Кто так называется...

Кто так называется...

11.12.2007

Про фирменное наименование «Расчет» писал не раз, и, казалось бы, данный вопрос уже не должен вызывать трудностей. Но недавно в редакцию пришло письмо от читательницы, которая поделилась своей проблемой, — при регистрации ее в качестве предпринимателя налоговые инспекторы ей заявили, что название она подобрала не очень хорошо. И для того, чтобы гордо именоваться «Юридическая консультация “Право и закон”», ей нужно зарегистрировать фирму. Попробуем разобраться с этой проблемой вместе.

Найди отличия

Согласно п. 1 ст. 19, 23 ГК РФ и Федеральному закону «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (от 08 августа 2001 г. №129-ФЗ) для индивидуализации предпринимателя служат его Фамилия, Имя, Отчество. Именно эти данные вносятся в единый реестр (ЕГРП).

А вот отличительным признаком компании является наименование, содержащее указание на организационно-правовую форму (п. 1 ст. 54 Гражданского кодекса). При регистрации коммерческой организации ее название становится фирменным наименованием (п. 4 ст. 54 Гражданского кодекса), которое уже вносится в единый госреестр юридических лиц (ЕГРЮЛ). Таким образом, фирменное наименование — это зарегистрированное в ЕГРЮЛ название компании с обязательным указанием его организационно-правовой формы. Наряду с товарным знаком и знаком обслуживания оно является объектом интеллектуальной собственности (ст. 138 Гражданского кодекса).

То есть можно сделать вывод, что фирменным наименованием могут обладать только юридические лица, поскольку «отличительными характеристиками» индивидуального предпринимателя служат его фамилия, имя и отчество.

Что не запрещено — то...

Существует общее правило (пункт 3 статьи 23 ГК), согласно которому нормы Гражданского кодекса, регулирующие деятельность компаний, распространяются и на граждан-предпринимателей. Однако в данном случае оно не применимо. Вопрос этот конкретизирован п. 1 ст. 19 ГК, из которого следует, что гражданин имеет возможность приобретать и осуществлять свои права и обязанности под своим именем.

Однако, исходя из анализа ряда норм действующего законодательства (ст.ст. 132 («Предприятие»), 1027 («Коммерческая концессия») ГК, п. 5 Положения о фирме, утвержденном Постановлением ЦИК СССР и СНК СССР от 22 июня 1927 года (применяется в части, не противоречащей ГК РФ), можно сделать вывод, что индивидуальный предприниматель может иметь наименование, но оно не будет «фирменным». Ведь действующее законодательство предусматривает такую возможность только для организаций. А для предпринимателей ЕГРП содержит закрытый перечень сведений, среди которых названия нет.

Сегодня к средствам, индивидуализирующим участников гражданского оборота, отнесены фирменные наименования и коммерческие обозначения. Исходя из ст. 138 ГК, ст. 2 Женевской конвенции, учреждающей Всемирную организацию интеллектуальной собственности, ими считаются товарные знаки, знаки обслуживания и наименование места происхождения. Следовательно, наименование предпринимателя, используемое им на вывесках в виде, например, логотипов, можно объединить одним словом «коммерческое обозначение».

Показательно в этом отношении постановление Президиума ВАС РФ от 5 марта 2002 г. № 4193/01. Указанный документ фактически констатирует право индивидуального предпринимателя использовать в своей деятельности определенное незарегистрированное обозначение, одновременно выступая в гражданском обороте под своим именем (ФИО). Конечно, если это не является нарушением прав третьих лиц на исключительное использование фирменного наименования (прочих объектов исключительных прав) и актом недобросовестной конкуренции.

Удастся ли найти?

Закон от 07 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» устанавливает, что изготовитель (исполнитель, продавец) — индивидуальный предприниматель — должен предоставить потребителю информацию о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа (ст. 9). Целью этого является извещение потенциальных клиентов о фактическом местонахождении организации и ее контактных данных. Данная точка зрения подтверждается п. 18 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 25 декабря 1998 г. № 37 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе».

Для чего все это нужно?

Поскольку наименование индивидуального предпринимателя (в рассматриваемом случае — «Юридическая консультация “Право и закон”») в соответствии со ст. 9 Закона «О защите прав потребителей» не носит обязательного характера и фактически служит рекламным целям, то вывеска с наименованием ИП может быть признана наружной рекламой.

Согласно ст. 19 ФЗ «О рекламе» установка рекламной конструкции без разрешения органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления не допускается, считаясь самовольной. В случае, если же такое нарушение было допущено, то рекламная конструкция будет демонтирована.

Таким образом, индивидуальный предприниматель может иметь наименование, понимаемое как коммерческое обозначение, а не фирменное наименование. Его регистрация действующим законодательством РФ не предусмотрена.

Использование названия предпринимателя на вывеске или другой конструкции может быть признано наружной рекламой, которая требует получения разрешения на ее размещение.

Ольга Абрамова

Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное