Ответственность налоговиков: преступление без наказания

Ответственность налоговиков: преступление без наказания

04.12.2007 распечатать

Попытка дополнить Уголовный кодекс отдельной статьей об ответственности налоговиков за неправомерные действия, предпринятая около двух лет назад «продвинутыми» законодателями, потерпела фиаско, натолкнувшись на стену непонимания Минфина. Позиция финансового ведомства заключалась в следующем: мол, в УК и так достаточно статей, которые можно инкриминировать недобросовестным инспекторам. Так что, как говорится, «наказывай, не хочу». Однако завершившийся на днях громкий судебный процесс наглядно свидетельствует о том, что ключевыми в этой связке выступают именно два последних слова.

Захват по знакомству

Итак, 10 апреля текущего года деловую общественность Курска взбудоражила весть о задержании правоохранителями двух крупных чиновников — руководителя местной ИФНС Алексея Седых и руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора Валерия Дорогавцева (генерала, в недавнем прошлом начальника курской налоговой полиции). В чем, собственно, провинились столь уважаемые в городе люди, некоторое время оставалось в тайне. Интрига усугублялась тем, что первый из фигурантов буквально несколько дней назад получил от городской администрации благодарность «за многолетний добросовестный труд и существенный вклад в организацию деятельности налоговой службы». Через пару дней облпрокуратура все же восполнила информационный вакуум, опубликовав достаточно скупое официальное сообщение. Суть его сводилась к тому, что в августе 2006 года к г-ну Дорогавцеву обратились пока еще не установленные следствием лица с просьбой оказать некую услугу, не вполне вписывающуюся в действующее законодательство. Тот, в свою очередь, поспешил за помощью к давнему знакомому, возглавлявшему ИФНС Курска. Отказать старому товарищу было затруднительно, и г-н Седых дал указание своей подчиненной незаконно зарегистрировать реорганизацию некоего курского ООО «Дельта» путем присоединения к нему тюменского ООО «Энергосистема-МН». Говоря простым языком, никому неизвестная местная компания «поглотила» крупную тюменскую структуру, занимающуюся нефтедобычей. В результате у последней, как у законного держателя лицензий на разработку недр в Тюменской области, возникли препятствия по выполнению своих обязательств перед государством. То есть тюменское руководство попросту потеряло законные права на деятельность, которую осуществляло до момента «реорганизации», что, само собой, повлекло значительные денежные потери. Однако и это еще не все: г-н Седых, подстрекаемый г-ном Дорогавцевым и достоверно зная о противоправном характере своих действий, попросту изъял из регистрационных документов налоговых органов подлинники, хранящиеся в регистрационном деле ООО «Дельта». Тем самым, говорилось в сообщении прокуратуры, чиновник превысил свои должностные полномочия и нарушил Инструкцию по формированию, использованию и хранению регистрационных дел юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и учетных дел организаций и физических лиц, утвержденной приказом МНС России от 8 июня 2006 г. №САЭ-3-09/357. Затем эти бумаги, как опять же нетрудно догадаться, перекочевали к тем самым «пока еще не установленным лицам», то бишь к заказчикам.

«Высшая» мера

О факте присоединения к курской фирме тюменцы узнали уже постфактум и, разумеется, тут же забили тревогу, обратившись в УФСБ. Чекисты, понаблюдав за «клиентами», подключили прокуратуру. Главному областному налоговику было предъявлено обвинение по части 1 статьи 286 УК — «Превышение должностных полномочий», предусматривающей в качестве наказания лишение свободы до четырех лет. Второму участнику аферы инкриминировалось то же самое, плюс еще и подстрекательство к неблаговидным деяниям другого лица (ч. 4 ст. 33, ч. 1 ст. 286 УК). Оба подозреваемых тут же признали свою вину, в результате чего, несмотря на «маски-шоу» и наручники, до ареста дело так и не дошло: мерой пресечения обоим фигурантам была избрана подписка о невыезде. Ну, подписка не подписка, а процесс обещал быть громким, наказание суровым — как-никак, пособничество рейдерскому захвату. С долей сарказма (а куда ж в этом случае от него денешься) можно констатировать, что ожидания «оправдались с лихвой»: состоявшийся недавно суд признал, что бывший руководитель ИФНС А. Седых «создал условия для воспрепятствования расследованию совершенных преступлений, связанных с незаконной регистрацией ООО «Дельта» и хищением чужого имущества путем мошенничества, а также нарушил интересы государства, являющегося собственником Единого государственного реестра юридических лиц, что выразилось в нарушении его полноты и целостности». В результате ему было назначено справедливое, заслуженное и безусловно крайне «суровое» наказание (особенно если учесть пенсионный возраст подсудимого) в виде лишения права занимать должности на государственной службе и в органах местного самоуправления в течение трех лет. Горе-подстрекатель «получил на год больше». Самое пикантное, что пресловутые «неустановленные лица», то бишь заказчики аферы, из-за которых разгорелся весь сыр-бор, по сообщению облпрокуратуры так и остались неустановленными.

Больше приговоров, хороших и разных

Конечно, комментировать решения служителей Фемиды — дело крайне ответственное, не всегда благодарное, а порой и небезопасное. «Наказание должно быть адекватно преступлению. Что касается данного конкретного случая, то лично у меня нет оснований считать, что судьи вынесли необоснованное решение — возможно, в деле были обстоятельства, о которых мы не осведомлены. К тому же информационный поток по поводу этого процесса был не слишком обильным», — такую осторожную точку зрения высказал в беседе с корреспондентом «ФАФИ» зампред налогового комитета РСПП Сергей Беляков. Что касается предложения о введении для налоговиков «персональной» уголовной статьи, то представитель РСПП, ратовавший за эту идею ранее, поддерживает ее и сегодня: «Сейчас сложилась ситуация, когда мы сталкиваемся с массовыми нарушениями сотрудниками инспекций норм закона и прав налогоплательщиков, и они не несут за это никакой ответственности. Можно констатировать, что после принятия закона, направленного на улучшение налогового администрирования, видимых сдвигов не произошло. Думаю, это отнюдь не способствует повышению доверия бизнеса к государству». Что касается доводов представителей Минфина о том, что в УК достаточно статей, по которым можно наказать зарвавшихся инспекторов, то г-н Беляков считает их несколько «лукавыми». По его мнению, налоговые отношения имеют свою специфику, и далеко не всегда противоправные действия сотрудников ИФНС подпадают под формулировки «злоупотребление должностными полномочиями» (или их превышение) — там могут быть и другие составы. Но даже если и подпадают, осуждать налоговиков по этим статьям никто особо не торопится. Так что в той сфере, где степень общественной опасности при принятии неправомочных решений особенно велика (а налоговые отношения как раз могут ими похвастаться), фигуранты должны быть выделены в качестве отдельных субъектов уголовной юстиции. «Если будет предпринята вторая попытка дисциплинировать налоговые органы в уголовном порядке, то РСПП ее, безусловно, поддержит. Высокая вероятность наступления ответственности наверняка станет стимулирующим фактором для того, чтобы крепко подумать перед тем, как ущемить права предпринимателей», — резюмирует Беляков.

Матч-реванш не за горами

И эта вторая попытка, судя по всему, не заставит себя ждать. Как сообщил корреспонденту «ФАФИ» замдиректора департамента по законодательству ТПП Дмитрий Фадеев (тоже, кстати, не пожелавший оценивать решение курских служителей Фемиды, сославшись на нехватку информации), в начале следующего года «торговопромышленники» намерены вновь вынести на широкое обсуждение проект соответствующего закона. Первоначальный его вариант выглядел следующим образом: за вынесение заведомо незаконного решения должностное «налогове лицо» наказывается штрафом в размере до 300 тысяч рублей или лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенную должность. За те же действия, причинившие крупный ущерб гражданину или организации (свыше 1 миллиона рублей), это же лицо и другие части тела «подписанта» отправляются за решетку на срок от двух до десяти лет. За ненадлежащее исполнение должностными лицами органов налогового контроля своих должностных полномочий (например, если проводят камеральную или выездную проверку не по тем основаниям) предусмотрен штраф от 5 до 25 тысяч рублей или в размере заработной платы, или иного дохода за период до 3 месяцев. За проведение незаконных налоговых проверок компаний «по заказу» конкурирующих фирм — штраф до 100 тысяч рублей или в размере заработной платы за период до 1 года с лишением права занимать определенную должность. «Нет гарантии, что документ будет принят именно в такой редакции, мы не тешим себя надеждой, что все встретят его с радостью, но поднимать эту тему, безусловно, надо», — считает представитель ТПП.

В. П. Хвориков, корреспондент «Федерального агентства финансовой информации»

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.