Валюта и реклама — понятия несовместимые

Валюта и реклама — понятия несовместимые

22.08.2007

Столичным организациям, за долгие годы привыкшим к «условным единицам», запретили размещать рекламу с указанием цены товара в иностранной валюте. Подобная мера, считают власти, позволит избежать введения в заблуждение потребителей.

Долой условности!

Последние годы власти серьезно обеспокоились укреплением курса и имиджа национальной валюты. Ведь если в провинции основные денежные расчеты всегда велись в рублях, то для столицы доллар давно стал второй — неофициальной — валютой. Идея правительства поддержать российский рубль была реализована в Законе «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления требований к указанию стоимостных показателей» от 12 апреля 2007 г. № 48-ФЗ.

Появление документа стало «продолжением процесса стабилизации экономики и укрепления доверия граждан к российской национальной валюте». По словам директора юридической компании «ЮРКОЛЛЕГИЯ» Елены Герасимовой, изменения законодательства направлены прежде всего на защиту прав потребителей, поскольку способствуют соблюдению принципа добросовестности рекламы, провозглашенного в статье 7 закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ. Для организаций и предпринимателей важна только одна поправка, уверен партнер группы компаний «Закон и Практика» Константин Данько:

— С 1 июля 2007 года в рекламе товаров и иных объектов стоимостные показатели должны указываться в рублях (п. 7.1 ст. 5 закона № 38-ФЗ). Однако в случае необходимости указание стоимости может быть продублировано и в иностранной валюте.

Критерии надобности закон не раскрывает. Следовательно, рекламодатель вправе самостоятельно решить, следует ему дублировать стоимость товара в иностранной валюте или нет. Однако необходимость указания иностранных денег в рекламных целях, возможно, придется доказывать антимонопольным органам, утверждает Константин Данько:

— Пока не выработана практика соответствующего обоснования. Ведь реклама, не соответствующая требованиям российского законодательства, признается ненадлежащей (п. 4 ст. 3 закона № 38-ФЗ).

С 1 июля 2007 года, если в рекламе не будет указана рублевая стоимость товара или услуги, это повлечет за собой административную ответственность, утверждает Константин Данько. Наказанию могут подвергнуться как рекламодатель, так и рекламопроизводитель с рекламораспространителем. Размер штрафа составит от 2000 до 2500 рублей для граждан, от 4000 до 20 000 рублей для должностных лиц и от 40 до 500 тысяч рублей для организаций (ст. 14.3 КоАП).

Дорогостоящее удовольствие

Сегодня можно назвать несколько ключевых сфер потребительского рынка, где активно работают с клиентами, используя для указания стоимости условные единицы или иностранную валюту, говорит Елена Герасимова:

— Кроме автомобилей и недвижимости традиционно цены в у. е. устанавливаются на международные туристические путевки. «Условные» цены были оправданны при скачках курсов доллара и евро. Если в такой ситуации заставить производителей выставлять цены в рублях, это может привести к ежедневной корректировке цены. Однако на сегодняшний день оба курса стабилизовались.

Эксперты предполагают, что изменения в законодательство создадут некоторые сложности в рекламе дорогостоящих товаров при переходе с долларов на рубли. Это может вызвать дополнительные затраты предпринимателей на издание новой рекламной продукции, соответствующей новым требованиям, утверждает Константин Данько:

— Однако, принимая во внимание, что закон № 48-ФЗ был принят еще весной текущего года, можно предположить, что бизнес-сообществу хватило времени подготовиться к вступлению в силу соответствующих изменений.

С другой стороны, основная масса компаний, торгующих дорогостоящими товарами, в основном распространяет имиджевую рекламу, в которой нет информации о стоимости товара. Поэтому проблем, связанных с указанием стоимости в рублях или валюте, не должно возникнуть, утверждает сотрудница столичного рекламного агентства Виктория Галкина.

К слову, некоторые организации отнеслись к нововведению очень ответственно. Не дожидаясь начала июля, предприятия стали рекламировать продукцию, указывая ее стоимость в рублях. Кроме того, цены на основные потребительские товары и услуги — продукты питания, одежду, бытовую технику — давно установлены в рублях. Конечно, пересчет стоимости дорогостоящих товаров первое время может быть затруднительным, но потребитель быстро к этому адаптируется, считает Елена Герасимова:

— В 90-е годы заработная плата в коммерческих организациях объявлялась работнику, как правило, в американских долларах, а выплачивалась по банковскому курсу. Сегодня все больше компаний объявляют зарплату в рублях. Более того, сами сотрудники не хотят быть привязаны к доллару, который в последнее время демонстрировал медленное, но верное падение.

Рублевые хитрости

Учитывая, что обязанность указывать рублевую цену для потребителей была установлена еще в декабре 2004 года, закон № 48-ФЗ является лишь логическим продолжением общегосударственной политики по укреплению курса национальной валюты. Более того, Госдума планирует внести поправки в Кодекс об административных правонарушениях, которые защитят «права потребителя на получение достоверной информации о выраженной в рублях цене реализуемого товара (работы, услуги)», утверждает Елена Герасимова. В случае нарушения данного положения должностные лица организации будут оштрафованы на сумму от 4000 до 5000 рублей, а сами фирмы — на сумму от 50 до 100 тысяч рублей.

В связи с падением курса доллара сегодня на многих фирмах получили широкое распространение прайсовые цены, указанные в условных единицах. Этот произвольный внутренний курс организации может быть привязан как к доллару, так и к евро. А иногда — даже к некоей серединной величине между указанными валютами, рассказывает Елена Герасимова:

— В такой ситуации потребителю очень сложно представить реальную цену, которую он должен заплатить за товар или услугу, ведь курс в у. е., как правило, не публикуется в рекламных объявлениях и обнародуется компаниями только при обращении потребителя.

Использование внутреннего курса позволяет некоторым организациям манипулировать суммами валют при конвертации в нужную сторону. Особенно явно это проявилось, когда сотовые операторы переводили свои долларовые тарифы в рублевые. В частности, внутренний курс доллара, который был установлен у операторов, значительно превышал официальный курс Центробанка на момент перевода тарифных планов. В других «долларовых» отраслях осознали нестабильность американской валюты и условные единицы плавно перетекли из долларов в евро. Например, дилеры европейских производителей перешли на рублевые цены в рекламе автомобилей, но для удобства клиентов в прайс-листах стоимость дублируют в рублях и евро. Причем конвертация из одной валюты в другую происходит по курсу 35 рублей. Похожая практика имеет место и в туристических компаниях, когда разница между предложенными клиентам рублевыми и условными ценами составляет 1,5—2 процента от официального курса Центробанка.

Достойная замена

Представить, что придет на смену системе внутреннего курса валют, широко используемой во многих фирмах, пока достаточно проблематично. Ведь основная роль любой «условности» — это сохранить прибыль организации и минимизировать издержки. Единственное, что можно сказать с полной уверенностью: подобные способы будут изобретены бизнес-сообществом, утверждает Константин Данько:

— Одним из путей может стать обоснование, а также административная и судебная защита «необходимости» дублирования стоимостных показателей в иностранной валюте в материалах рекламного характера.

Тем не менее независимо от того, в какой валюте будет установлена цена на товары и услуги, способы схитрить при работе с покупателями останутся прежними, рассказывает Елена Герасимова:

— К примеру, дилер объявляет цену самой простой модели автомобиля, а все дополнительные опции идут за дополнительную плату. Или турфирма оглашает стоимость самой дешевой («горящей») путевки, и, уже оказавшись в пункте назначения, клиент понимает, что все совсем не так радужно, как ему рассказывали.

В то же время, если все предложения властей, направленные на искоренение иностранной валюты, будут приняты, вскоре как потребители, так и организации забудут о долларах и условных единицах. И такие товары, как недвижимость, автомобили и турпутевки, москвичи станут покупать за привычный и родной рубль.

Александр Лебедев

Практическая энциклопедия бухгалтера

Все изменения 2018 года уже внесены в бератор экспертами. В ответе на любой вопрос у вас есть всё необходимое: точный алгоритм действий, актуальные примеры из реальной бухгалтерской практики, проводки и образцы заполнения документов.

Узнать подробнее


Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное