Фирма на продажу

Фирма на продажу

27.08.2007 распечатать

Если собственники приняли решение о реализации бизнеса, бухгалтеру придется просчитать возможные варианты этой сделки и выбрать из них самый выгодный.

Организация в комплекте

Наиболее распространенными способами продажи бизнеса считаются следующие. Во-первых, это реализация предприятия как имущественного комплекса. Во-вторых — продажа 100 процентов долей (если речь идет об ООО) или полного пакета акций акционерного общества.

Рассмотрим сначала первый способ. Согласно Гражданскому кодексу, в состав предприятия как имущественного комплекса входят все виды имущества, которые используются в его деятельности. Это здания, земельные участки, оборудование, сырье и материалы, готовая продукция, а также такие объекты, как фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания. Кроме того, сюда включаются права требования и долги организации перед другими фирмами (ст. 132 ГК). При этом в составе предприятия нельзя продать лицензию на осуществление какой-либо деятельности; исключение составляют случаи, когда права, связанные с лицензией, должны перейти к покупателю в силу прямого указания закона.

Порядок купли-продажи этого сложного объекта устанавливает параграф 8 главы 30 Гражданского кодекса. Договор заключают составлением одного документа (п. 1 ст. 560 ГК). Перед тем как разработать условия соглашения, нужно оформить необходимые документы. Это акт о результатах инвентаризации, бухгалтерский баланс, заключение независимого аудитора о составе и стоимости фирмы, перечень всех долгов и обязательств предприятия с указанием сумм, сроков, наименования кредиторов (ст. 561 ГК). Все эти документы идут приложением к договору, который считается заключенным с момента государственной регистрации (п. 3 ст. 560 ГК).

НДС с «поправками»

Налогообложение сделки по реализации предприятия как имущественного комплекса имеет ряд особенностей. Порядок исчисления НДС в таких ситуациях устанавливает статья 158 Налогового кодекса. В данном случае законодатель рассматривает предприятие как совокупность активов, и для целей обложения НДС продажа фирмы представляется не как реализация целостного комплекса, а как продажа отдельных его составляющих. Соответственно, налоговую базу определяют отдельно по каждому из них: по основным средствам, НМА, ценным бумагам, дебиторской задолженности.

Чтобы рассчитать базу, применяют поправочный коэффициент. Если цена, по которой предприятие было продано, меньше балансовой стоимости реализованного имущества, то коэффициент рассчитывают по формуле:
Кп = Цп : Ци, где
Кп — поправочный коэффициент, Цп — цена предприятия, Ци — балансовая стоимость имущества.

Пример 1

Балансовая стоимость имущества ООО «Вариант» составляет 1 650 000 руб. Цена продажи предприятия по соглашению сторон установлена в размере 1 300 000 руб. Поправочный коэффициент, который при определении базы по НДС следует применять к каждому виду имущества, будет равен 78,9% ((1 300 000 руб. : 1 650 000) × 100%).

В случае, когда цена продажи предприятия выше балансовой стоимости реализованного имущества, формула для расчета поправочного коэффициента будет выглядеть так:
Кп = (Цп — Цд — Цц) : (Ци — Цд — Цц), где:
Цд — балансовая стоимость дебиторской задолженности, Цц — балансовая стоимость ценных бумаг (если не было принято решение о переоценке). При этом поправочный коэффициент не применяют к дебиторской задолженности и стоимости ценных бумаг.

Пример 2

Балансовая стоимость ООО «Спектр» составляет 4 100 000 руб. В том числе дебиторская задолженность — 150 000 руб. и стоимость ценных бумаг — 90 000 руб. Цена продажи предприятия — 6 300 000 руб.

Поправочный коэффициент будет равен 157% ((6 300 000 руб. — 150 000 — 90 000) : (4 100 000 — 150 000 — 90 000) × 100%).

Далее балансовую стоимость каждого вида актива умножаем на поправочный коэффициент. Получаем НДСоблагаемую базу для каждой группы. Чтобы узнать сумму налога на добавленную стоимость по конкретному активу, нужно базу умножить на ставку, утвержденную Налоговым кодексом, — 15,25 процента (п. 4 ст. 158 НК).

Продавец предприятия составляет сводный счет-фактуру. В нем, в отдельных строках, указывают виды активов: основные средства, НМА, прочие виды имущества. В графе «Всего с НДС» пишут цену, по которой предприятие продано.

Что касается налога на прибыль, то Налоговый кодекс не оговаривает специальных условий для его определения при продаже предприятия как имущественного комплекса. Базу при этом рассчитывают по каждому объекту отдельно и применяют общие положения главы 25 Налогового кодекса.

Способ продажи предприятия как имущественного комплекса считается весьма трудоемким и затратным. Кроме того, на его осуществление уходит очень много времени. Поэтому большей популярностью пользуется такой метод реализации бизнеса, как продажа 100-процентного пакета долей (акций).

Продаем долю

Продажа долей (акций) — это, по сути, передача прав в отношении организации, которыми обладали прежние собственники. Но при этом, если передаются 100 процентов долей, фактически происходит реализация бизнеса. Рассмотрим ситуацию, когда осуществляется продажа долей общества с ограниченной ответственностью.

Преимущественное право покупки доли имеют участники ООО, хотя предусматривается и возможность уступки долей третьим лицам (ст. 21 Закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»). О намерении продать долю нужно в письменной форме сообщить каждому участнику (если их несколько) общества. Договор об уступке доли составляют в письменном виде и на основании этого соглашения вносят изменения в учредительные документы фирмы. Информацию об этом нужно представить в инспекцию.

Сделки по продаже долей в уставном капитале НДС не облагаются (подп. 12 п. 2 ст. 149 НК). Значит, платить этот налог не нужно.

Что касается налога на прибыль, то, если происходит реализация 100 процентов долей фирмы, учредителем которой является юридическое лицо, этот участник должен перечислить налог на прибыль. Если же доли продает физическое лицо, ему придется платить НДФЛ.

Сортируем активы

Способ продажи долей (акций) пригодится и в том случае, если предприятие хочет избавиться от непрофильных активов или, наоборот, забрать наиболее ценные из них.

Сделать это можно путем учреждения дочернего предприятия или при помощи разделения основного. Допустим, фирме необходимо приобрести бренд, торговую марку и прочие активы и вывести из состава имущества объект недвижимости — здание. Рассмотрим, в какой последовательности следует проводить необходимые при выведении имущества действия акционерам или участникам юридического лица.

Сначала участникам общества рассылаются уведомления о созыве общего собрания участников по вопросу создания дочернего общества с внесением в оплату уставного капитала здания. Общее собрание акционеров (участников) принимает решение о создании дочернего акционерного общества (ст. 105 часть 1 ГК) с внесением в уставный капитал здания. Одновременно заказывается и производится его рыночная оценка. После этого документы дочернего общества направляются на государственную регистрацию. Затем дочернее общество регистрирует право собственности на здание, полученное в качестве вклада в уставный капитал.

В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» № 122-ФЗ от 21 июля 1997 г., за регистрацию взимается пошлина. Ее размер для организаций составляет 7500 рублей (подп. 20 п. 1 ст. 333.33 НК). На регистрацию прав отводится 1 месяц. А в конце хитроумной комбинации делается «ход конем». Происходит реорганизация головного общества путем выделения, в результате которой часть акционеров выходит из состава его участников и становится акционерами дочерней фирмы, которая является новым и единоличным владельцем имущества.

При реорганизации общества составляется разделительный баланс, по нему акции (доли) дочернего общества передаются акционерам, которые и становятся владельцами нужных активов. Остальные акционеры получают в собственность предприятие как действующий бизнес с наработанной клиентской базой, раскрученным брендом и прочими активами и обязательствами. При необходимости новые собственники изменяют кадровый состав исполнительного органа организации.

Продажа долей (акций) — это, по сути, передача прав в отношении организации, которыми обладали прежние собственники. Но при этом, если передаются 100% долей, фактически происходит реализация бизнеса.

Сделка есть. А где налоги?

Чем хороша подобная схема? Ответ простой: при передаче имущества в уставный капитал и при дальнейшем разделении не происходит реализации, то есть можно передать имущество новым-старым собственникам и при этом не платить НДС. Делается это в соответствии с пунктом 4 статьи 39 Налогового кодекса, согласно которому передача имущества в качестве вклада в уставный капитал не признается реализацией. Также не является реализацией передача основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества фирмы ее правопреемнику (правопреемникам) при реорганизации этого предприятия.

Что же касается остальных налогов — налога на имущество и налога на прибыль, то здесь ситуация следующая. Налог на прибыль у передающей организации возникнуть не может, поскольку нет момента реализации актива, а у дочерней компании нет факта получения безвозмездной помощи, а есть только момент создания уставного капитала, стопроцентно принадлежащего единственному участнику. Что же касается налога на имущество, то его платит та организация, у которой на балансе по факту перехода права собственности находится недвижимое имущество (п. 1 ст. 374 НК).

Подобная схема применима к обществам различных организационно-правовых форм и видов деятельности. Однако при этом нужно учесть некоторые особенности. Например, у профессиональных участников рынка ценных бумаг стоимость всех активов входит в расчет собственных средств проф-участника. Поэтому уже на этапе приобретения покупателям необходимо решить, каким образом будет замещен выбывающий из баланса актив. Например, вместо объекта недвижимости им может стать размещенный депозит или вексель котирующейся на бирже компании. В противном случае при невыполнении нормативов у компании-профучастника может быть отозвана лицензия, и деятельность юридического лица будет парализована на длительный срок.

Такие сделки — совсем не редкость, поскольку купить бренд компании, клиентскую базу и прочие активы далеко не просто, особенно если на балансе находятся объекты недвижимости, напрямую не необходимые для производственного процесса либо просто приобретенные ради капитализации прибыли. Поэтому процесс разделения бизнеса и активов есть предмет работы не только бухгалтера компании, но и юриста, финансового директора и других специалистов.

Главный бухгалтер Фонда ИФРУ Дмитрий Васильев

Выбор читателей

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.
Loading...