Сетевикам грозят серьезные убытки

Сетевикам грозят серьезные убытки

18.12.2007 распечатать

Минэкономразвития ужесточает антимонопольное регулирование в сфере торговли. Наиболее значительно нововведения коснутся деятельности торговых сетей и нестационарных объектов торговли. Об этом говорится в законопроекте о госрегулировании торговой деятельности.

Торговые неурядицы

В настоящее время сфера торговой деятельности, можно сказать, состоит в основном из недостатков. Проблемы осуществления торговой деятельности многоуровневые и затрагивают как индивидуального предпринимателя, открывшего свой ларек, так и госструктуры, осуществляющие контроль за этой сферой.

У потребителя основные проблемы заключаются в том, что расположение торговых точек не всегда позволяет купить качественную продукцию, говорит аудитор компании «Финстатус» Ирина Денисенко:

— Как правило, торговые точки расположены хаотически, в основном около выходов из станций метро. Качество предлагаемого ассортимента зачастую вызывает сомнение. Невелик и выбор предлагаемой продукции. Содержание территории вокруг таких торговых точек находится в плохом санитарном состоянии. Все подчинено желанию продавца быстро получить деньги за свой товар, а остальное его не интересует.

В свою очередь, помимо собственно торговой деятельности предпринимателям приходится решать и ряд других проблем, связанных с различными видами проверок, и из-за этого они находятся все время в подвешенном состоянии, опасаясь закрытия бизнеса. В таком случае ни о каком планировании и стабильности не может быть и речи, отмечает Ирина Денисенко:

— Отсюда и минимальная заинтересованность в качестве предлагаемых услуг. В результате страдают все участники торгового процесса: продавец, конечный потребитель товара и государство.

И все же сегодня уже нельзя говорить о существенных проблемах в торговой сфере, уверен аналитик инвестиционной компании «ФИНАМ» Сергей Фильченков. По его словам, скорее можно говорить о пробелах, связанных с законодательным регулированием рыночной и интернет-торговли:

— Конечно, существует огромное число бюрократических преград. В частности, при открытии магазинов. Это, например, масса проверяющих структур, наличие которых приводит к росту издержек, которые перекладываются на покупателя. Но именно цивилизованный ритейл (розница) урегулирован уже в достаточно высокой степени.

Даже несмотря на позитивные показатели крупных сетей, развитие торговли в стране нестабильно и неравномерно. Но при рыночной экономике государство имеет ограниченные возможности для регулирования любой отрасли. Такой надзор может сводиться лишь к установлению запретов и разрешений.

Избегаем дублирования

Наделение региональных властей самостоятельными надзорными функциями способно вызвать дублирование этих функций с уполномоченными ведомствами. Согласно статье 13 Закона от 2 января 2000 г. № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов», госконтроль за качеством и безопасностью пищевых продуктов осуществляют: Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору, Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии.

Например, в столице работает Государственная инспекция города Москвы по качеству сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. Она осуществляет деятельность по обеспечению контроля за качеством и безопасностью сельхозпродукции, сырья и продовольствия. Однако на практике ведомство фактически дублирует функции Роспотребнадзора.

Разграничение полномочий

Сфера торговли, как и многие другие отрасли экономики, имеет свою специфику. Ее особенность заключается в том, что торговые сети, несмотря на небольшую рыночную долю, могут влиять на возникающие правоотношения и на конкуренцию на соответствующих товарных рынках. И такое положение наблюдается наряду с низкой концентрацией данных рынков и существующим дефицитом торговых мест. Однако, по мнению чиновников Минэкономразвития, действующие нормы антимонопольного законодательства являются слишком универсальными. И это не позволяет государству адекватно контролировать деятельность розничной торговли, поскольку указанная специфика не учитывается.

Решить проблему взаимоотношений участников рынка и соблюсти их интересы призван законопроект «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации». Над его текстом чиновники Минэкономразвития работали около двух лет. По мнению разработчиков документа, он сможет систематизировать торговую деятельность: сформировать единую нормативную правовую базу, а также устранить существующие пробелы нормативного правового регулирования, унифицировав законодательные нормы в этой сфере. Необходимость в регулировании торговой деятельности на государственном уровне назрела давно, говорит Ирина Денисенко:

— Формирование единой правовой базы, систематизация торговых объектов, а также определение полномочий всех уровней государственной власти позволят обеспечить качественную деятельность и создать здоровую обстановку в торговой сфере.

Единое регулирование создает равные условия для всех участников рынка вне зависимости от политики конкретных регионов, считает Сергей Фильченков:

— Сейчас возможность устанавливать свои правила имеют региональные и муниципальные власти, что создает определенные сложности при развитии федеральных торговых сетей. Специализированный закон решает эту проблему, четко разграничив полномочия.

В частности, за федеральными органами государственной власти предполагается закрепить полномочия по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере торговли. К компетенции региональных властей будут отнесены полномочия по реализации государственной политики, включая ведение торгового реестра и регистрацию в нем участников. За органами местного самоуправления в качестве основного полномочия предполагается закрепить возможность определения мест размещения торговых объектов и ряд других функций.

Закон о госрегулировании торговли позволит определить границы государственного вмешательства именно в этой сфере. Однако пока нельзя точно сказать, как это регулирование будет происходить, говорит руководитель корпоративной и судебной практики компании «Юрколлегия» Наталья Мухина:

— Безусловно, в законопроекте будет еще масса изменений от различных органов государственной власти и парламента. Тем не менее этот документ отображает позицию чиновников Минэкономразвития, осуществляющих государственную политику в данной отрасли.

Рычаги регулирования

Действие законопроекта распространяется исключительно на розничную и оптовую торговую деятельность. Таким образом, в сферу регулирования документа не будут включены отношения, возникающие при осуществлении купли-продажи товаров между гражданами. По утверждению чиновников, подобная деятельность не является предпринимательской. К тому же она урегулирована положениями гражданского законодательства.

Разработку законопроекта о регулировании торговой деятельности необходимо рассматривать в ключе государственной кампании по борьбе с ростом продовольственных цен, которая произошла осенью текущего года. Тогда Минэкономразвития обвинило в росте цен вступивших в сговор «сетевиков», отмечает Наталья Мухина:

— Этот законопроект появился в рамках концепции регулирования инфляции. Сегодня торговая деятельность — это одна из основных динамично развивающихся отраслей экономики, имеющих хороший рост и обороты. И конечно, с одной стороны, ее регулирование нужно, а с другой — чересчур сильное вмешательство в эту сферу нежелательно.

Нынешняя редакция закона носит ярко выраженный антисетевой характер, который не упрощает, а затрудняет развитие ритейла. Во всем мире в этой сфере доминируют крупные игроки, которые могут предлагать более высокое качество обслуживания и привлекательные цены, утверждает Сергей Фильченков:

— Законопроект ставит препятствия на пути развития цивилизованной торговли. По непонятным причинам чиновники считают, что мелкий бизнес здесь работает лучше, чем крупный. При этом государство продолжает борьбу против рынков — идеального поля для мелкого бизнеса. Впрочем, рынки не входят в сферу, которую будет регулировать новый закон.

Минэкономразвития в документе конкретизирует нормы антимонопольного регулирования. В частности, законопроект предлагает снизить до 15 процентов размер доли хозяйствующего субъекта на соответствующем рынке, при достижении которого его положение может быть признано доминирующим. Напомним, что по действующим нормам порог доминирования установлен на уровне 35 процентов. В случае если организация будет признана занимающей доминирующее положение на определенном рынке, на нее будут распространяться нормы антимонопольного законодательства. Однако разработчики законопроекта уточняют, что компания не будет признана доминантом на рынке, если численность населенного пункта не превышает 30 тысяч человек. Помимо указанного предполагается снизить размер совокупной доли хозяйствующих субъектов при установлении коллективного доминирования на соответствующем рынке, а также установить географические границы рынков услуг розничной торговли по ключевым направлениям.

В пояснительной записке к документу указано, что сегодняшние тенденции направлены на поддержку малого предпринимательства. При этом сам текст законопроекта говорит об обратном, говорит Наталья Мухина:

— Фактически вводится лицензирование торговой деятельности. Об этом не говорится в законопроекте. Но если торговля требует разрешения, то в действительности она находится под запретом. И предприниматель должен добиваться у чиновника права осуществления деятельности. А чиновник может разрешить, а может и не разрешить. Таким образом, создаются административные барьеры.

По мнению Натальи Мухиной, решение любых административных барьеров для малого бизнеса всегда более дорогостоящее занятие, чем для крупного бизнеса. То есть ужесточается контроль за крупными торговыми сетями. И одновременно создаются препятствия для малого бизнеса.

Законопроект требует доработки

Согласно позиции общественной организация «ОПОРА РОССИИ», необходимость в законе «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» назрела давно. Но при этом в представленной редакции концепция должна быть самым существенным образом переработана. Это необходимо для приведения законопроекта в соответствие с интересами всех участников торгового оборота. Вот наиболее интересные замечания:

  • Законопроект носит общий характер.
  • Введение разрешительной системы на торговлю фактически означает ее лицензирование.
  • Нельзя объединить в одном документе регулирование таких видов деятельности, как оптовая и розничная торговля.
  • В законопроекте необходимо сформировать нормы торговли отдельными группами товаров.
Важен баланс интересов

Помимо антимонопольного регулирования законопроект «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» должен обеспечить здоровую конкурентную среду и соблюсти баланс интересов участников торговой деятельности. Для этого Минэкономразвития предложило осуществить несколько ключевых мер.

В первую очередь планируется ввести уведомительную систему организации и использования малых, средних, крупных торговых объектов и предприятий оптовой торговли. Такие организации должны будут представить в соответствующие органы власти определенный набор документов, предусмотренный законодательством. Предварительное ознакомление с концепцией законопроекта «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» позволяет, в частности, положительно отнестись к решению о введении уведомительной системы организации предприятий оптовой торговли, говорит Ирина Денисенко:

— Однако, по нашему мнению, необходимо законодательно закрепить ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления за ненадлежащую организацию торговой деятельности.

Кроме того, чиновники рассчитывают оставить уведомительным право торговли без использования торговых объектов. Но такие фирмы при регистрации будут обязаны предоставить больший набор сведений, чем организации предыдущей категории. Это необходимо для обеспечения прав и интересов потребителей, считают в Минэкономразвития.

Наибольшие изменения в документе коснулись нестационарных торговых объектов торговли — лотков, палаток и прочих точек. Для такого вида деятельности чиновники рассчитывают ввести разрешительную систему, что позволит устранить их беспорядочное и бесконтрольное размещение. По словам Сергея Фильченкова, даже уведомительный характер осуществления торговли будет связан с получением большого числа документов, которые сделают упрощение открытия торговых точек номинальным:

— Формально упрощение доступа на рынок будет способствовать развитию торговли. Но только при условии устранения других бюрократических барьеров.

Предполагается, что нестационарные торговые объекты могут размещаться только в соответствии с планом их размещения. В свою очередь, площади под такие торговые объекты планируется предоставлять на конкурсной основе.

Кроме того, концепция законопроекта предполагает ввести требования по продаже отдельных групп товаров, правила функционирования и расположения. Данное решение можно считать адекватным, считает Сергей Фильченков:

— Это снизит риски для предприятий торговли, при которых деятельность их торговых точек будет признана незаконной, или же неожиданно появятся ограничения по продаже каких-то товарных групп.

На основе информации, полученной при регистрации торговых организаций, региональные власти станут формировать торговые реестры, которые будут содержать сведения обо всех торговых объектах, местах их размещения и специализации. Такое нововведение позволит обеспечить не только формирование открытых информационных ресурсов в области торговой деятельности, но и станет одним из эффективных инструментов контроля ситуации на потребительском рынке, уверены разработчики законопроекта «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».

Дмитрий Кадатов

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.