Бухгалтерский учет телефонной сети

Бухгалтерский учет телефонной сети

09.11.2007

Можем ли мы представить нашу сегодняшнюю жизнь без телефона? Наверное, нет, ведь он один из самых главных атрибутов современного человека. Телефонная связь появилась в позапрошлом веке, а в этом году компания МГТС — лидер местной проводной связи — отмечает 125 лет своего существования.

Первый телефонный звонок прозвучал в Москве 13 июля 1882 года. Тогда в городе было всего 26 абонентов. Сегодня Московская городская телефонная сеть является одной из крупнейших в Европе компаний местной проводной связи и обслуживает 4,3 млн абонентов. Она задействует 527 телефонных станций, а таксофонная сеть компании насчитывает на сегодняшний день до семи тысяч аппаратов. В настоящее время доля основных клиентов МГТС на московском рынке фиксированной связи составляет 77,2%. Как же справляются специалисты по учету со столь большим объемом работы? Мы отправились в МГТС, чтобы узнать об этом лично.

Ценим традиции

— Ольга Викторовна, как вы стали бухгалтером?

— В эту профессию я пришла в 1992 году, после перестройки, причем сразу в аудиторскую организацию. До 2000 года занималась аудитом предприятий среднего и малого бизнеса. К 2000 году я наработала определенный багаж знаний и тогда же перешла в МГТС на уже знакомую мне позицию — финансовым контролером в отдел внутреннего контроля и аудита. Моя деятельность была связана с разработкой учетной политики МГТС, с методологией бухгалтерского учета — меня «брали» именно под этот проект.

— Что сподвигло вас перейти в такую большую организацию?

— Во-первых, работа в МГТС привлекла меня своими традициями, определенной стабильностью бухгалтерского учета. МГТС «выросла» из государственного предприятия, и весь документооборот сохранялся еще с советских времен. Здесь до сих пор применяется та его практика, о существовании которой коммерческие организации могут и не знать. И это только помогает работе даже не бухгалтера, а всей организации в целом, и в первую очередь — держаться в правовом поле. Представьте себе, что в суде разбирается какое-то дело, связанное с МГТС. В такой ситуации у нашей компании есть все документы, подтверждающие правильность нашей позиции. Бывали случаи, когда доказательству нашей правоты помогло в том числе и то, что документооборот в нашей организации поставлен правильно.

Во-вторых, здесь, в МГТС, широчайшее поле деятельности для бухгалтера. В свое время, когда я только пришла в компанию, мне сказали: ты научишься здесь всему! И это оказалось правдой. В первую очередь я имею в виду многоплановость учета. Основная задача МГТС — это оказание услуг связи, но компания занимается также и куплей-продажей, издательской деятельностью, имеет собственный социально-бытовой комплекс. Получается, что бухгалтерский учет необходим в самых разных сферах. И все это, безусловно, очень интересно.

После моего перехода на работу в МГТС коллеги сказали, что понять всю деятельность этой организации можно, отработав здесь хотя бы два года. Я подумала тогда: ну, что такое два года, все произойдет гораздо быстрее. На практике я поняла, что мои коллеги были правы. Это действительно очень хорошая школа для бухгалтера.

— Вы пришли в МГТС в 2000 году. Прошло два года, вы вникли во все детали работы бухгалтерии. Что потом?

— Тогда начались серьезные изменения в организации бухучета в компании. Прежде всего в 2001– 2002 гг. появился новый план счетов и новый Налоговый кодекс. Тогда же возникла, с одной стороны, необходимость выделения методологии учета, а с другой — надо было выстраивать систему налогового учета.

Изменения в законодательстве повлекли за собой и изменения в структуре нашей бухгалтерии. Мы создали отдел налогового учета, который как раз я и возглавила. Вся методология сначала была в этом же отделе. У меня появились в подчинении люди, которыми надо было руководить, направлять и контролировать.

Талантливый руководитель

— Первое время в качестве руководителя было непростым?

— Безусловно. Это действительно очень сложный процесс, ведь все в первую очередь должно быть основано на доверии.

Конечно, я подбирала себе команду. Мы искали специалистов на узлах (телефонные узлы — это подразделения МГТС.), и в первую очередь — молодежь. Те, кто работал в бухгалтерии МГТС давно, на эту работу уже не соглашались, и на такое направление как методология учета найти специалистов было достаточно сложно. Почему именно с телефонных узлов? Нам было важно, чтобы те, кто пришел в отдел, знали сеть, знали основные принципы работы телекоммуникационной компании.

В 2005 году, во многом из-за сильного расхождения между бухгалтерским и налоговым законодательством, возникла необходимость создания специальных отделов, которые бы занимались методологией бухгалтерского учета и налогообложением. Я заняла должность заместителя главного бухгалтера и курировала работу этих двух направлений.

— Какой проект стал для вас главным, когда вы пришли на пост главного бухгалтера?

— В первую очередь это проект централизации бухгалтерии. С января 2006 года компания приступила к внедрению принципиально нового программного обеспечения SAP. Это система управления предприятием, где одной из составляющих частей является бухгалтерия. Если до 2006 года в МГТС действовал учетный процесс в рамках обособленных подразделений, то с внедрением SAP мы перешли с консолидации баланса по подразделениям на единый учет организации. То есть появилась единая бухгалтерия, построенная по другому принципу, нежели ранее, и работающая не в отдельной программе, а в качестве составляющей управленческого ПО. Бухгалтерии на телефонных узлах были ликвидированы, все функции сосредоточились в централизованной бухгалтерии МГТС. Сейчас она связана со всеми подразделениями компании. Любой первичный документ не просто приносится нам в бумажном виде — он уже «заведен» в систему, и если это сделано неправильно, то в дальнейшем за этим последует целый ряд ошибок. Т.е. работа с другими подразделениями становится взаимосвязанным процессом.

Новые технологии

— В чем плюсы и минусы централизации бухгалтерии?

— Большой плюс этого метода — это оперативность получения информации. На сегодняшний день мы имеем возможность получать и предоставлять ее по всем направлениям нашего учета в режиме онлайн. Раньше для того, чтобы собрать материалы по всей организации, мы должны были сначала сделать запросы в бухгалтерии подразделений, а потом полученные данные свести, что не всегда было быстро и просто.

Кроме того, положительная сторона централизации — это унификация учета. Раньше, как ни старалась центральная бухгалтерия вводить единую учетную политику, в каждом подразделении все стандарты со временем видоизменялись. Сейчас бухгалтерский учет по направлениям един.

Что касается минусов... Их практически нет, за исключением человеческого фактора... Все-таки многие сотрудники на узлах привыкли к тому, что бухгалтерия под рукой, практически в соседнем кабинете, и можно быстро обсудить все вопросы, что называется, прямо на месте. Для преодоления этой проблемы руководство компании приняло решение оставить на узлах кураторов от бухгалтерии.

— Были ли какие-то специальные программы по обучению сотрудников работе в этой системе?

— Конечно, специальные курсы были предусмотрены в рамках проекта внедрения ПО. Сначала была проведена подготовка ключевых пользователей, и я в том числе прошла их. Потом те сотрудники нашего Управления автоматизированных систем и технологий (УАСИТ), которые обучались на этих курсах, уже здесь, на местах, устраивали учебу для остальных сотрудников. Кроме того, в течение всего 2006 года в каждом подразделении МГТС присутствовал консультант от SAP или УАСИТ, причем консультации по всем вопросам получал буквально каждый сотрудник. Теперь, после завершения внедрения консультантов в бухгалтерии, конечно, нет, но работает система вопросов и ответов, и мы всегда можем рассчитывать на помощь сотрудников УАСИТ.

— Предъявляются ли к новым сотрудникам требования по умению работать в SAP?

— Вы знаете, такие работники, конечно, предпочтительнее. Не так давно мы приняли в штат нового сотрудника, который тоже работал в крупной организации и умеет пользоваться SAP, и эта строчка в резюме тоже повлияла на решение пригласить именно его на работу в МГТС.

Незаменимый специалист

Основная задача МГТС — это оказание услуг связи, но компания занимается также и куплей-продажей, издательской деятельностью, имеет собственный социально-бытовой комплекс. Получается, что бухгалтерский учет необходим в самых разных сферах.

Принципы учета

— Как складываются отношения МГТС с налоговой службой?

— Наша компания является крупнейшим налогоплательщиком. И в этом плане мы, естественно, находимся под серьезным наблюдением со стороны налоговых органов. МГТС имеет несколько большее, чем многие другие компании, число камеральных проверок, у нас проверяются все налоговые декларации, проверку по НДС производят каждый месяц. У нас также проходит большое количество встречных налоговых проверок, когда проверяют контрагента, а МГТС выставляют акт встречной проверки.

— МГТС — одна из крупнейших телекоммуникационных компаний. Работа в отрасли связи как-то влияет на принципы работы бухгалтерии?

— С одной стороны, учет есть учет: в какой бы отрасли компания ни работала, принципы ведения бухгалтерского дела для всех примерно одинаковы. С другой стороны, деятельность оператора — оказание услуг связи — безусловно, накладывает определенный отпечаток на бухучет нашей компании. Например, МГТС обязана в соответствии с законом «О связи» и рядом подзаконных актов вести раздельный учет доходов и расходов. Кроме того, для компании как субъекта естественной монополии в области связи устанавливаются тарифы, и это все проходит через бухгалтерию.

Могу привести ситуацию, связанную с новой системой оплаты местных телефонных соединений. С 1 февраля 2007 года практически по всей России в соответствии с новым законодательством в области связи поменялась система оплаты разговоров. Операторы — субъекты естественной монополии в области связи предложили абонентам три тарифных плана — повременный, комбинированный и безлимитный. И хотя тарифы вводились с 1 февраля (и всем, не выбравшим тариф, автоматически оставляли абонентскую плату), руководство МГТС приняло решение продлить выбор планов до 10 марта. При этом части абонентов сначала были выставлены счета по безлимитному тарифу, а потом тем, кто в конце концов остановился на другом тарифе, «задним числом» производился перерасчет. А любые перерасчеты, связанные с налогом на добавленную стоимость, проводятся путем исправления предыдущей декларации. Поэтому тогда у нас был, конечно, горячий период, так как приходилось пересдавать налоговые декларации.

Ответственность — прежде всего!

— МГТС проводит какие-то специальные обучающие программы для бухгалтеров?

— Конечно. С помощью Учебного центра мы проводим семинары для сотрудников бухгалтерии по следующим направлениям учета: доходы, расходы, основные средства и материально-производственные запасы, капитальные вложения, расчеты с работниками и платежные операции. Особенно важно это в те в моменты, когда появляется что-то новое в законодательстве. При этом, как правило, на семинары приглашаются специалисты либо налоговых служб, либо Министерства финансов. Кроме того, у нас есть ряд сотрудников, которые подтверждают аттестат профессионального бухгалтера или аудитора, для чего нужно пройти курсы повышения квалификации и сдать экзамены.

— Вам легко работать в коллективе?

— Люди у нас работают замечательные! Это грамотные специалисты, многие — с большим опытом работы. И очень ответственные. Бухгалтер — человек своеобразный. Он всегда помнит о том, что должен успеть к определенному сроку, и не сделать дела — например, не сдать баланс — нельзя. Это, можно сказать, сидит в крови у специалистов. Бухгалтер неизменно готов в любой момент помочь, дать консультацию, передать свой опыт другим сотрудникам.

Я считаю, что в МГТС сложилась целая школа бухгалтерии, и, проработав здесь некоторое время, специалисты получают очень хороший опыт работы и высоко котируются на рынке труда. Например, сотрудники отдела налогового учета, имеющие зачастую по два высших образования, не просто знают бухучет и законодательство, но и умеют анализировать документы и правильно применять положения Налогового кодекса.

Конечно, основная работа бухгалтера связана с цифрами и документами. Но, как мне кажется, в МГТС нет ни одного участка, где бы не было контакта с людьми. Работа бухгалтера — разноплановая, и если человек — профессионал, то она не может быть скучной.

Светлана Кузина

Биография

Ольга Викторовна Корепанова родилась в Москве в 1962 году. Получила два высших образования — в Московском энергетическом институте и Московском техническом университете связи и информатики. В МГТС Ольга Корепанова пришла в 2000 году на должность финансового контролера в отдел внутреннего контроля и аудита, в 2005 году стала заместителем главного бухгалтера по методологии бухгалтерского учета и налогообложения.

В 2006 году заняла пост главного бухгалтера компании. Ольга Корепанова имеет памятный знак «За заслуги перед МГТС».

Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное