Норма для рекламы

Норма для рекламы

31.10.2007

20 сентября – срок представления декларации по НДС за август 2007 года для организаций, уплачивающих данный налог ежемесячно. Не забудьте, что в некоторых случаях вычет по НДС нельзя применить в полном объеме, даже если выполнены основные условия для его получения. В частности, это касается нормируемых расходов.

Расчет от выручки

Для многих организаций расходы на рекламу составляют значительную часть затрат. Фирма вправе включить их в состав прочих расходов (подп. 26 п. 1 ст. 264 НК). Для этого они должны быть экономически обоснованными, документально подтвержденными и связанными с деятельностью по получению дохода.

В соответствии с Налоговым кодексом, все расходы на рекламу делятся на ненормируемые и нормируемые. Полностью в себестоимость организация может включить затраты на рекламу через СМИ; средства, потраченные на участие в выставках, ярмарках, экспозициях; на оформление витрин и демонстрационных залов; изготовление брошюр и каталогов; на уценку товаров, которые испортились во время экспонирования; на световую и другую наружную рекламу (п. 4 ст. 264 НК). Все остальные расходы на рекламу относятся к нормируемым. Для целей налогообложения при исчислении налога на прибыль они признаются в размере, не превышающем 1 процента выручки от реализации.

Чтобы правильно учесть нормируемые расходы на рекламные мероприятия, нужно определить размер выручки. При нормировании затрат на рекламу в расчет берут только доходы от реализации. При этом налог на добавленную стоимость, предъявленный покупателям, в составе выручки не учитывают (письмо Минфина от 20 февраля 2007 г. № 03-03-06/2/30). Напомним, что к выручке не относятся внереализационные доходы: дивиденды, проценты, полученные по договорам займа или кредита, безвозмездно полученное имущество, доходы от передачи прав на результаты интеллектуальной деятельности фирмы.

Остатки для следующих периодов

По итогам отчетного периода по налогу на прибыль (квартала или месяца) бухгалтер определяет норму расходов и сравнивает ее с фактическими затратами, которые подлежат нормированию. Суммы в пределах нормы включаются в налоговую базу. Если затраты превышают норму, оставшуюся часть можно признать в следующем отчетном периоде – до конца налогового периода.

Пример 1

В феврале 2007 года ООО «Сармат» потратило на рекламу в специализированном еженедельном журнале 62 000 руб. (без НДС). В нем было объявлено о розыгрыше призов. Стоимость призов – 75 000 руб. (без НДС). Выручка от реализации за январь – март 2007 года составила 3 520 000 руб., за апрель – июнь 2007 года – 4 300 000 руб.

  1. Затраты на рекламу в СМИ не нормируются, поэтому 62 000 руб. включаем в расходы полностью в феврале 2007 года.
  2. Рассчитаем сумму нормируемых затрат на рекламу, на которую можно уменьшить базу по прибыли за I квартал 2007 года. Она составит 35 200 руб. (3 500 000 руб. × 1%). На призы потрачено больше 1 процента от выручки: 75 000 руб. > 35 200 руб. Значит, в феврале списываем только 35 200 руб. Остаток стоимости призов, который переносится на следующий отчетный период, равен 39 800 руб. (75 000 руб. – 35 200).
  3. Определим сумму нормируемых расходов на рекламу, которую можно включить в затраты в целях налогообложения прибыли за первое полугодие 2007 года. Она составит 78 200 руб. (3 520 000 руб. + 4 300 000) × 1%. Стоимость нормируемых расходов на рекламу, произведенных ООО «Сармат» за первое полугодие 2007 года, меньше нормы (75 000 руб. < 78 000 руб.). Следовательно, остаток стоимости призов (39 800 руб.) можно учесть в июне 2007 года.
Потери: вычет по НДС со сверхнормативных расходов

Так как налоговым периодом по НДС является месяц или квартал, а по налогу на прибыль – год, то у организаций может возникнуть проблема с вычетом по НДС. Рассмотрим довольно распространенную ситуацию. В начале года компания потратила крупную сумму на рекламу. Часть ее учли в текущем отчетном периоде, остаток списали в следующих. Поскольку выручка рассчитывается нарастающим итогом с начала года, вся сумма обычно укладывается в норматив.

Что происходит с входным НДС? В соответствии со статьей 171 Налогового кодекса, налог можно принять к вычету, если выполнены следующие условия: товары оприходованы, приобретены для НДСоблагаемых операций, имеется счет-фактура от поставщика. Кроме того, в пункте 7 данной статьи говорится о том, что если расходы для исчисления налога на прибыль учитываются в пределах норм, то НДС по этим затратам также подлежит вычету в размере, соответствующем нормам.

Таким образом, часть налога принимают к вычету в том отчетном периоде, в котором были произведены расходы на рекламу. Суммы НДС, относящиеся к остатку, который оказался сверхнормативным и был списан в следующих отчетных периодах, принять к вычету нельзя. Об этом говорится в письме Минфина от 11 ноября 2004 г. № 03-04-11/201.

Пример 2

ООО «Гамма» в январе 2007 года оплатило услуги почты по безадресной рассылке рекламных каталогов. Сумма оплаты составила 118 000 руб. (в т. ч. НДС – 18 000 руб.). Выручка за февраль равна 1 200 000 руб. (без НДС). ООО «Гамма» уплачивает НДС ежемесячно.

  1. Определим предельную сумму расходов на рекламу, включаемую в базу по прибыли. Она составит 12 000 руб. (1 200 000 руб. × 1%).
  2. Рассчитаем сумму НДС, приходящуюся на рекламные расходы в пределах нормы. Она равна 2160 руб. (12 000 руб. × 18%). Эта сумма в феврале принимается к вычету. Оставшийся НДС в сумме 15 840 руб. (18 000 руб. – 2160) принять к вычету нельзя, компания его «теряет».

Предположим, что ООО «Гамма» платит НДС ежеквартально. Выручка за январь 2007 года составила 1 200 000 руб., за февраль – 1 500 000 руб., за март – 1 100 000 руб.

  1. Предельная сумма расходов на рекламу, которую можно включить в расходы по итогам I квартала, составит 38 000 руб. ((1 200 000 руб. + 1 500 000 + 1 100 000) × 1%).
  2. Сумма НДС, которую можно принять к вычету в I квартале, равна 6840 руб. (38 000 руб. × 18%).

Как мы видим, в более выгодном положении при получении вычетов по НДС со сверхнормативных сумм нормируемых рекламных расходов оказываются компании, которые платят этот налог ежеквартально.

В. Корбут

Практическая энциклопедия бухгалтера

Все изменения 2018 года уже внесены в бератор экспертами. В ответе на любой вопрос у вас есть всё необходимое: точный алгоритм действий, актуальные примеры из реальной бухгалтерской практики, проводки и образцы заполнения документов.

Узнать подробнее


Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное

Комментарии (0)


    Оставить комментарий


    Введите код с картинки:

    CAPTCHA