Отказать в предоставлении помощи мы не можем

Отказать в предоставлении помощи мы не можем

17.12.2007 распечатать

Осенью в столице стартовал проект «Неотложная правовая помощь», призванный помочь предпринимателям быстро получить юридическую помощь при их проверках контролирующими органами, незаконных действиях проверяющих и в случаях захватов фирм (рейдерства). О промежуточных итогах «пилотного» проекта «Московскому бухгалтеру» рассказал генеральный директор «Московского агентства по развитию предпринимательства» Андрей Маштаков.

— Андрей Леонидович, что послужило причиной создания «Неотложной правовой помощи»? Это ответ столичных властей на требование защитить малый бизнес от незаконных действий контролирующих структур?
— Московское правительство достаточно серьезно относится к регламентации проверок. Существует специальная информационная система, которая анализирует и тестирует работу проверяющих ведомств. Статистика показывает, что в 2006 году было проведено 6600 плановых проверок. Внеплановые никто никогда не считал, так как они проводятся без участия Департаментов и служб правительства города.
Естественно, по результатам проверок могут возникнуть определенные административные барьеры, создающие помехи развитию бизнеса. Цель неотложной правовой помощи Московского агентства по развитию малого предпринимательства — помочь предпринимателю преодолеть эти административные барьеры и дать ему уверенность при проведении плановых и внеплановых проверок.
Сначала о возможности юридической поддержки представителей малого бизнеса задумались в московском правительстве. Решение этого вопроса поручили столичному Департаменту поддержки и развития малого предпринимательства. Московское агентство по развитию малого предпринимательства, в свою очередь, в июне 2007 года представило свою концепцию реализации данного проекта, которая была утверждена Финансовой комиссией правительства Москвы.
С 1 сентября мы активно претворяем эту идею в жизнь. Пока проект правовой помощи малому бизнесу работает в «пилотном» режиме. Решение об его дальнейшей реализации в 2008 и последующих годах будет принято к весне следующего года.
— В чем необходимость работы неотложной помощи в «пилотном» режиме?
— Мы не знали, как будет востребован данный проект субъектами малого предпринимательства. Ведь существовал риск того, что предприниматели предпочтут решить свою проблему не совсем законным способом. Наша главная задача состояла в том, чтобы понять степень востребованности такого проекта.
Было принято решение начать работу с 1 сентября, чтобы убедиться в эффективности проводимых мероприятий. И как показала практика, за 3 месяца деятельности мы успели совершить около 190 выездов, которые осуществили всего лишь 3 бригады. Таким образом, интенсивность обращений показала, что проект имеет право на жизнь.
— На какую целевую аудиторию ориентирована служба «Неотложной правовой помощи»? Всегда ли это предприятия, не имеющие собственного юриста? Вправе ли обратиться за помощью в службу, допустим, средний бизнес?
— У нас нет критериев отбора организаций, которым мы помогаем. Неважно, есть ли на предприятии юрист или его нет. Также не имеет значения, какого размера компания — мы помогаем всем. К слову, 10 процентов обратившихся фирм имеют в своем штате юриста. Но квалификация этих специалистов зачастую недостаточно высока и не позволяет руководителю принять правильное решение. К тому же наши услуги совершенно бесплатны.
— С какими проблемами организации могут обратиться за консультацией? В каком случае возможен отказ от предоставления помощи?
— Отказать в предоставлении помощи мы не можем. Но, например, в некоторых случаях обратившихся интересуют такие вопросы, как выбор организационно-правовой формы будущего предприятия. Подобные консультации мы даем по телефону. Выезды специалисты осуществляют для того, чтобы на месте убедиться в наличии проблемы и попробовать ее решить. Для этого оцениваются документы, которые появились во время и после проведенной проверки.
— Как происходит процедура оказания неотложной правовой помощи от момента возникновения проблемной ситуации до ее разрешения?
— Алгоритм очень прост. Существует телефон «горячей линии» — (495) 782-00-82. По нему любой предприниматель имеет право получить первую консультацию по телефону со специалистом, который находится в центральном офисе МАРП. В случае серьезности проблемы информация отправляется в агентства, наиболее близко расположенные к месту проверки. В этих офисах работают юристы, которые выезжают на место проверки. Наши офисы сейчас расположены в центре столицы, в Зеленограде, на Севере и Западе Москвы, там, где базируются Территориальные агентства по развитию предпринимательства (ТАРПы). В будущем мы планируем разместить свои «подстанции неотложной помощи», оснащенные «мобильными офисами» во всех округах Москвы.
— Какова оснащенность «мобильного офиса»? Достаточно ли персонала и существующего количества автомобилей?
— Конечно, недостаточно. На данный момент у нас работают три бригады, в которые входят юрист МАРП, представитель от территории, водитель «мобильного офиса». Их автомобили оборудованы средствами связи, факсами, телексами, компьютерной техникой. То есть всем, что необходимо для работы на месте проверки в режиме «ON-LINE», передачи данных как в центральный офис, так и обратно, а это копии документов, решения специализированных организаций, с которыми у нас заключен договор о поддержке в специальных случаях. Поскольку мы отдаем себе отчет, что юрист не может охватить весь круг вопросов, возникающих во время проверок, рейдерских захватах и других ситуациях, мы заключили договоры со специализированными организациями. Это аудиторские и бухгалтерские компании, адвокатские конторы и инфраструктурные предприятия Департамента поддержки: «Стабус», МКПЦН.
— Случалось ли вашим специалистам сталкиваться с вопиющими ситуациям, чем вы конкретно помогаете в этом случае предпринимателям?
— Что значит вопиющие? Для нас решение проблем предпринимателя — это повседневная работа, а для предпринимателя любое вмешательство в его дела — это вопиющая ситуация. Покажите мне такого предпринимателя, который воспринимает проверяющего как Деда мороза с подарками. В нашем государстве более 50 ведомств имеют право на проверку субъектов малого бизнеса. Прежде всего это налоговая инспекция, МВД, Госпожнадзор, общество защиты прав потребителей и многие другие. Сами предприниматели не могут противостоять данной ситуации, за исключением тех, кто работает в постоянных «зонах риска» и пытается решать свои проблемы незаконными действиями. Мы пытаемся помочь предпринимателю бороться с создавшейся ситуацией оказанием нашими специалистами профессиональной правовой помощи, пытаемся создать условия, когда будет выработано понятие у предпринимателей, что надо прекращать давать взятки проверяющим, платить необоснованные штрафы, то есть «разбираться на месте». Надо все-таки пытаться работать и решать возникшие вопросы в правовом поле. Пока нам помогает и то, что в принципе квалификация контролеров еще недостаточно высока, при проведении проверки существует представление у проверяющих об определенной их безнаказанности. Поэтому документы, составленные после проверки, имеют неточности и даже ошибки. В таком случае мы всегда ищем пути защиты предпринимателя и почти всегда можем обжаловать результаты контрольного мероприятия.
— От кого призвана защитить предпринимателя правовая помощь в большей степени: от действий контролирующих органов, рейдеров или еще каких-то других действий? Есть ли у вашей организации помощники в этом деле?
— В постановлении правительства Москвы от 20 июня 2006 г. № 420-ПП «О Комплексной целевой программе развития и поддержки малого предпринимательства в городе Москве на 2007—2009 гг.» прописано, что реализация этого проекта (в нашем случае МАРП) должна обеспечить защиту малого бизнеса от неправомерных действий контролирующих органов, дать консультацию при возникновении сложных ситуаций, которые произошли после проверки, помочь предпринимателю, попавшему под рейдерский захват. Мы пытаемся охватить все эти вопросы, но не в состоянии справиться с этими проблемами самостоятельно.
Существует достаточно большое количество профильных структур, занимающихся данными проблемами. Управление по экономической безопасности правительства Москвы, Бюро экономической безопасности ТПП и отдел контрольных проверок Департамента поддержки малого предпринимательства города приняли Московское агентство развития малого предпринимательства в свои «ряды». Мы совместно проводим семинары для предпринимателей, обсуждаем порядок их действий при проверках и рейдерских захватах, обмениваемся информацией и, наконец, координируем свою работу по защите малого бизнеса. Я считаю, что необходимо более тесное сотрудничество с ГУВД и другими подобными службами. Совместными усилиями мы добиваемся почти всегда лучшего результата.
Особо отметил бы интерес к этому проекту средств массовой информации. Ведь не секрет, что определенное освещение какой-либо проблемы может реально повлиять и даже изменить создавшуюся после проверки ситуацию. Особенно актуально это при сложных обстоятельствах рейдерских захватов.

Евгения Бутенко

Андрей Маштаков родился в Москве 13 июля 1954 года.
Окончил Московский авиационный технологический институт и Институт управления имени Серго Орджоникидзе.
Трудовую деятельность начал на заводе им. Хруничева. По итогам работы на предприятии награжден орденом «Знак Почета».
В 1989 году перешел на работу в МИД и был одним из основателей Культурного центра МИД СССР, генеральным директором.
С 1996 года работал в различных коммерческих структурах.
В 2007 году возглавил Московское агентство развития малого предпринимательства (МАРП).

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.