Специфика «расходного» учета в строительстве

Специфика «расходного» учета в строительстве

07.09.2007 распечатать

Налоговый и бухгалтерский учет в строительстве достаточно специфичен. Ведь организация может выступать в роли как подрядчика или застройщика, так и инвестора. В такой ситуации главное — не утонуть в этих разноликих строительных расходах.

Как и на предприятиях других сфер деятельности, учет в строительных организациях ведется в соответствии с нормативными документами и учетной политикой. В качестве основного элемента нормативного регулирования в данном случае выступает ПБУ 2/94 «Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство», утвержденное приказом Минфина от 20 декабря 1994 г. № 167 (далее — ПБУ 2/94). При формировании же учетной политики необходимо учесть один нюанс: строительная фирма может выступать и в роли застройщика (заказчика) или инвестора, и в роли подрядчика. Причем в каждом случае учет расходов на строительство разный.

Один расход — разный учет

Застройщик

Предположим, что организация является застройщиком. В этом случае учет затрат, связанных с возведением объектов, ведется на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы». При этом расходы учитываются в составе незавершенного строительства, пока здание не будет введено в эксплуатацию (или сдано инвестору). Не изменит порядок даже тот факт, что стройка практически завершена и со всеми привлеченными для этого подрядчиками произведен полный расчет (п. 7 ПБУ 2/94).

При завершении строительства застройщик определяет так называемую инвентарную стоимость каждого вводимого в эксплуатацию объекта, становящегося в процессе использования отдельной единицей основных средств. Поэтому при оформлении прав на выстроенный объект недвижимости его стоимость необходимо списать проводкой:
Дебет 01 Кредит 08.

Инвестор

Когда организация является инвестором и планирует в дальнейшем реализовать построенный объект, то учет расходов по его возведению ведется на счете 20 «Основное производство». При этом по окончании строительства стоимость объекта списывается на счет 43 «Готовая продукция», а его реализация отражается в общеустановленном порядке.

Подрядчик

Если строительная фирма выступает в роли подрядчика, то учет ее затрат должен производиться по каждому объекту с начала выполнения договора на строительство до времени его завершения и передачи застройщику на счете 20 «Основное производство». При этом на аналитических счетах будут отражаться прямые затраты, непосредственно связанные с выполнением договора. В соответствии с пунктом 11 ПБУ 2/94 такие расходы подрядчика могут быть связаны с использованием в процессе строительства материальных и трудовых ресурсов, основных средств, нематериальных активов и т. п.

Если у подрядчика возникли расходы по заключению договора еще до его подписания (например, подрядчик мог принимать участие в тендере), то отразить их можно несколькими способами.

Так, если данные затраты могут быть выделены и подрядчик уверен, что договор будет подписан, то их следует отнести к расходам будущих периодов, отразив на счете 97. После того как контракт будет заключен, бухгалтер должен сделать следующую проводку:
Дебет 20 Кредит 97 — списаны расходы будущих периодов.

Правда, есть и другой вариант, который предусмотрен пунктом 12 ПБУ 2/94. Он позволяет учесть средства, потраченные на борьбу за контракт, в том отчетном периоде, в котором они были вложены, отразив их на счете 26 «Общехозяйственные расходы» в составе текущих.

Какому именно способу отдаст предпочтение организация — ее личное дело. Однако решение необходимо зафиксировать в учетной политике компании. Кстати, в ней же должен быть прописан порядок формирования и распределения прямых расходов на остаток незавершенного производства. Устанавливать его фирма может также самостоятельно. Подобную свободу выбора предусматривает пункт 1 статьи 371 Налогового кодекса.

Учет изобретательства

Довольно часто в строительной отрасли, для того чтобы более-менее держаться на плаву, приходится многие технологические процессы, что называется, оптимизировать. Речь идет о проведении всевозможных научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ. Несомненно, это требует определенных затрат. Интересно то, что и в этом случае их учет не отличается однообразием. Так, если проект изготовлен по индивидуальному заказу, то его стоимость включается в инвентарную цену объекта строительства. Однако в некоторых ситуациях целесообразнее иметь возможность многократно использовать результаты конструкторских разработок. Тогда учет затрат на их создание или приобретение необходимо вести в соответствии с ПБУ 17/02 «Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы» (утверждено приказом Минфина от 19 ноября 2002 г. № 115н). При этом вне зависимости от того, проводятся такие работы самой фирмой или на основе договора с исполнителем, расходы на их осуществление отражаются в учете проводкой:
Дебет 08 Кредит 60 (10, 70, 69 и т. д.).

По окончании НИОКР их стоимость подлежит учету на счете 04 «Нематериальные активы» обособленно:
Дебет 04 Кредит 08 — принят к учету НМА.

Если речь зашла о нематериальных активах, то стоит упомянуть и о сроке их полезного использования. Этот показатель фирма определяет самостоятельно, но в любом случае он не может превышать пяти лет. Списывать же расходы можно как равномерно (линейным способом), так и пропорционально объему продукции (работ или услуг). Однако выбор варианта должен быть опять-таки закреплен в учетной политике. Списание НИР и ОКР в учете необходимо отражать проводкой:
Дебет 20 Кредит 04 — начислена амортизация по объекту нематериальных активов.

При этом счет 05 «Амортизация нематериальных активов» остается незадействованным.

В налоговом учете расходы на научные исследования и опытно-конструкторские разработки включаются равномерно в состав прочих расходов в течение одного года. Однако списывать подобным образом свои затраты на НИОКР можно только при условии их использования в производстве и при реализации товаров с 1-го числа месяца, следующего за тем, в котором такие исследования были завершены (п. 2 ст. 262 НК). Правда, здесь есть еще один нюанс, при несоблюдении которого налоговики могут придраться к оформлению подтверждающих документов. Дело в том, что многие по итогам выполнения проектных работ получают от их исполнителей «Акт об оказании услуг», что в корне неверно. В данном случае они должны оформлять не что иное, как «Акт приемки-сдачи выполненных работ» с указанием характеристики, отчета или документации, содержащей материалы исследований.

Е. Амаргорова, обозреватель «Федерального агентства финансовой информации»

Выбор читателей

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.
Loading...