Налоговые ловушки для экспортера

Налоговые ловушки для экспортера

31.07.2007 распечатать

Внешнеэкономическая деятельность всегда была выгодной сферой бизнеса. Поэтому неудивительно, что часть отечественных компаний, не страшась жесткой конкуренции, вывозят товары российского производства за границу. В попытках поддержать отечественного экспортера госструктуры вводят все новые и новые порядки. Но всегда ли им удается облегчить жизнь торговых представителей российского продукта за рубежом? К сожалению, как показывает практика, нередко нововведения становятся препятствиями на пути к западному потребителю... Остановимся на некоторых проблемах экспортеров, которые стали наиболее актуальными в 2007 году.

НДС-отчет: два в одном

Приказом Минфина от 7 ноября 2006 г. № 136н утверждена новая форма декларации по налогу на добавленную стоимость, которая объединила в себе расчеты по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 2-4 (ставки 10, 18, 18/118, 10/110 процентов) и пунктом 1 (нулевая ставка) статьи 164 НК РФ. Таким образом, новая декларация заменила две предыдущие формы соответствующей отчетности: по обычным ставкам и по ставке 0 процентов. Включать в новую декларацию сведения об операциях, связанных с ввозом товаров из Белоруссии, не нужно. Скоро для этих целей должна появиться специальная декларация по косвенным налогам.

Данное новшество привело к существенным изменениям, связанным с отражением налога на лицевой карточке налогоплательщика. Теперь в лицевую карточку заносится итоговая сумма раздела 1 декларации, которая рассчитывается как сумма показателей всех разделов. Новая объединенная декларация также предполагает вынесение общего решения о возмещении (зачете, возврате) из бюджета НДС по разным ставкам за налоговый период.

Пример 1.

Предположим, по данным компании сумма налога, начисленная к уплате в бюджет по ставкам, установленным пунктами 2-4 статьи 164 Налогового кодекса, меньше, чем сумма фискальных обязательств, рассчитанная к уменьшению по налоговой ставке 0 процентов. В этом случае в Разделе 1 новой декларации необходимо заполнить строку «сумма налога, исчисленная к возмещению», и налог в бюджет платить не нужно. Если по итогам налогового периода размер налоговых вычетов превышает общую сумму налога начисленного, полученная разница подлежит возмещению (зачету) в соответствии с положениями статьи 176 Налогового кодекса. После сдачи компанией декларации по НДС инспекторы проводят камеральную проверку в порядке, предусмотренном статьей 88 НК РФ, и принимают решение о возмещении налога или отказывают в этом. В том случае, если контролеры решили все же отказать в возмещении по причинам, связанным с расчетами по нулевой налоговой ставке, то по лицевой карточке налогоплательщика сумма налога, заявленная ранее к уменьшению, будет начислена к уплате по сроку сдачи декларации и начислены пени за несвоевременную оплату.

Пример 2.

Допустим, на начало 2007 года экспортер имеет переплату по налогу на добавленную стоимость. До принятия новой декларации он имел возможность провести зачет налога, начисленного к уплате по декларации по НДС, а сумму налога, которая в соответствии с декларацией по ставке 0 процентов подлежит возмещению из бюджета, заявлять к возврату полностью на расчетный счет. Теперь же этот порядок изменился: экспортер может заявить к возврату на расчетный счет только итоговую сумму по декларации, так как выносится общее решение о возмещении (зачете, возврате) по налоговому периоду.

В единой декларации предусмотрены новые разделы 6 и 8 по операциям, облагаемым по ставке 0 процентов. Они дают экспортеру возможность отдельно отражать налоговые вычеты по операциям, подтвержденным об обложении по нулевой ставке в более ранние периоды, но право на вычет НДС по которым возникло только в текущем периоде. Теоретически наличие этих разделов дает экспортеру право не предоставлять повторно документы, предусмотренные статьей 165 НК РФ, что налоговые органы, как правило, требуют на практике.

«Бумажный пакет»

Существенно изменился порядок предоставления документов в налоговые органы. Ранее налогоплательщик сдавал в инспекцию документы, предусмотренные статьей 165 Налогового кодекса. А именно:

  1. контракт с иностранным партнером или его копию;
  2. оригинал или копию выписки банка, подтверждающей фактическое поступление выручки от реализации указанного товара зарубежному контрагенту на счет налогоплательщика в российском банке;
  3. таможенная декларация (оригинал либо копия) с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в режиме экспорта, и российского таможенного органа, в регионе деятельности которого находится пункт пропуска, через который товар был вывезен за пределы территории РФ;
  4. копии транспортных, товаросопроводительных и иных документов с отметками пограничных таможенных органов, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории РФ.

Этот «бумажный пакет» должен был обосновать право на применение налоговых вычетов, а также декларации по операциям, облагаемым по ставке 0 процентов.

После утверждения общей декларации по НДС экспортные компании должны сдавать в налоговые органы документы:

  1. предусмотренные статьей 165 НК РФ;
  2. подтверждающие налоговые вычеты по операциям по реализации товаров, работ и услуг, обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов по которым документально подтверждена;
  3. связанные с расчетом суммы налога, подлежащего уплате в бюджет по ставкам, предусмотренным пунктами 2-4 статьи 164 НКРФ;
  4. подтверждающие налоговые вычеты, уменьшающие сумму налога, рассчитанную по ставкам, предусмотренным п.2-4 ст. 164 НК РФ.

Таким образом, отныне российский экспортер должен сдавать в налоговые органы фактически весь свой документооборот за отчетный период.

Госграница — с таможней роман

Вывоз товаров с таможенной территории РФ подтверждается, в том числе, таможенными декларациями с отметками российского таможенного органа, осуществляющего выпуск товаров в режиме экспорта и органами, в регионе деятельности которых находится пункт пропуска. При вывозе товаров в режиме экспорта через границу РФ и участниками Таможенного союза, на которой таможенный контроль отменен, представляется таможенная декларация с отметкой таможенного органа РФ, производившего таможенное оформление.

На практике это выглядело следующим образом. Если товар вывозили в режиме экспорта через границу РФ и участниками Таможенного союза, на которой таможенный контроль отменен, экспортер обращался с заявлением в таможенный орган, производивший таможенное оформление, который в свою очередь подтверждал фактический вывоз штампом «товар вывезен полностью».

Между тем 21 марта этого года в силу вступил приказ ФТС России от 18 декабря 2006 г. № 1327, согласно которому на основании письменных обращений экспортеров, таможенные органы не производят подтверждение фактического вывоза товаров через российско-белорусский участок государственной границы РФ. Таможенные органы предоставляют вышеуказанную информацию на основании запросов налоговых органов.

Документы для проверки

Федеральным Законом от 27 июля 2006 г. № 137-ФЗ в Налоговый кодекс введена новая статья 93.1 «Истребование документов (информации) о налогоплательщике, плательщике сборов и налоговом агенте или информации о конкретных сделках», которая касается порядка истребования документов (информации) о компании или о конкретных сделках в рамках проведения встречных проверок между организациями. Ранее инспекторы, проводившие проверку, направляли требование о предоставлении документов непосредственно контрагенту предприятия. После введения в действие статьи 93.1 данный порядок изменился. Теперь налоговый орган, осуществляющий проверку, направляет письменное поручение об истребовании документов в инспекцию по месту учета лица, у которого документы должны быть истребованы.

Налоговый орган поставщика, в течение пяти дней со дня получения поручения от инспекции экспортера направляет требование о предоставлении документов и информации (приложив копию поручения). На исполнение данного требования поставщику отводится еще пять дней. Впрочем, он может обратиться с ходатайством о продлении срока предоставления документов.

Экспортеру важно, чтобы ответы по встречным проверкам с поставщиками были получены налоговым органом до вынесения решения, то есть в срок, установленный статьей 176 НК, три календарных месяца, следующих за истекшим налоговым периодом. Что делать экспортеру, если срок вынесения решения истекает, а ответы от налоговых органов поставщика не получены по причине того, что поставщику его налоговый орган требование просто не вручил? Экспортная компания может сделать попытку договориться со своим налоговым органом о выставлении дополнительного требования непосредственно в адрес поставщика и просить последнего сдать документы по встречной проверке в кратчайшие сроки.

В последнее время в дискуссиях о порядке определения добросовестности налогоплательщиков — поставщиков экспортеров относительно возмещения входного НДС обсуждаются критерии:

  • недостоверное указание в счетах-фактурах адреса поставщика товаров;
  • отсутствие продавца по адресу, указанному в учредительных документах и счетах-фактурах;
  • непредставление поставщиком налоговой отчетности в инспекцию.

В данном случае экспортер попадает в рискованную ситуацию. Где гарантия, что поставщик подтвердит сумму налога, рассчитанную по сделке, или начислил НДС к уплате в бюджет, либо сдал налоговую отчетность? Для того чтобы избежать подобных рисков экспортерам приходится среди прочих преимуществ отдавать предпочтение поставщикам, которые работают на рынке длительное время и зарекомендовали себя как добросовестные партнеры.

Статья 172 Налогового кодекса не предусматривает конкретного перечня документов, которые должен предоставить налогоплательщик для подтверждения правомерности вычета по НДС. Инспекторы вправе требовать широкий и неопределенный круг документов, в том числе и первичных учетных документов. Это право налоговых органов подтверждается постановлением Высшего Арбитражного суда РФ № 14766/05 от 23 мая 2006 года.

Срок предоставления документов составляет 10 дней с момента вручения налогоплательщику требования (п. 3 ст. 93 НК РФ). Получатель может его продлить в течение одного дня с момента получения требования, письменно уведомив инспекторов о невозможности предоставления документов в установленные сроки с указанием причин. Данная корректива Налогового кодекса для экспортеров весьма актуальна, так как документооборот, предоставляемый инспекторам, существенно увеличился в связи с введением общей налоговой декларации по НДС.

Перемены в таможенной декларации

Федеральная таможенная служба приказом от 11 августа 2006 г. № 762 «Об утверждении инструкции о порядке заполнения грузовой таможенной декларации и транзитной декларации» утвердила новую таможенную декларацию, заполнять и сдавать которую экспортеры обязаны с 1 января 2007 года. В новом отчетном документе графа 28 «Финансовые и банковские сведения» содержит информацию о сроках оплаты товара по декларации. Заполнение данной графы имеет определенные особенности.

Если экспортер получил предоплату, то указывается дата оплаты за партию товара. При оплате партии товара несколькими платежами экспортер указывает первую и последнюю дату поступления экспортной выручки. Между тем в некоторых случаях условия экспортного контракта не позволяют определить дату платежа или товар оплачивается не денежными средствами. В таком случае в соответствующей графе ставится просто прочерк.

Кроме того, экспортер, заполнив графу 28 декларации и указав сроки оплаты, должен предоставить в таможенные органы заверенную банком выписку, подтверждающую поступление экспортной выручки.

На практике данный порядок для экспортера создает дополнительные трудности. Предположим, условиями договора о поставке товара предусмотрена предварительная оплата. При этом таможня, осуществляющая выпуск продукции в режиме экспорта, находится в одном регионе, а экспортер — в другом. Соответственно, экспортеру приходится производить таможенное оформление товара с помощью декларанта, который работает в регионе, где находится таможня выпуска. Вот тут и возникает проблемная ситуация, которая заключается в том, что экспортер должен вести учет оформленных таможенных деклараций в режиме реального времени, распределять экспортную выручку и сообщать данные о распределении декларанту. Но самый интересный подвох данной ситуации — как успеть передать на таможню заверенную банком выписку, если экспортная выручка пришла в день оформления декларации? Ответа на этот вопрос пока нет...

Самая плохая новость

Федеральная налоговая служба сформулировала критерии, свидетельствующие о неблагонадежности экспортеров. Всего выявлено 36 признаков, которые перечислены в приказе «Об утверждении Регламента формирования и использования программно-информационного комплекса “НДС” при осуществлении контроля за возмещением из бюджета сумм налога на добавленную стоимость при экспорте товаров», подписанном руководителем ФНС Михаилом Мокрецовым. Под подозрение налоговиков, в частности, попали компании «прописанные» по адресам массовой регистрации, созданные незадолго до экспортной поставки, зарегистрированные по утерянному паспорту. Здесь же можно назвать низкую рентабельность сделки, высокую долю вычетов НДС у поставщика. Налоговики также не приветствуют сделки, при которых оплата производится заемными средствами или бартером, цены превышают рыночные, счета экспортера и его контрагента открыты в одном банке. Если экспортер «подходит» под эти признаки неблагонадежности, то увеличивается вероятность, что ему будет отказано в возмещении НДС, а также проведена выездная проверка.

Вычет за три года!

В соответствии с письмом Минфина РФ от 8 мая 2007 г. № 03-07-08/95, при осуществлении экспортных операций суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные поставщиками товаров, могут быть возмещены до истечения трех лет после окончания налогового периода, за который подавалась декларация. Таким образом, организация вправе принять к вычету суммы НДС, уплаченные в I квартале 2007 года за товары, использованные при экспортных операциях в 2005 году.

Галина Земскова, главный бухгалтер «ВМС»

Выбор читателей

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.