Возврат товара и НДС

Возврат товара и НДС

11.12.2007

На практике поставщики довольно часто сталкиваются с ситуациями, когда некогда реализованный покупателю товар необходимо принять обратно. Отражение в учете таких операций традиционно вызывает затруднения у бухгалтеров. И это вполне объяснимо, поскольку нормы налогового и гражданского законодательства, «замешанные» в деле о возврате продукции, мягко говоря, не стыкуются. Однако, оказывается, данными противоречиями нужно просто уметь грамотно воспользоваться.

Причин, по которым покупатель имеет право вернуть товар его бывшему хозяину, может быть несколько. В целях учета их удобнее классифицировать, распределив на две группы:

  1. возврат качественного товара. Сюда можно отнести такие причины, как невыполнение условий договоренности о количестве (п. 1 ст. 466 ГК) и ассортименте проданной продукции (п. 1, 2 ст. 468 ГК РФ), а также случаи нарушения комплектации товара или его передачи в ненадлежащей таре или упаковке, а то и вовсе без таковой (п. 1, 2 ст. 482 ГК РФ);
  2. возврат бракованного товара (п. 2 ст. 475 ГК).

Логично, что указанные категории совершенно иначе отражаются в учете организаций. Хотя бы потому, что первая группа подлежит дальнейшей перепродаже, а вот возможность реализовать товары, возвращенные продавцу по причине их брака, значительно снижается, а то и вовсе сводится к нулю.

Продажа «наоборот»

Согласно пункту 1 статьи 223 Гражданского кодекса, как только продавец передал товар (вне зависимости от того, оплачена такая поставка или нет), покупатель становится его собственником. Разумеется, если договором купли-продажи не предусмотрены какие-либо другие условия перехода права собственности на приобретаемую продукцию. При возврате качественного товара бывшим покупателем происходит передача прав собственности (на сей раз от покупателя продавцу), которая для целей налогообложения признается реализацией (письмо УФНС по г. Москве от 19 апреля 2007 г. № 19-11/36207). То есть фактически приобретатель меняется с продавцом ролями, реализуя ему ранее купленный у него же товар. Традиционно в бухгалтерской практике такой маневр принято именовать «обратной реализацией», хотя законодательно этот термин не закреплен.

«Обратную реализацию», так же, как и обычную, специалисты финансового ведомства велят оформлять счетом-фактурой и соответствующей «первичкой», в качестве которой чаще всего выступает товарная накладная (письмо Минфина от 3 апреля 2007 г. № 03-07-09/3). Именно этими бумагами должен снабдить продавца возвращающий продукцию покупатель. Разумеется, предоставленную бывшему поставщику счет-фактуру возвративший товар приобретатель должен зарегистрировать в книге продаж (п. 16 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по НДС, утвержденных постановлением правительства от 2 декабря 2000 г. № 914).

Кроме того, не следует забывать, что при возврате товаров у продавца появляется право на налоговый вычет по НДС, относящийся к стоимости вернувшихся товаров (п. 5 ст. 171 НК). Для того чтобы реализовать свое «вычетное» право по данному налогу, продавец, получивший от покупателя фактуру, должен зарегистрировать ее в книге покупок (письмо Минфина от 7 марта 2007 г. № 03-07-15/29).

Гораздо сложнее ситуация складывается в том случае, если покупатель не является плательщиком налога на добавленную стоимость, ведь такая категория лиц вовсе не обязана выставлять счета-фактуры (п. 2 ст. 346.11 НК). В свою очередь не имеющий на руках данные бумаги продавец не сможет принять к вычету суммы НДС, уплаченные им ранее при реализации товаров покупателю-«упрощенцу».

В подобных ситуациях организация-продавец может попробовать воспользоваться другим способом, о котором Минфин говорил еще несколько лет назад в своем письме от 4 июля 2005 г. № 03-04-11/162. Из данного комментария финансистов следует, что продавец вправе внести соответствующие исправления в выставленные при реализации товаров счета-фактуры. Причем такие изменения следует завизировать подписью руководителя и печатью продавца с указанием даты внесения исправления, и произвести перерасчеты с бюджетом по НДС. Правомерность такого поступка обоснована пунктом 1 статьи 81 Налогового кодекса и пунктом 29 ныне упомянутых Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по НДС.

Возврат испорченных товаров

Что касается возврата бракованных товаров, ситуация с НДС при этом будет складываться совершенно иначе. Дело в том, что, возвращая некачественный товар (в течение того же гарантийного срока), покупатель, по сути, расторгает договор купли-продажи. Выходит, «обратного» перехода прав собственности не происходит (письма УМНС по Московской области от 29 октября 2003 г. № 06-21/18752/Щ931, от 26 марта 2004 г. № 06-22/2264). Следовательно, такой возврат товара для целей налогообложения не может квалифицироваться как его «обратная реализация». Логично, что потребности в выставлении счета-фактуры попросту не возникает.

Примечательно, что финансовые чиновники на сей счет имеют противоположное мнение. Так, в своем письме от 7 марта 2007 г. № 03-07-15/29 специалисты Минфина, ссылаясь на пункт 16 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость (утверждены постановлением правительства от 2 декабря 2000 г. № 914), указали, что выставлять бывшему продавцу фактуры нужно в том числе и при возврате товара в течение гарантийного срока. Чиновники признают обратной реализацией для целей исчисления НДС любой возврат товара, в том числе возвращенный в течение действия гарантийного срока. Какой из вышеперечисленных точек зрения будет придерживаться организация при оформлении «бракованного» возврата, дело личного выбора. Однако не следует забывать о том, что, как правило, инспектора придерживаются наставлений Минфина. А значит, стопроцентной гарантии того, что ревизоры не станут придираться к действиям фирмы, никто дать не сможет.

Смена приоритетов

Справедливости ради надо отметить, что, несмотря на постоянные требования чиновников «офактуривать» возврат товара поставщику вне зависимости от причин такого отказа от купленной ранее продукции, Минфин все-таки признает возможность подобную операцию не осуществлять.

Так, в том же письме от 7 марта 2007 г. № 03-07-15/29 главное финансовое ведомство указало, что выставлять бывшему продавцу счет-фактуру нужно только тогда, когда товар уже состоит на учете у покупателя. В противном случае финансисты предлагают внести исправления в выставленные фактуры, завизировав их подписью руководителя и печатью продавца, с указанием даты отражения таких изменений.

Т. Еркова, обозреватель «Федерального агентства финансовой информации»

Практическая энциклопедия бухгалтера

Все изменения 2018 года уже внесены в бератор экспертами. В ответе на любой вопрос у вас есть всё необходимое: точный алгоритм действий, актуальные примеры из реальной бухгалтерской практики, проводки и образцы заполнения документов.

Узнать подробнее


Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное