Электронные аукционы — госзакупки будущего

Электронные аукционы — госзакупки будущего

10.09.2007 распечатать

По идее, для России с ее необъятными просторами электронные аукционы просто находка. Они позволяют экономить колоссальные средства на транспортные расходы и время для участия в открытых конкурсах и аукционах. Этот способ торгов интересен тем, что позволяет привлечь большее количество участников размещения госзаказа, расширить географию, обеспечив равные права поставщикам товаров, работ и услуг.

Электронные аукционы часто называют закупками будущего. Думается, не только потому, что эта форма размещения заказов не так распространена, как проведение конкурсов. И не потому, что для проведения аукционов в Интернете необходимо внедрение специализированных автоматизированных систем и опыт использования электронной цифровой подписи. Нет, прежде всего этот способ торгов интересен тем, что позволяет привлечь большее количество участников размещения государственного заказа.

Особенности процедуры

А пока будущее еще не наступило, у нас есть время разобраться с особенностями данного способа размещения заказа и взвесить все его достоинства и недостатки.

Действующее законодательство предусматривает проведение электронных аукционов для государственных заказов на сумму до 1 миллиона рублей. Аукцион является простейшим способом установить цену на товар и применяется для закупок оперативного характера. Следует отметить, что ГК РФ и Закон о госзакупках № 94-ФЗ от 21 июля 2005 года расходятся в определении понятия «аукцион». ГК присуждает победу в аукционе участнику, предложившему максимальную цену. А закон о госзакупках (который, по идее, должен соответствовать положениям ГК РФ) описывает аукцион как процедуру определения минимальной цены, которая выглядит следующим образом. Извещение о проведении аукциона опубликовывается не менее чем за 10 дней до даты проведения мероприятия. В нем указываются сайт в сети Интернет, на котором будет проводиться кампания, дата, время начала, порядок регистрации участников такого аукциона.

Заказчиком должна быть обеспечена надежность программного обеспечения, используемого для проведения открытого аукциона в электронной форме, равный доступ участников размещения заказа к включению в торги. Для того, чтобы войти в состав «конкурсантов», фирмы должны зарегистрироваться на сайте в сети Интернет. Причем требование обеспечения заявки не требуется. После внесения в список потенциальные поставщики получают свой уникальный код доступа на сайт и, начиная с момента проведения конкурса, могут делать свои предложения. При проведении открытого аукциона в электронной форме «шаг аукциона» не устанавливается. Непосредственно во время торгов лица, принимающие в них участие, могут видеть на экранах своих компьютеров следующую информацию:

  1. предмет и условия контракта;
  2. начальную цену контракта;
  3. порядок регистрации участников открытого аукциона;
  4. в режиме on-line — последнее и предпоследнее предложения о цене контракта и время их поступления, за исключением случаев, если в последнем предложении указывается цена контракта, равная цене, указанной в предпоследнем предложении, или превышающая такую цену.

Аукцион считается оконченным, если в течение одного часа с момента размещения последнего предложения о цене контракта на сайте больше не поступило ни одного обращения с более низкой ценой контракта. В случае если в нескольких заявках значится одинаковая наиболее низкая цена договора, победителем аукциона признается тот его участник, предложение которого поступило раньше других. Информация об окончании аукциона размещается немедленно.

Затем в течение одного часа на указанном сайте размещаются:

  • решение о признании участника аукциона победителем;
  • информация о цене контракта, последнем и предпоследнем предложениях;
  • наименование победителя и участника, который сделал аналогичное предложение по цене контракта. При отсутствии такового, публикуются сведения о «конкурсанте», который подал предпоследнюю заявку о цене контракта.

Бывает, победитель аукциона не предоставляет заказчику подписанный контракт вовремя (соответствующий срок указан в извещении о проведении открытого аукциона). Тогда он признается уклонившимся от заключения контракта. Такое же решение будет вынесено, если лидер не представит обеспечение исполнения контракта при условии, что это было обязательным требованием.

Когда тот, кто одержал победу, признан уклонившимся от заключения контракта, заказчик вправе:

  1. обратиться в суд с требованием о понуждении победителя аукциона заключить соглашение, а также о возмещении убытков, причиненных его уклонением от этой сделки;
  2. заключить государственный или муниципальный контракт с тем конкурсантом, который предложил такую же, как и победитель, цену договора;
  3. объявить о проведении повторного аукциона.

Аукцион признается несостоявшимся при условии, что в торгах фигурировал всего один конкурсант, либо если в течение одного часа с момента начала мероприятия не было представлено ни одной заявки с более низкой ценой контракта. Тогда заказчик, уполномоченный орган вправе объявить о проведении повторного аукциона или размещении заказа путем запроса котировок, если цена контракта не превышает пятисот тысяч рублей.

Преимущества электронных аукционов

Электронный аукцион удобен для использования, поскольку количество этапов проведения неограниченно, начальная цена контракта установлена до 1 000 000 рублей, чего вполне достаточно для не очень больших организаций. Кроме того, при проведении электронного аукциона заказчики не должны разрабатывать документацию — вся информация о закупке указывается в извещении. Срок, в течение которого уведомление должно быть вывешено на веб-ресурсе, не такой большой, как при организации открытого конкурса или открытого аукциона.

По итогам проведения закупки автоматически формируется и публикуется протокол электронного аукциона. При проведении таких торгов аукционную комиссию собирать не требуется. По идее, для России с ее необъятными просторами электронные аукционы просто находка, которая позволит экономить колоссальные средства на транспортных расходах и рабочее время для участия в открытых конкурсах и аукционах. Короче говоря, электронные аукционы — это быстро, просто и эффективно как для заказчиков, так и для поставщиков.

По мнению экспертов, опыт регионов, где проводятся электронные аукционы, показывает, что заказчик получает максимальную экономию. Что касается показателей сбережения бюджетных средств, то после проведения закупки способом электронного аукциона разница может достигать 30 — 40 процентов от стартовой цены.

Есть над чем работать

Но есть в вышеописанной процедуре проведения электронного аукциона ряд «отрицательных» моментов, которые отодвигают его применение все в более далекое будущее. Во-первых, неоднозначность времени окончания электронного аукциона и его шага приводит к многочасовым и многодневным торгам. В итоге поставщикам оказывается невыгодно участвовать в них, если начальная (максимальная) цена контракта недостаточно велика. Кроме того, опыт показывает, что поставщики часто снижают цены на копейки, в итоге же побеждает не самый добросовестный из них, предложивший лучшую цену, а тот, кто дольше смог выдержать многодневное сидение за компьютером.

Во-вторых, не определена процедура урегулирования споров в случае, если заказчик отказывается от подписания контракта с поставщиком, цена которого была признана лучшей. В соответствии с законом можно заключить договор с конкурсантом, занявшим второе место, по такой же цене, которую предложил участник, занявший первое место. Что делать, если фирма, занявшая второе место, предложила отличную цену? В этом случае складывается неопределенная ситуация: заказчикам приходится проводить закупку снова, на что затрачивается дополнительное время.

В-третьих, законом не оговорено, каким образом происходит допуск участников размещения заказа к включению в гонку под названием «электронный аукцион». Выходит, в торгах могут принять участие все желающие, что приводит к появлению большого количества недобросовестных поставщиков, к срывам поставок товаров, а соответственно, к недовольству самих заказчиков.

Далее, недостатки данного способа во многом связаны с отказом сотрудников государственных учреждений осваивать новые технологии, поскольку это требует дополнительных временных затрат, а для использования подобных автоматизированных систем необходимы определенные навыки. Кроме того, его применение тормозит отсутствие опыта использования электронной цифровой подписи. Для преодоления «IT-неграмотности» среди российских госзаказчиков и поставщиков (особенно — заказчиков и особенно — в регионах), необходимо развитие в регионах вспомогательных структур — регистрационных и удостоверяющих центров.

Где в России торгуют on-line

Республика Татарстан и г. Москва стали первыми форпостами по внедрению госзакупок путем электронных аукционов. В Татарстане еще в 2004 году, когда в России отсутствовала соответствующая нормативная база, был введен так называемый редукцион, как обязательная процедура размещения республиканского заказа. Речь идет об электронных торгах на понижение. Практиковать редукционы пробовали в свое время в Белгородской области и Краснодарском крае, но вынуждены были отказаться от этой практики, как не соответствующей федеральному законодательству. Сегодня в министерстве экономики и промышленности Республики Татарстан создана электронная аукционная площадка «Редукцион On-line».

В Москве с 2006 года проводят открытые аукционы через электронную торговую площадку ИНМАРСИС, созданной НЦИТ «ИНТЕРТЕХ». К этому способу торгов обращается значительная часть государственных заказчиков  — органов исполнительной власти города Москвы. Также в 2006 году была создана Автоматизированная информационная система Единого реестра контрактов и торгов г. Москвы (АИС ЕРКТ). Ее создатели позаботились об обеспечении безопасности торгов и юридической значимости электронного документооборота. Все действия в АИС ЕРКТ осуществляются с применением электронной цифровой подписи (ЭЦП). На сегодня официальным удостоверяющим центром выдано около 3000 сертификатов ключей ЭЦП. Стоит отметить, что если в Москве система ЭЦП уже успешно работает, то на федеральном уровне в целом существуют определенные проблемы в этой сфере — документы для запуска в промышленную эксплуатацию корневого центра ЭЦП не готовы. Так, в АИС ЕРКТ невозможна регистрация участников торгов с ЭЦП, выданных другими удостоверяющими центрами. Ситуация изменится, если заработает федеральный удостоверяющий центр, обеспечивающий проверку их достоверности.

Юлия Бринева, начальник отдела маркетинга, — для «Федерального агентства финансовой информации»

Выбор читателей

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.
Loading...