Учет затрат на сопровождение кредита

Учет затрат на сопровождение кредита

13.08.2007 распечатать

Консалтинговые компании довольно охотно помогают различным организациям собрать и надлежащим образом оформить пакет документов, необходимых для получения кредита. Как известно, время — золото, а потому не воспользоваться такой возможностью в некоторых ситуациях выйдет себе дороже. Другое дело, что с учетом стоимости подобных услуг могут возникнуть проблемы.

Спектр услуг консалтинговых компаний настолько широк, что зачастую гораздо проще обратиться к ним с просьбой, например, помочь оформить все необходимые документы для кредита, нежели самому разбираться в тонкостях тех или иных вопросов. Хорошо, в условленные сроки бумаги оформлены, кредит получен, услуги оплачены. Что дальше? Списать стоимость услуг на прочие расходы, связанные с производством и реализацией? Да, но только в налоговом учете. Основание — подпункт 15 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса. Датой признания затрат будет являться дата подписания акта приемки-сдачи оказанных услуг (подп. 3 п. 7 ст. 272 НК).

Поэтапный бухучет

В бухгалтерском же учете дела обстоят несколько иначе. Поскольку целью консалтинговых услуг было оформление и получение кредита, то их нельзя считать самостоятельной услугой. В данном случае она является дополнительным расходом, связанным с получением кредита (п. 11, 19 ПБУ 15/01, утвержденного приказом Минфина от 2 августа 2001 г. № 60н). Отсюда следует, что списать единовременно стоимость консультаций не удастся. Согласно пункту 20 ПБУ 15/01 дополнительные затраты могут предварительно учитываться как дебиторская задолженность с последующим отнесением их в состав прочих расходов в течение срока погашения кредита.

При этом на дату подписания акта выполненных работ расходы на приобретение услуг консалтинговой фирмы можно включить в состав расходов будущих периодов и учесть на одноименном счете 97 (п. 65 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, утвержденного приказом Минфина от 29 июля 1998 г. № 34н). Поэтапное списание стоимости самих услуг осуществляется со счета 97 на счет 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 91-2 «Прочие расходы». Эта запись производится ежемесячно в течение всего срока действия кредитного договора. Причем сумма к списанию определяется пропорционально количеству дней пользования кредитными средствами в отчетном месяце.

Применение ПБУ 18/02

Очевидно, в данной ситуации не обойтись без применения ПБУ 18/02, поскольку в бухучете и в налоговом учете будут списываться разные суммы расходов и с разной периодичностью. В связи с этим в месяце подписания акта оказанных услуг возникнет налогооблагаемая временная разница и соответствующее ей отложенное налоговое обязательство. Они будут уменьшаться по мере признания расходов в бухгалтерском учете (п. 12, 15, 18 ПБУ 18/02, утвержденного приказом Минфина от 19 ноября 2002 г. № 114н). Отложенные налоговые обязательства учитываются на одноименном счете 77.

НДС по общим правилам

Сумма же НДС по услугам консалтинговой фирмы отражается по дебету счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» в корреспонденции со счетом 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Несмотря на то, что услуги произведены в связи с привлечением кредита, «входящий» НДС, тем не менее, принимается к вычету на основании подпункта 1 пункта 2 статьи 171, пункта 1 статьи 172 Налогового кодекса. Конечно, при условии наличия счета-фактуры консалтинговой фирмы и акта приемки-сдачи оказанных услуг.

Пример

ООО «Кард» заключило договор на подготовку документов на кредит с консалтинговой фирмой «Люкс». Стоимость оказанных услуг составляет 11 800 руб., в том числе НДС — 1800 руб. Акт оказанных услуг подписан 27 марта 2007 г. Кредит получен 3 апреля 2007 г. сроком на 181 день (дата возврата кредита — 1 октября 2007 г.).

В бухгалтерском учете будут сделаны следующие записи:

В марте:

Дебет 97 Кредит 60
— 10 000 руб. — приняты услуги консалтинговой фирмы;

Дебет 19 Кредит 60
— 1800 руб. — отражен НДС по услугам консалтинговой фирмы;

Дебет 68 субсчет «Расчеты по налогу на добавленную стоимость» Кредит 19
— 1800 руб. — принят к вычету НДС на основании счета-фактуры;

Дебет 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль» Кредит 77
— 2400 руб. — отражено отложенное налоговое обязательство.

В апреле:

Дебет 91 субсчет «Прочие расходы» Кредит 97
— 1491 руб. (10 000 / 181 х 27) — списана часть расходов будущих периодов;

Дебет 77 Кредит 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль»
— 358 руб. (1491 х 24%) — уменьшено отложенное налоговое обязательство.

Аналогичные записи производятся в течение оставшегося срока действия кредитного договора, однако суммы, списываемые со счета 97, будут различаться. Ведь они зависят от количества календарных дней в месяце и, следовательно, составляют:
в мае, июле, августе — 1713 руб. (10 000 руб. : 181 дн. х 31 дн.);
в июне, сентябре — 1657 руб. (10 000 руб. : 181 дн. х 30 дн.);
в октябре — 56 руб. (10 000 руб. : 181 дн. х 1 дн.).

Соответственно сумма уменьшения отложенного налогового обязательства составит:
в мае, июле, августе — 411 руб. (1713 руб. х 24%);
в июне, сентябре — 398 руб. (1657 х 24%);
в октябре — 13 руб. (56 х 24%).

Б. Журавлев, эксперт «Федерального агентства финансовой информации»

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.
Loading...