Синдицированное кредитование: выгоды и проблемы

Синдицированное кредитование: выгоды и проблемы

29.10.2007

Для предпринимателей по сей день одним из ключевых является вопрос «Как взять кредит?» Многие из них формулируют его несколько иначе: «Как для реализации своих бизнес-планов взять большой займ?» Ответ попытались дать участники прошедшей недавно 5-й Международной конференции «Синдицированное кредитование в России и СНГ», организованной компанией Infor-Media Russia.

Теория займа

С объяснения процесса организации сравнительно нового для российских коммерсантов вида кредитования начал свое выступление сотрудник управления корпоративного финансирования инвестиционно-банковских операций «Райффайзенбанк Австрия» Илья Малый. Он напомнил собравшимся определение синдицированного кредита (СК): это заем, который предоставляется предпринимателю двумя и более банками на общих для всех кредиторов условиях, в большинстве случаев — на основании единой документации. Малый добавил, что вся существенная информация, поступающая от организации, направляется всем кредитным организациям, участвующим в сделке. Наконец, еще одной важной особенностью данного вида кредитования является обязательное наличие банка-агента, который выполняет технические функции по обслуживанию кредита и становится основным контрагентом заемщика после подписания договора. В его так называемые техобязанности входит общая координация предоставления и погашения кредита, прием платежей в пользу заемщика или кредиторов, совершение действий по указанию банков, извещение сторон о «плавающих» процентных ставках в каждом периоде, а также о любых других событиях, связанных с финансированием.

Какие же очевидные преимущества дает синдицированный кредит бизнесмену? Во-первых, как уже было сказано, предприниматель может получить более серьезные средства, чем при стандартном кредитовании. «Мне могут возразить, мол, аналогичную сумму можно собрать путем двусторонних договоренностей с несколькими банками, но в этом случае предприниматель затратит гораздо больше времени и вынужден будет использовать значительные людские ресурсы для согласования пяти-шести кредитных соглашений вместо одного», — заметил Малый. Соответственно, по его словам, вырастут и транзакционные издержки бизнесмена. Кроме того, коммерсант, прибегающий к синдицированному кредитованию, получает возможность расширить существующую базу банков-партнеров, а совершенная сторонами сделка с большой долей вероятности будет освещаться средствами массовой информации, подчеркнул докладчик. Публичность операции, добавил эксперт, способна сделать заемщика привлекательным клиентом на рынке капитала. При СК снижается также риск зависимости от одного кредитного учреждения, закончил перечисление позитивных сторон Илья Малый.

Цена спокойствия банка

Как отметил спикер, существуют различные виды синдицированных кредитов: обеспеченные и необеспеченные, в иностранной или местной валюте, предоставляющиеся на общекорпоративные цели или на торговое финансирование и так далее. По словам выступающего, основное преимущество, к примеру, рублевого кредита заключается в том, что над заемщиком, к которому основная выручка приходит в рублях, не довлеют валютные риски.

Наиболее часто в России предприятиям предоставляются так называемые обеспеченные кредиты. Как рассказал Малый, в большинстве случаев фирмы просто не могут рассчитывать на необеспеченный займ. Особенно это касается малых и средних компаний, впервые вышедших на рынок. Тем не менее даже у обеспеченного финансирования есть свои плюсы. Так, заявил эксперт, наличие обеспечения позволяет удлинить сроки предоставления кредита и снизить его стоимость. Среди недостатков, по его словам, следует выделить более сложную структуру, длительный срок организации процесса и повышенные накладные расходы. В качестве обеспечения могут выступать уступка экспортной выручки (наиболее надежный источник погашения кредита) или прав по внутренним контрактам, залог основных средств, товаров в обороте, а также уступка лизинговых или арендных платежей. Возможен и такой вариант, как безакцептное списание средств со счетов заемщика, добавил представитель банка.

Начиная рассказ о первичных требованиях со стороны кредитных учреждений к потенциальным заемщикам, Илья Малый сообщил, что они могут быть более строгими, чем по обычным двусторонним кредитам. Связано это с тем, что в случае с синдицированными займами сведения о предпринимателе должны соответствовать сложившейся рыночной практике, которая базируется на требованиях большинства кредиторов. Так, от бизнесмена, рассчитывающего на синдицированный кредит, могут потребовать наличия налаженного и стабильного дела, положительной кредитной истории в банке, информационной прозрачности и готовности к полному раскрытию всех необходимых сведений. Помимо того, банк должен четко видеть бизнес-перспективы клиента, осознавать цель финансирования, а также определить источник погашения кредита.

Выбор «центрового»

Собственно процесс организации синдицированного кредита, по словам докладчика, фирме надо начать с проведения предварительных двусторонних переговоров сразу с несколькими банками. В ходе этих диалогов можно выяснить мнение банков по поводу наиболее оптимального способа привлечения средств, определить базовые параметры финансирования, в том числе сроки и цели кредитования, после чего предприниматель должен выбрать банк-организатор и направить в письменной форме запросы остальным банкам на получение финансирования. Илья Малый посоветовал предприятиям предоставить пакеты документов с предварительной информацией о себе, в том числе последнюю финансовую отчетность, сведения о структуре организации и акционерах. Получив первичное предложение от организаторов, фирма может провести повторные консультации с банками, чтобы слегка изменить в свою пользу условия кредиторов. «Главное — не слишком увлекаться этим процессом и не превращать его в бесконечный аукцион. Иначе вы можете испортить отношения с партнерами», — рекомендует эксперт.

Возвращаясь к выбору заемщиком банка-организатора, докладчик отметил, что особое внимание предпринимателю следует обратить на его опыт участия в подобных сделках. Малый также пояснил, что не всегда «выбитые» фирмой наилучшие условия финансирования влекут за собой стопроцентный успех синдикации. В случае если кредит впоследствии не удастся продать на рынке, у организатора есть право пересмотреть условия кредитования в сторону повышения стоимости или снижения сроков. «Если же заемщик стоит намертво и не соглашается изменить параметры предоставления займа, банк-организатор может снять с себя обязательства по налаживанию процесса кредитования, а все понесенные им к тому времени расходы придется возмещать клиенту. В нормальных условиях такие ситуации возникают нечасто, но рынку они известны»,  — предупредил спикер.

«Антиэкспресс»-кредит

После того как компания сделала свой выбор в пользу конкретного организатора, между сторонами подписывается мандатное письмо, содержащее основные условия и параметры сделки. По словам Малого, на этом же этапе проходит окончательное согласование списка банков, которые будут участвовать в процессе синдицированного кредитования. Затем заемщик и организатор совместно готовят информационный меморандум, в котором содержится подробная информация о фирме, самой сделке, оргструктуре, акционерах и финансовом состоянии кредитуемой компании. Синдикация «запускается» в момент полной готовности указанного документа, продолжил объяснять эксперт. Банкам рассылаются приглашения, а потом — в ответ на выражение их заинтересованности — тот самый меморандум. Параллельно происходит согласование пакета кредитной документации между организатором и заемщиком. Завершается процесс синдикации после того, как инвесторы дадут окончательный ответ о своем согласии участвовать в сделке. Наконец, формируется книга заявок, определяется сумма предоставляемого кредита, подписывается договор.

Рассуждая о времени, которое компании придется затратить на весь процесс синдикации, Илья Малый пояснил, что здесь все зависит от индивидуальных особенностей компании, способностей организатора и желания банков участвовать в кредитовании. Опираясь на свой опыт, он отметил, что до окончательного согласования мандата может пройти от одной до трех недель, а утрясать все детали соглашения после этого стороны могут в течение семи-тринадцати недель. Если произвести несложные арифметические подсчеты, получается, что в лучшем случае фирма и банк придут к консенсусу за два месяца, а в худшем — за четыре.

Расходы и комиссии

Завершая свое выступление, Илья Малый осветил одну из самых значимых для большинства бизнесменов сторон синдицированного кредитования, а именно: размер связанных с ним расходов и выплачиваемых комиссий. В частности, комиссия за организацию, по его прогнозам, может составить от 0,6 до 2 процентов от суммы кредита. «Многое в этом вопросе зависит от заемщика, срочности и сложности сделки», — подчеркнул представитель банковского сообщества. Фирме, желающей заполучить солидный кредит, следует подготовиться и к значительным тратам на юридическое сопровождение операции. По замечанию Малого, на его памяти минимальным вознаграждением была сумма в 25 тысяч долларов, заплаченная юристу за консультирование необеспеченных кредитов, однако в случаях со сложноструктурированным договором, большим объемом документации, глубоким вовлечением специалистов в переговоры с клиентом и кредиторами сумма выплат достигает 100 тысяч условных единиц. Компания обязана также подумать о средствах, выделяемых на комиссию за резервирование, которая уплачивается в период предоставления денег после подписания документации на невыбранную сумму кредита. Что касается агентского вознаграждения, то оно, по словам докладчика, обычно колеблется в пределах от одной до полутора тысяч долларов, правда, помноженных на количество участвующих в сделке кредиторов, и выплачивается ежегодно. В заключение Малый сообщил, что заемщик обязуется возмещать организатору все расходы, связанные с подготовкой к выделению синдицированного кредита, вне зависимости от факта подписания документации и выдачи фирме средств. В общем, все как обычно: хотите получить большие деньги — ждите, что нагрянут и большие проблемы.

А. Уйменов, корреспондент «Федерального агентства финансовой информации»

Практическая энциклопедия бухгалтера

Все изменения 2018 года уже внесены в бератор экспертами. В ответе на любой вопрос у вас есть всё необходимое: точный алгоритм действий, актуальные примеры из реальной бухгалтерской практики, проводки и образцы заполнения документов.

Узнать подробнее


Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное