К планированию выездных проверок необходимо подходить комплексно

К планированию выездных проверок необходимо подходить комплексно

06.09.2007

Обнародованная недавно Концепция планирования выездных проверок (утверждена приказом ФНС от 30 мая 2007 г. № ММ-3-06/333@) оставляет больше вопросов, нежели дает ответов. Последние карты раскрыл читателям «Московского бухгалтера» главный государственный налоговый инспектор Отдела контрольной работы УФНС по Московской области Илья Жомнир.

— Позволит ли Концепция фирмам избежать проблем при проверке? Ведь, по сути, каждая компания может самостоятельно проверить риски выездной налоговой проверки.
— В соответствии с утвержденной Концепцией, каждый налогоплательщик должен понимать, что от прозрачности его деятельности, полноты исчисления и уплаты налогов в бюджет зависит возможность невключения в план выездных налоговых проверок. Планирование проверок ведется на основе принципа двусторонней ответственности налогоплательщиков и налоговых органов, при соблюдении которого первые стремятся к исполнению своих налоговых обязательств, а вторые — к обоснованному отбору налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок.
Если фирмы в своей деятельности будут руководствоваться Концепцией, отказываться от схем минимизации налогов, в том числе за счет добровольного выхода из теневого оборота, следовательно, у них снизится риск проведения выездной налоговой проверки. Но следует отметить, что соответствие налогоплательщика установленным Концепцией критериям еще не означает, что у него есть нарушения налогового законодательства. И не значит, что в процессе выездной налоговой проверки ему обязательно будут предъявлены налоговые претензии. Решение о том, достоверно ли отражены в налоговой отчетности результаты деятельности организации, может быть принято налоговым органом только на основании всестороннего анализа финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика и соответствующих первичных документов.
— В Концепции есть пункт, который свидетельствует о неблагонадежности компании — «Налоговая нагрузка у данного налогоплательщика ниже уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной области». Каким образом инспекторы будут рассчитывать средний уровень налоговой нагрузки по организациям конкретной отрасли?
Налоговая нагрузка будет рассчитываться как соотношение суммы уплаченных налогов по данным отчетности налоговых органов и оборота (выручки) организаций по данным Росстата. Расчет налоговой нагрузки за 2006 год по основным видам экономической деятельности приведен на сайте ФНС (www.nalog.ru).
— Не значит ли, что, согласно критерию «Отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов за определенный период», большинство фирм-экспортеров подвергнется проверкам?
Нет. При использовании данного критерия налоговые органы будут учитывать характер хозяйственной деятельности налогоплательщика и комплексно подходить к планированию выездных налоговых проверок.
— Как станут оценивать налоговые инспекторы показатели согласно критерию «Построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели)»?
Налоговые органы будут использовать данный критерий, основываясь на обстоятельствах, свидетельствующих о получении необоснованной налоговой выгоды, которые указаны в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда от 12 октября 2006 г. № 53. Информацию для проведения данного анализа налоговый орган буден получать из внутренних источников (материалы камеральных налоговых проверок, сведения из федеральных информационных ресурсов) и внешних источников (правоохранительные органы, другие налоговые органы и т. д.).
— Какие еще факторы, кроме указанных в Концепции, могут повлиять на внесение компании в план выездных налоговых проверок?
— Следует отметить, что особое внимание налоговых органов в настоящее время уделяется организациям — крупнейшим налогоплательщикам и их взаимозависимым лицам, дочерним компаниям, основным контрагентам. То есть, если по каким-либо критериям организация — крупнейший налогоплательщик попала в план проведения выездной налоговой проверки, то есть вероятность, что в целях комплексности, дополнительно выездной налоговой проверке может подвергнуться ряд указанных выше лиц.
— Допустим, при проведении выездной налоговой проверки никаких нарушений не обнаружено. Потом была назначена повторная ревизия, в ходе которой выявлен факт правонарушения. Вправе ли инспекция начислить штраф в этом случае?
— Если при проведении повторной выездной налоговой проверки выявлен факт совершения налогоплательщиком правонарушения, которое не было обнаружено при проведении первоначальной ревизии, к налогоплательщику не применяются налоговые санкции. Исключение составляют случаи, когда невыявление факта правонарушения при проведении первоначальной налоговой проверки явилось результатом сговора между налогоплательщиком и должностным лицом ИФНС (абз. 7 п. 10 ст. 89 НК).
Вместе с тем, учитывая требования пункта 12 статьи 7 закона от 27 июля 2006 г. № 137-ФЗ, абзац 7 пункта 10 статьи 89 Налогового кодекса применяется к правоотношениям, возникающим в связи с проведением повторной проверки, в случае если решение о проведении первоначальной выездной проверки было принято после 1 января 2007 года. Таким образом, если первоначальная проверка была назначена в период начиная с 1 января 2007 года, к налогоплательщику не применяются налоговые санкции по результатам повторной проверки, за исключением случаев, когда невыявление факта правонарушения при проведении первоначальной ревизии явилось результатом сговора между организацией и инспектором.
— По закону, организация должна в 5-дневный срок представить инспекции копии документов, необходимых для проверки. Как быть, если документов очень много и просто за это время невозможно даже снять копии с них?
— В соответствии со статьей 93 кодекса, должностное лицо налогового органа, проводящее проверку, вправе истребовать у проверяемого необходимые документы посредством вручения этому лицу (его представителю) требования о представлении документов. Документы, которые были истребованы в ходе налоговой проверки, предъявляются налогоплательщиком в течение 10 дней с момента выдачи соответствующего требования.
Если организация не может представить необходимые инспекторам документы в течение 10 дней, она должна уведомить об этом проверяющих должностных лиц на следующий после получения соответствующего требования день. Сделать это необходимо в письменном виде с указанием причин, по которым фирма не в состоянии в срок представить необходимый пакет документов. Также в заявлении должен быть обозначен срок, в течение которого организация может выполнить требование налоговиков. В течение 2 дней с момента получения такого уведомления руководитель налогового органа или его заместитель вправе на его основании продлить сроки представления документов или отказать в такой поблажке, о чем выносится отдельное решение.
— Если проверка началась еще до 1 января 2007 года, то по каким правилам она должна проводиться и как будут оформляться ее результаты — по действовавшим до 2007 года или по тем, которые приняты с 1 января 2007 года? В частности, как определить срок проверки?
— Налоговые проверки и связанные с ними контрольные мероприятия, не завершенные до 1 января 2007 года, проводятся в порядке, действовавшем до вступления в силу закона № 137-ФЗ (п. 14 ст. 7 закона № 137-ФЗ). При этом оформление результатов указанных налоговых проверок и иных мероприятий налогового контроля осуществляется в порядке, действовавшем до дня вступления в силу этого закона. При проведении выездной налоговой проверки, назначенной до 1 января 2007 года, налоговые органы руководствуются старой редакцией кодекса. Вместе с тем рассмотрение и реализация материалов проверки осуществляются с учетом требований новой редакции.
Срок проведения мероприятия налогового контроля, назначенного до 1 января, не должен превышать 2 (в исключительных случаях 3) месяцев. Он включает в себя время фактического нахождения проверяющих на территории налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) за вычетом периодов между вручением налогоплательщику требования о представлении документов в соответствии со статьей 93 кодекса и представлением им запрашиваемых при проведении проверки документов.
Однако, в связи с тем что реализация материалов осуществляется в соответствии с новой редакцией кодекса, рассмотрение возражений налогоплательщика по акту проверки, принятие решения по результатам проверки и его обжалование будут осуществляться по-новому. Данный нюанс ограничивает полномочия налоговых органов в сроке проведения дополнительных мероприятий налогового контроля в случае назначения таковых по результатам рассмотрения акта проверки и возражений налогоплательщика. Так, в соответствии с новой редакцией кодекса, данный срок не должен превышать 1 месяц.

Михаил Абросимов

БИОГРАФИЯ

Илья Жомнир родился в г. Одинцово Московской области в 1985 году. Окончил Всероссийский заочный финансово-экономический институт в 2007 году по специальности «Бухгалтерский учет, контроль налогообложения, судебно-финансовая экспертиза». Работу в налоговых органах начал еще со студенческой скамьи. Прошел путь от специалиста первой категории до главного государственного налогового инспектора Отдела контрольной работы Управления ФНС по Московской области.

Практическая энциклопедия бухгалтера

Все изменения 2018 года уже внесены в бератор экспертами. В ответе на любой вопрос у вас есть всё необходимое: точный алгоритм действий, актуальные примеры из реальной бухгалтерской практики, проводки и образцы заполнения документов.

Узнать подробнее


Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное