«Дегустация» налога на прибыль

«Дегустация» налога на прибыль

04.10.2007

Дегустация - прекрасный способ ознакомить потребителя со своей продукцией или привлечь клиентов в свое заведение. Разумеется, для фирмы, которая проводит такой «промоушен», это еще и затраты. Что интересно, как показывает практика, налоговики далеко не всегда согласны с тем, что данные расходы экономически оправданны.

«Налоговая» реклама

С обывательской точки зрения дегустацию можно расценить исключительно как рекламное мероприятие. Мало того, таковой она признается и в соответствии с буквой закона. Ведь под определение, приведенное в пункте 1 статьи 3 Закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе», очень сложно не подпасть. В этом нормативном акте утверждается, что к рекламе можно отнести такую информацию, которая распространяется «любым способом, в любой форме и с использованием любых средств», а также адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту, формирование или поддержание интереса потребителя и продвижение товара на рынке.

Основная проблема заключается в том, что затраты на проведение дегустации могут вовсе и не входить в разряд рекламных в соответствии с налоговым законодательством. В пункте 4 статьи 264 Кодекса поименованы затраты на рекламные акции, которые можно списать при налогообложении прибыли. Так, в полном объеме можно вычесть следующие расходы:

  • на мероприятия через средства массовой информации (в том числе объявления в печати, передача по радио и телевидению) и телекоммуникационные сети;
  • на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление стендов и щитов;
  • на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, изготовление брошюр и каталогов, содержащих информацию о реализуемых товарах, товарных знаках, на уценку товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании.

Получается, что средства, которые фирма направила на организацию такой промоакции, при налогообложении прибыли учесть уже не получится. Однако это не совсем так.

Дело в том, что упомянутая нами норма все-таки позволяет признавать в составе расходов и другие рекламные издержки, правда, уже не в полном объеме, а в пределах одного процента выручки от реализации. Так, учесть при расчете налога можно траты на приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям во время проведения массовых кампаний, а также расходы на иные виды рекламы.

Именно к ним можно попытаться отнести дегустацию. Разумеется, с той суммой затрат на угощение посетителей, которая оказалась больше одного процента от продаж, можно попросту распрощаться, то есть пожертвовать придется средствами, остающимися после уплаты налога на прибыль. Об этом неоднократно говорили как налоговые, так и финансовые чиновники (письмо ФНС по г. Санкт-Петербургу от 28 июня 2005 г. № 02-05/13343@, письма Минфина от 1 августа 2005 г. № 03-03-04/1/113 и от 16 августа 2005 г. № 03-04-11/205). А кроме того, подобные выводы содержатся в судебных решениях (постановления ФАС Северо-Западного округа от 27 февраля 2006 г. № А56-29688/2005 и от 3 мая 2007 г. № А13-16685/2005-21).

Документы «на закуску»

Одного признания дегустационных затрат рекламными, увы, недостаточно. Для того чтобы суметь воспользоваться правом уменьшать налогооблагаемую прибыль, расходы должны соответствовать требованиям статьи 252 Налогового кодекса: быть экономически обоснованными, оцениваться в денежной форме и иметь документальное подтверждение. В противном случае их относят к издержкам, связанным с безвозмездной передачей имущества, и при исчислении базы по налогу на прибыль не учитывают (п. 16 ст. 270 НК).

Как показывает практика, доказать выполнение данных условий не всегда просто. Так, например, в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 1 июня 2007 г. № А42-3310/2006 рассмотрено дело некой компании, которая, по мнению инспекторов, неправомерно учла дегустационные расходы при исчислении налога на прибыль. Фирме, пытавшейся аргументировать свое право на такую привилегию, пришлось побывать не в одном суде. И «подвело» ее именно невыполнение требований к обоснованности проведения дегустации.

Относительно денежного выражения средств, затраченных на угощение посетителей заведения напитками и «жвачкой», сомнений не было ни у налоговиков, ни у судей. А вот с документальным подтверждением и, что удивительней всего, экономической оправданностью расходов все оказалось намного сложнее. Дело в том, что, по мнению чиновников, списанную при проведении дегустации часть продуктов нельзя назвать «обоснованными расходами». И на доводы арбитров первой инстанции, не сомневавшихся в эффективности проведения подобных рекламных мероприятий, контролеры отвечали требованием привести документальное подтверждение целесообразности произведенных затрат на «пиар», но уже в вышестоящем суде.

К такому обороту дел организация, мягко говоря, готова не была, за что, в общем-то, и поплатилась. Разумеется, в бухгалтерии фирмы наличествовали документы, указывающие на осуществление затрат. Тот же акт о списании продуктов. Однако никаких «экономических» бумаг не оказалось. Компания не располагала результатами даже элементарных статистических и маркетинговых исследований, которые подтверждали бы наличие проблем с привлечением клиентуры. Вдобавок все финансовые документы констатировали рост прибыли заведения, что делало утверждение его владельцев об «острой необходимости» привлечения новых клиентов еще более сомнительным.

В результате служители Фемиды поддержали контролеров, обязав фирму уплатить не только пени, но и налоги, которые в результате рекламной акции оказались перечисленными не полностью.

В заключение хотелось бы сказать о том, что несмотря на весьма поучительный судебный прецедент, отсутствие нормативных критериев экономической оправданности расходов, в том числе и на рекламу, в большей степени помогает фирмам в выборе средств и методов их обоснования, нежели «играет на руку» ревизорам. Естественно, если такой возможностью правильно распоряжаться.

Е. Ермолова, обозреватель «Федерального агентства финансовой информации»

Практическая энциклопедия бухгалтера

Все изменения 2018 года уже внесены в бератор экспертами. В ответе на любой вопрос у вас есть всё необходимое: точный алгоритм действий, актуальные примеры из реальной бухгалтерской практики, проводки и образцы заполнения документов.

Узнать подробнее


Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное

Комментарии (0)


    Оставить комментарий


    Введите код с картинки:

    CAPTCHA