Роковая ошибка в налоговой «платежке»

Роковая ошибка в налоговой «платежке»

13.09.2007 распечатать

В пункте 7 статьи 45 Налогового кодекса есть специальная оговорка, которая позволяет проводить уточнение налогового платежа без начисления пеней только в случае зачисления средств на соответствующий счет Федерального казначейства. Совсем недавно Минфин еще раз взялся разъяснить процедуру уточнения платежа и пересчета пеней в случае неверного указания реквизитов в платежных документах.

Обязанность налогоплательщика по уплате налога или сбора считается исполненной с момента (п. 3 ст. 45 НК):

  • предъявления в банк поручения на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств со счета налогоплательщика в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа;
  • отражения на лицевом счете организации операции по перечислению соответствующих денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации;
  • вынесения налоговым органом или судом решения о зачете излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов;
  • удержания налога налоговым агентом, если обязанность по исчислению и удержанию налога возложена в соответствии с Налоговым кодексом на налогового агента.

До 2007 года в спорах о начислении пеней в случае неверного указания реквизитов в «платежках» была выявлена определенная закономерность: пени не начислялись, если деньги в итоге все-таки попадали в правильный бюджет. Хуже то, что редакция Налогового кодекса, действовавшая в те времена, не позволяла инспекторам «перебрасывать» заблудившиеся платежи, а потому компаниям приходилось обращаться с этой просьбой в суд (постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 8 февраля 2006 г. № Ф04-193/2006(19519-А75-37), ФАС Восточно-Сибирского округа от 22 августа 2006 г. № А69-533/06-5-Ф02-4176/06-С1).

Простительный «промах»

Ситуация изменилась благодаря вступлению в силу с 1 января текущего года Закона от 27 июля 2006 г. № 137-ФЗ: законодатели обязали налоговиков в некоторых случаях уточнять платежи без начисления пени. В ныне действующей редакции статьи 45 Налогового кодекса сказано, что компании вправе подать в инспекцию заявление о допущенной ошибке с просьбой уточнить основание, тип и принадлежность платежа, налоговый период или статус плательщика. К нему нужно приложить документы, подтверждающие уплату налога и его перечисление в бюджет на соответствующий счет Федерального казначейства. На основании этих данных ревизоры в довольно сжатые сроки самостоятельно пересчитают пени, т. е. суммы, которые были начислены за период со дня фактического перечисления налога до дня принятия решения об уточнении платежа, будут списаны.

Таким образом, в пункте 7 статьи 45 Кодекса приведены примеры реквизитов платежного поручения, ошибки в которых можно совершенно безболезненно исправить:

  • основание платежа (поле 106);
  • тип платежа (поле 110);
  • принадлежность платежа;
  • налоговый период (поле 107);
  • статус плательщика (поле 101).

Рассмотрим случаи, когда нужно уточнять эти показатели и что кроется за неправильным их указанием. Итак, поле 106 «Основание платежа». В нем указываются такие значения, как «ТП» (текущие платежи), «ЗД» (задолженность прошлых лет), «АП» (платежи по акту проверки) и т. п. Правильно классифицировать платеж налоговики вполне могут самостоятельно. В этом им помогут налоговая декларация, акт проверки и т. п.

Ошибки, допущенные в поле 107 «Налоговый период», очевидно, никак не отразятся на поступлении средств в бюджет. То же самое можно сказать и про неверное указание значения в поле «Тип платежа».

Иначе обстоят дела с полем «Статус плательщика». Дело в том, что в инспекциях открываются отдельные карточки: одна — для организации как налогоплательщика, другая — для налогового агента. Иными словами, если вместо «01» (налогоплательщик) в это поле будет внесено значение «02» (налоговый агент) или наоборот, то по данным инспекции сумма платежа не покроет имеющуюся задолженность. Как видим, в данном случае уточнение просто необходимо.

Запретный ход?

Попробуем разобраться, что будет происходить, если организация ошиблась в реквизитах, которые прямо не поименованы в пункте 7 статьи 45 Кодекса. Чаще всего бухгалтеры «грешат» при внесении показателей в поля 104 «КБК» и 105 «ОКАТО». В подобных ситуациях налоговики будут руководствоваться принципами, установленными для зачета налогов. То есть уточнить без начисления пеней можно лишь платеж, который невзирая ни на что поступил-таки в нужный бюджет. Это подтвердил и Минфин в недавно обнародованном письме от 14 августа 2007 г. № 03-02-07/1-377.

Сразу скажем, что по налогам, поступающим в местные бюджеты, ошибка в коде ОКАТО однозначно приведет к начислению пени. Если же речь идет о перечислении федерального налога, то какой бы ОКАТО ни был указан, платеж все равно поступит по назначению. Это означает, что компания в таких ситуациях вправе, можно сказать, «бесплатно» уточнить свои обязательства.

Допустив ошибку в КБК, также не стоит сразу же бежать платить пени. Например, компания применяет УСН с объектом налогообложения «доходы минус расходы», но указала в «платежке» КБК по единому налогу, взимаемому с плательщиков, выбравших объект налогообложения «доходы». При таком раскладе, очевидно, перечисленные суммы «осядут» в правильном бюджете.

Еще одно небезынтересное заключение, которое привел Минфин в уже упомянутом нами письме от 14 августа: подать заявление на уточнение платежных поручений можно за любой период, несмотря на то, что соответствующие правила (п. 7 ст. 45 НК) вступили в силу только с 1 января 2007 года. Данное положение, указывают финансисты, гарантирует дополнительную защиту прав налогоплательщиков, а значит, имеет обратную силу (п. 3 ст. 5 НК). Следовательно, оно распространяется и на те «платежки», ошибки в которых были допущены до 1 января 2007 года.

Н. Титаева, эксперт «Федерального агентства финансовой информации»

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.
Loading...