«Силовые приемы» налоговиков

«Силовые приемы» налоговиков

20.09.2007 распечатать

Обилие представителей проверяющих органов, периодически появляющихся в офисах, порой ввергает бизнесменов в отчаяние. Действительно, зачастую тяжело понять, почему представители МВД требуют бухгалтерские документы, копии которых буквально вчера получили налоговики в ходе своей проверки? Еще труднее разобраться, в чем разница между проверкой налоговой и милицейской, если проверяют одно и то же, а иногда и вместе?

«Партнеры» в теории...

Какими же документами на сегодняшний день регламентируются совместные действия ФНС и МВД? В первую очередь это, естественно, Налоговый кодекс. В статье 36 прямо указывается на обязанность милиции участвовать в налоговых проверках. Заметим, что официально такая инициатива может исходить только от сотрудников инспекции и только в отношении выездной ревизии. Также упомянутая статья определяет обязанность силовиков передать в течение десяти дней имеющиеся сведения в ИФНС для принятия соответствующих мер. Кроме того, милиционеры должны участвовать в проверках согласно пункту 33 статьи 11 Закона от 18 апреля 1991 г. № 1026-1 «О милиции».

Существует еще один документ, подробно описывающий порядок «сотрудничества» фискальной службы и силовиков. Речь идет о межведомственном приказе от 22 января 2004 г. № АС-3-06/37 «Об утверждении нормативных правовых актов о порядке взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений». В нем достаточно полно описан порядок проведения совместных выездных налоговых проверок.

...и в жизни

Как же на практике выглядят совместные контрольные мероприятия? Отметим, что основанием для проведения выездной налоговой проверки является решение руководителя или его заместителя. Оно должно выноситься в соответствии с Порядком, утвержденным приказом МНС от 8 октября 1999 г. № АП-3-16/318. По сути, единственной отличительной чертой совместных ревизий является только включение в состав группы инспекторов сотрудников милиции. При этом надзирающие органы применяют небольшую тактическую хитрость. Дело в том, что в состав проверяющих со стороны МВД наиболее часто включаются оперативные сотрудники подразделений, специализирующихся на налоговых преступлениях, а не штатные ревизоры, которые также есть в составе Департамента экономической безопасности. Вызвано это вполне определенными причинами. Если у инспекторов будут подозрения на скрытое или прямое противодействие проверке со стороны компании, то в этом случае они предпочтут прибегнуть к помощи именно грозных оперативников, дабы в случае чего усмирить строптивых предпринимателей.

Вернемся к законодательным нормам, определяющим полномочия как представителей ФНС, так и МВД. Находясь на совместной выездной ревизии, оперативник, как сотрудник милиции, руководствуется в первую очередь Законом «О милиции». Но применять свои полномочия он будет только в случае противоправного поведения со стороны организации. Статус же самой проверки только от факта присутствия «ревизора в погонах» не меняется — она продолжает оставаться именно выездной налоговой проверкой, и проводится на основании исключительно Налогового кодекса. При этом полномочия представителей ФНС никак не расширяются оттого, что вместе с ними в офис прибыла пара бравых оперов.

Приведем наглядный пример. Налоговику нужно произвести выемку подлинников документов фирмы или данных, находящихся в компьютере. Статья 94 Налогового кодекса обязывает проверяющих делать это только в присутствии понятых и лица, у которого производится выемка. В противном случае соответствующий протокол может быть признан недействительным. Предположим, что при появлении в офисе сотрудников налоговой службы, после вручения директору постановления о выемке, он, дав предварительное указание своим подчиненным ни в коем случае не участвовать в изъятии, и уж тем более нигде не расписываться, быстро покидает офис. Как сможет удержать и принудить его к участию в процессе в таком случае контролер? Ответ очевиден — никак. Однако ситуация может сложиться и по-другому, если руководителя вежливо попросит оставаться на месте сотрудник милиции, намекнув при этом, что если бизнесмен все-таки исчезнет из офиса, то его отсутствие не помешает произвести осмотр с последующим изъятием документов уже на основании Закона «О милиции». Как видно из этого примера, наиболее часто именно статус сотрудника милиции является причиной проведения совместных проверок ФНС и МВД как дополнительный фактор влияния на налогоплательщика.

Ты — мне, я тебе...

Существует еще один аспект взаимоотношений между надзирающими лицами и их «смежниками» из МВД. Это обязательность обмена информацией в ряде случаев, оговоренных все в том же совместном приказе № АС-3-06/37. Если после проведения ревизорами из МВД проверки финансово-хозяйственной деятельности в отношении компании были доначислены налоги, то материалы такой проверки в течение десяти дней будут переданы представителям ИФНС. Характерно, что сумма недоплаченных налогов в данном случае не имеет значения.

Вместе с тем стоит отметить, что немалая часть поступающей в органы внутренних дел информации носит характер оперативной, поэтому доступ к ней у представителей ФНС закрыт. Милиционеры делятся подобными материалами со своими коллегами очень неохотно. Остается добавить, что в случае возбуждения уголовного дела по «налоговым статьям» этот факт в обязательном порядке будет сообщен в инспекцию в течение трех дней.

Есть и обратный поток информации — от инспекторов в адрес налоговых подразделений МВД. К слову сказать, такой поток более значимый. Ведь не секрет, что количество проверок дружественных служб различается в разы. Это объясняется тем, что в ФНС ревизия — основной способ выявления нарушений, и далеко не факт, что они будут установлены. В милиции подход принципиально другой. Инспектирование представителями подразделения по налоговым преступлениям — верный знак того, что в отношении компании уже есть достаточно компрометирующей информации, а в ходе контроля лишь документально закрепляются полученные ранее «оперативные данные».

Следует подчеркнуть, что передача материалов проверок в управления по налоговым преступлениям происходит не после каждой проведенной проверки. Они передаются, только если были выявлены факты действий налогоплательщика, содержащие в себе признаки преступлений, предусмотренных статьями 198, 199, 199.1, 199.2 Уголовного кодекса. Причем то, какая проверка была проведена — камеральная или выездная — значения не имеет. По результатам рассмотрения материалов ревизии выносится либо решение об отказе в возбуждении уголовного дела, либо оно все-таки возбуждается.

Кстати, согласно пункту 3 статьи 32 Налогового кодекса ФНС в течение десяти дней передает сведения в МВД об организациях, не уплативших налоги в течение двух месяцев со дня истечения срока исполнения требования. Однако налоговики должны оповещать далеко не обо всех нарушителях, а только о тех, сумма задолженности у которых «...позволяет предполагать факт совершения нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления». Данный порядок нашел более подробное отражение в письме ФНС от 23 июля 2007 г. № ШТ-6-06/591@.

Как видим, определение в Налоговом кодексе размера «роковой» задолженности весьма расплывчато, что позволяет налоговикам злоупотреблять данным «пробелом» и по-своему трактовать формулировку. Конечно, в идеале они могли бы отталкиваться от тех сумм, которые приведены в Уголовном кодексе. На практике же сделать это не так-то просто: инспектору придется выбирать и просчитывать неисполненные требования, число которых порой переходит все мыслимые и немыслимые границы. Куда проще нажать на кнопку и вывести на монитор неоплаченные требования, направленные плательщику больше двух месяцев назад, и пусть с должником уже разбираются сотрудники МВД.

И. Ковалев, юрист — для «Федерального агентства финансовой информации»

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.
Loading...