«АРЕС» под защитой Фемиды

«АРЕС» под защитой Фемиды

24.12.2007 распечатать

Регистрация товарного знака — дело полезное. Особенно, если компания уже заработала себе хорошую репутацию и устойчивую клиентуру, а оформить права на «имя» еще не успела. Здесь главное — не опоздать...

Медвежья услуга

Спрос на охранную и детективную деятельность сегодня весьма велик. А спрос, как известно, почти всегда рождает предложение. Именно поэтому повсюду, как грибы после дождя, появляются небольшие компании, оказывающие охранно-сыскные услуги.

Очевидно, оценив эту нехитрую конъюнктуру рынка, несколько бизнесменов решили создать собственное охранное предприятие. Каждому, кто хоть раз принимал участие в учреждении фирмы, известно, что выбор имени для своего детища — процедура весьма сложная и деликатная. Но здесь на помощь пришел один из соучредителей создаваемой организации. Он любезно предложил воспользоваться «частью» фирменного наименования компании, директором которой он является, и которая уже несколько месяцев успешно работала на рынке охранно-сыскных услуг. Речь шла о фирме «Охранное предприятие «АРЕС». Все присутствующие на учредительном собрании согласились, что и ее название, и товарный знак — слово «АРЕС», написанное в греческом стиле в композиции с черно-желтым шлемом, — очень уместно для подобного рода деятельности.

Поэтому, не мудрствуя лукаво, учредители решили назвать новую фирму ООО «Детективное агентство «АРЕС–СЫСК». Сразу после того как компания была зарегистрирована, участники получили пятилетнюю лицензию на осуществление охранной, а также частной сыскной деятельности. А еще через некоторое время на очередном собрании учредителей было решено оформить права на «словесный» товарный знак: сочетание «АРЕС–СЫСК», написанное кириллицей.

Двойник наполовину

В то время, когда документы «АРЕС–СЫСК» уже ходили по чиновничьим кабинетам в сопровождении патентного поверенного, хозяева фирмы ЗАО «Охранное агентство «АРЕС» тоже решили обзавестись товарным знаком. Он должен был состоять из комбинации словесного (слова «АРЕС» — имени древнегреческого бога войны, выписанного греческим шрифтом) и изобразительного обозначений (шлема). После регистрации компания «Охранное агентство «АРЕС» получила право использовать свой товарный знак с 2003 года по 2013 при организации охраны людей и предприятий, при создании детективных агентств или агентств по организации ночной охраны, при осуществлении контроля за различными системами защиты от взлома, при организации поиска пропавших людей и утраченного имущества, при предоставлении телохранителей и пр.

Так и работали бы две фирмы, если бы в один прекрасный день хозяева компании «АРЕС» не обнаружили фирму-двойника, которая не только предоставляла сходный набор услуг, но даже товарный знак ее был практически таким же. За этим, естественно, последовала вполне очевидная и совершенно оправданная реакция — после формальной попытки «досудебного урегулирования спора» «АРЕС–СЫСК» обратилась в арбитраж. Исковое заявление содержало в себе требование запретить молодой охранной компании использовать их товарный знак, состоящий из комбинации уже известных нам обозначений: словесного — «АРЕС» — и изобразительного — шлем, и также исключения из названия «АРЕС– СЫСК» словесного обозначения — «АРЕС».

Использование без разрешения владельца товарного знака сходного обозначения в наименовании другой компании, когда эти фирмы осуществляют родственные виды деятельности, нарушает исключительное право на использование товарного знака.

Как ни напиши...

В суде представитель охранного предприятия-истца пояснил, что фирма «АРЕС–СЫСК» использует в своем наименовании их словесный элемент товарного знака, чем нарушает исключительное право на товарный знак в отношении услуг, указанных в соответствующем свидетельстве.

Внимательно ознакомившись с предоставленными обеими фирмами документами, арбитры пояснили, что незаконным использованием товарного знака признается использование без разрешения правообладателя этого товарного знака или же сходного с ним до степени смешения обозначения, в частности, при оказании услуг, для которых этот товарный знак и был зарегистрирован (п. 2 ст. 4 Закона о товарных знаках.).

Далее судьи напомнили, что полное русскоязычное фирменное наименование фирмы обязательно должно содержать ее наименование и слова «общество с ограниченной ответственностью» (ст. 4 Закона «Об обществах с ограниченной ответственностью»). В данном случае наименование фирмы-ответчика состоит из словосочетания «АРЕС–СЫСК», в котором доминирующее значение имеет слово «АРЕС», поскольку является оригинальным по сравнению со словом «СЫСК», указывающим на характер осуществляемой обществом деятельности.

Входящее в наименование ответчика слово «АРЕС» и словесный элемент товарного знака охранного предприятия имеют звуковое сходство и состоят из одних и тех же букв. Графические же различия (изображение слова «АРЕС» в товарном знаке истца в античном стиле, а в наименовании ответчика — кириллицей) не являются решающими при определении степени сходства. Ведь в деловой документации при написании слова «АРЕС» возможно использование обычных шрифтов, а не графических изображений.

Спасительный приоритет

Использование без разрешения владельца товарного знака сходного обозначения в наименовании другой компании, когда эти фирмы осуществляют родственные виды деятельности, нарушает исключительное право на использование товарного знака. Ведь вполне может создаться впечатление о наличии связей или особых отношений между фирмой «АРЕС–СЫСК» и охранным предприятием «АРЕС». А подобное положение вещей во всем мире признано вне закона (напр., ст. 10.bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности).

Однако, судя по предоставленным документам, фирма-ответчик при рекламировании своих услуг всегда указывала свое фирменное наименование, в которое входит слово «АРЕС», соответствующее словесному обозначению. Последнее, в свою очередь, входило в состав товарного знака, зарегистрированного за охранным предприятием. С другой стороны, всем сторонам было ясно, что такое использование спорного обозначения началось и стало известным в обороте уже после даты приоритета товарного знака охранного предприятия.

Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16 января 2007 г. суд запретил ответчику использовать товарный знак в виде словесного обозначения «АРЕС» в своем наименовании. Апелляционные арбитры оставили это решение без изменений (постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 9 апреля 2007 г. № А56-16830/2006).

Последняя попытка

Однако представители новоиспеченного агентства были не согласны с мнением судей. Поэтому они подали жалобу в кассационную инстанцию. В документе «АРЕС– СЫСК» настаивали на отмене запрета использовать товарный знак в виде словесного обозначения в своем наименовании.

При этом представитель фирмы ссылался на то, что его фирма использует не товарный знак истца, а свое фирменное наименование, в которое просто входит слово «АРЕС», имеющее лишь фонетическое сходство со словесным обозначением «АРЕС», входящим в товарный знак истца, но отличающимся по смысловому значению и графическому выражению. Мало того, продолжал отстаивать свою правоту представитель ответчика, использование словесного обозначения товарного знака истца произошло с его согласия, поскольку это было разрешено гражданином, который тогда являлся директором охранного предприятия.

Фонетика важней, чем графика

Графические приемы изображения слова, входящего в состав товарного знака, не являются решающими при определении степени сходства. Ведь при написании его в деловой документации возможно использование обычных шрифтов, а не графических изображений. Гораздо важнее его фонетическое звучание. Именно звуковое сходство словесного элемента товарного знака может являться приговором для одной фирмы и оправданием — для другой.

Использование запретить!

Но окружные арбитры указали, что выводы их коллег о запрете использовать в своем наименовании словесный элемент товарного знака истца считают правильными и оснований для их отмены не находят. Они объяснили, что ссылка подателя жалобы на право использовать фирменное наименование подлежит отклонению, так как момент возникновения права на защиту фирменного наименования юридического лица определяется датой его государственной регистрации, в данном случае более поздней, чем дата приоритета товарного знака истца.

Кроме того, как пояснили судьи, утверждение о том, что ответчик использовал слово «АРЕС» с разрешения своего учредителя, бывшего в то время директором фирмы-ответчика, тоже несостоятельно. Дело в том, что обладателем права на товарный знак является сама компания «Охранное предприятие «АРЕС». И только оно могло дать разрешение на использование своего товарного знака (его элемента). Конечно, подписать такое разрешение (т.е. соответствующий договор) должен был именно директор как лицо, имеющее право действовать от имени фирмы без доверенности. Но компания в лице директора таких разрешений, судя по отсутствию документов, не давала. Не подтверждается документами и то, что к деятельности обеих фирм в определенные периоды времени могли быть причастны одни и те же лица. Поэтому окружные арбитры повторили вердикт, вынесенный ранее судами первой и апелляционной инстанций, — запретить компании «Детективное агентство «АРЕС– СЫСК» использовать в своем наименовании обозначение «АРЕС» (постановление ФАС Северо-Западного округа от 16 июля 2007 г. по делу № А56- 16830/2006).

Анна Мишина

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.