«Модернизация» роялти

«Модернизация» роялти

19.12.2007 распечатать

При создании какого-либо продукта иногда дешевле воспользоваться чужими технологиями. За использование интеллектуальной собственности, как ни крути, нужно платить. Обычно подобные компенсации авторам отчисляют в виде периодических платежей (роялти). Разумеется, их бухгалтерский и налоговый учет имеет ряд особенностей, в которых, однако, не так сложно разобраться.

Разработкой новых технологий, как правило, занимаются многочисленные промышленные предприятия, научно-исследовательские и конструкторские бюро. Создав какой-либо объект интеллектуальной собственности, авторы патентуют свои детища, что вынуждает желающих ими воспользоваться приобретать соответствующие права. Зачастую подобная покупка «разрешения» правообладателя (передача неисключительных прав) сопровождается также и обязанностью периодически перечислять ему средства за использование авторских разработок. В экономической практике за этими выплатами закрепилось понятие «роялти», хотя правовыми нормами данный термин не закреплен.

О том, как российским правоприобретателям организовать налоговый и бухгалтерский учет выплат за пользование как отечественной, так и «заморской» интеллектуальной собственностью, и пойдет речь.

Все это роялти

Итак, роялти — это периодические выплаты, причитающиеся держателю авторских прав за каждую публикацию, публичное воспроизведение или другое использование его произведения. Сюда также относятся компенсации, выплачиваемые в виде процента от стоимости проданных товаров и услуг, при производстве которых использовались патенты, авторские права, природные ресурсы и другие виды собственности. То есть по своей сути роялти схожи с арендными платежами, только в качестве объекта выступает интеллектуальная собственность.

На практике роялти, как правило, устанавливаются в виде фиксированных ставок, которые выплачиваются правоприобретателем через согласованные промежутки времени в течение действия лицензионного соглашения. Причем, несмотря на тот факт, что роялти подразумевают все-таки периодические платежи, могут возникать и такие ситуации, когда правообладатель дает время использующему ноу-хау изготовителю на «раскрутку» продукции, производимой с помощью этих технологий, а сами роялти накапливаются и перечисляются «скопом» за несколько периодов сразу.

В качестве базы при расчете такой ставки могут выступать себестоимость выпускаемой лицензионной продукции или валовая прибыль. Также роялти могут определяться в расчете на единицу произведенного по патенту продукта или исчисляться в процентах от стоимости продаж выпущенных товаров. Причем последний вариант пользуется наибольшей популярностью.

Бухучетные тонкости

Как известно, нематериальный актив, полученный в пользование на условиях сохранения за организацией-обладателем исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, отражается на забалансовом счете в оценке, установленной договором. Разумеется, для этого фирма может самостоятельно ввести дополнительный забалансовый счет.

Что же касается учета выплат за использование новых технологий, то есть роялти, то, будучи периодическими платежами за предоставленное право на применение данных объектов НМА, они включаются организацией-пользователем в расходы по обычным видам деятельности (по крайней мере, когда такие технологии принимают непосредственное участие в процессе производства продукции). Порядок и сроки уплаты роялти, как правило, определены условиями лицензионного соглашения. С учетом обозначенных в договоре дат проплаты пользователь неисключительных прав на ноу-хау включает роялти в расходы отчетного периода. Такие правила учета диктует пункт 26 ПБУ 14/2000 «Учет нематериальных активов», утвержденного приказом Минфина от 16 октября 2000 г. № 91н.

Налоговое бремя роялти

НДС. Операции по предоставлению прав на объекты интеллектуальной собственности в целях обложения НДС подпадают по действие подпункта 4 пункта 1 статьи 148 Налогового кодекса и являются, если их фирма-заказчик наш соотечественник, ничем иным, как оказанием услуг, осуществляемых на территории Российской Федерации. Выходит, такая передача неисключительных прав является объектом налогообложения по НДС (п. 1 ст. 146 НК).

В тех случаях, когда в качестве правообладателя выступает российская компания, никаких вопросов возникнуть не должно: здесь применяется стандартный порядок обложения НДС. Если же отечественная организация приобретает неисключительные права у иностранных организаций, то в силу вступают положения статьи 161 Кодекса. Согласно данным законодательным нормам в этом случае отечественная фирма признается налоговым агентом по НДС, то есть на нее возлагаются обязанности исчисления и уплаты в бюджет соответствующих сумм налога.

Налог на прибыль. В качестве расходов организации роялти признаются не только в бухгалтерском, но и в налоговом учете (в целях обложения прибыли). Иначе говоря, приобретатель разработок вправе снижать базу при исчислении «прибыльного» налога на сумму выплаченных за право их использования средств. Разумеется, при условии, что он применяет такую интеллектуальную собственность для предпринимательской деятельности, направленной на получение дохода. Нелишним будет в очередной раз напомнить о соответствии расходов и другим требованиям пункта 1 статьи 252 Налогового кодекса, а именно об обязательном их документальном подтверждении.

Соответствующее разъяснение содержится в ответе финансового ведомства от 6 июля 2007 г. на запрос Комитета Госдумы по бюджету и налогам. Кроме того, в данном письме чиновники указали, что величина затрат и их несоразмерность не может являться основанием для признания расходов в целом необоснованными. А оценивать целесообразность и эффективность затрат должны сами предприниматели, а не налоговики. Своими комментариями специалисты Минфина практически повторили доводы Конституционного Суда, содержащиеся в постановлении от 4 июня 2007 г. № 320-О-П.

Кстати говоря, вышеуказанное письмо Минфина является ответом на запрос депутатов, направленный в главное финансовое ведомство после того, как арбитражные суды трех инстанций в Москве решили в пользу налоговиков громкое дело пивоваренных компаний. Дело в том, что некая фирма, дистрибутор российского производителя спиртных напитков по лицензии иностранной компании, списывала в «прибыльные» расходы роялти за пользование товарными знаками. Причем, как и следует, дистрибутор выкупил у заграничных компаний права на использование фирменных наименований напитков и платил иностранным хозяевам имени по 4-10 процентов дохода от реализации алкоголя. Суды решили, что вычитать роялти из дохода вправе только производитель продукции, а не продавец (постановление ФАС Московского округа от 18, 25 мая 2007 г. № КА-А40/4205-07 по делу N А40-65694/06-151-391). Однако вышеупомянутое письмо Минфина, который трактовал законодательство иначе, повышает шансы компании на победу в Высшем Арбитражном Суде, который уже принял на рассмотрение данное дело (определение ВАС от 16 ноября 2007 года № 7419/07).

Регистрация лицензионных договоров

Пару слов хотелось бы сказать и о регистрации лицензионных договоров. Так, согласно пункту 5 статьи 13 Патентного закона от 23 сентября 1992 года № 3517-1 лицензионный договор регистрируется в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности. В противном случае указанные договоры попросту будут считаться недействительными.

К чему может привести игнорирование требований законодателей? Отсутствие госрегистрации лицензионных соглашений может создать организации-правоприобретателю, как минимум, проблемы с учетом роялти в составе расходов, снижающих налог на прибыль. Кстати говоря, об этом предупреждали и чиновники Минфина в своем письме от 7 ноября 2006 г. № 03-03-04/1/727.

Е. Амаргорова, обозреватель «Федерального агентства финансовой информации»

Выбор читателей

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.