строгое следование рекомендациям представителей госведомств привело инициаторов запроса к нарушению законодательства о налогах и сборах (ст. 111 НК). В акте о налоговой проверке это должно быть отмечено соответствующим образом. Начиная с этого года в аналогичных случаях ПБОЮЛ или фирма также освобождаются от пени и за ними остается лишь обязанность по уплате суммы налога. Однако при этом Разгулин обратил внимание бухгалтеров на существенный нюанс: налогоплательщик получит «индульгенцию» только в том случае, если он указал в запросе полную информацию об условиях осуществления своей хозяйственной деятельности. Если же в ходе проверки выяснится обратное, фирме или индивидуальному предпринимателю придется сполна заплатить за налоговые «грехи». Особенно это актуально в ситуации, если бухгалтер применяет не данный лично ему сотрудниками налоговой службы или Минфина ответ, а разъяснения, полученные другой фирмой в, казалось бы, сходной ситуации. Таким образом, лучше не рисковать, советует Разгулин, и потратить время на обращение в компетентные ведомства, для того чтобы получить ответ на свой конкретный запрос.

А. Уйменов, корреспондент «Федерального агентства финансовой информации»

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.