Стать поставщиком без торгов

Стать поставщиком без торгов

06.08.2007

Преимущества, которые дает статус госпоставщика, неоспоримы. В то же время самым популярным и опробованным способом размещения заказа до сих пор остается проведение торгов в форме конкурса. Новая редакция Закона № 94-ФЗ от 20 апреля 2007 г. и проект поправок, принятых Госдумой 6 июля текущего года, создают предпосылки для популяризации других способов, которые проводятся без проведения торгов. Это запрос котировок и размещение заказа у единственного поставщика.

Начнем с того, что уточним значение расхожей фразы «участие в торгах», которую обычно используют для обозначения всех методов размещения заказа. Однако это не совсем верно. Дело в том, что согласно закону имеется два вида способов размещения заказа: путем проведения торгов (конкурс, аукцион, электронный аукцион) и без проведения торгов (запрос котировок, в том числе запрос котировок в целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера; у единственного поставщика; на товарных биржах). Решение о способе размещения заказа принимает заказчик на основании положений закона.

Запрос котировок

Термин «котировки» (от франц. coter, буквально — «нумеровать, метить») больше известен в финансовых кругах как определение курсов иностранных валют, ценных бумаг или цен товаров на бирже. В сфере госзаказа под запросом котировок понимается способ размещения заказа, при котором информация о потребностях в товарах, работах, услугах для государственных или муниципальных нужд сообщается неограниченному кругу лиц. Для этого на официальном сайте размещается соответствующее извещение. Победителем же признается участник размещения заказа, предложивший наиболее низкую цену контракта. Поскольку единственным критерием оценки является цена, то запрос котировок применяют для товаров (работ, услуг), производство (выполнение, оказание) которых осуществляется не по конкретным заявкам заказчика и для которых существует функционирующий рынок.

Запрос котировок применяют в случае, если цена контракта не превышает 500 тысяч рублей или был проведен аукцион с ценой контракта, не превышающей 500 тысяч рублей, и он был признан несостоявшимся. Ранее запрос котировок ограничивался 250 тысячами рублей, что, конечно, не способствовало распространению данного способа закупок.

Таким образом, запрос котировок отличается от конкурсов и аукционов меньшими суммами контрактов, стандартизированными рынками товаров, работ, услуг, упрощенными схемами проведения и оценки. Конкурс предполагает более сложную процедуру отбора победителя, в котором, кстати, побеждает отнюдь не тот, кто предлагает минимальную цену. При проведении конкурсов кроме цены учитываются предложения по качеству, сроку и объему гарантий, сроку выполнения работ.

Следует заметить, что запрос котировок может применяться только при поставке одноименных товаров на сумму не более чем пятьсот тысяч рублей, подлежащую уплате в течение квартала. Согласно разъяснительному письму Минэкономразвития России от 23 июня 2006 г. № Д07-1220 под одноименными товарами понимаются аналогичные по техническим и функциональным характеристикам товары (работы, услуги) определенного вида, которые могут отличаться друг от друга незначительными особенностями (деталями), не влияющими на качество и их основные потребительские свойства, и которые являются однородными по своему потребительскому назначению. Например, институт закупает компьютеры. Даже если это компьютеры разных комплектаций и производителей, тем не менее, все ЭВМ являются одноименным товаром. В общем, не особенно разгуляешься. Таким образом, запрос котировок обычно применяют при закупке не дорогостоящих и/или не часто закупаемых товаров, работ, услуг, и вполне могут стать тем способом размещения заказа, где будут конкурентоспособны представители малого бизнеса.

Еще один интересный случай применения данного способа закупок — это запрос котировок цен на товары, работы, услуги, для которых есть функционирующий рынок (то есть аналогичные товары продает не один, а много продавцов), у иностранных поставщиков независимо от цены контракта. Этот случай применяется для обеспечения деятельности на территории иностранного государства, на которой находится заказчик.

Извещение о проведении запроса котировок размещается на официальном сайте не менее чем за 7 рабочих дней, а при размещении заказа на сумму, не превышающую 250 тысяч рублей, не менее чем за 4 рабочих дня до дня истечения срока представления заявок. Одновременно с размещением извещения заказчик может сам направить запрос котировок лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, предусмотренных извещением о проведении запроса котировок.

Любой участник размещения заказа (получивший приглашение от заказчика или самостоятельно нашедший информацию в Интернете) может подать одну заявку в письменной или электронной форме. Сообщения, поданные позже установленного срока, не рассматриваются и в день их поступления возвращаются обратно отправителю. Если срок подачи заявок прошел и за все время поступил всего только один отклик, заказчик продлевает период приема котировочных предложений на 4 рабочих дня. При этом он обязан направить запрос котировок не менее чем трем участникам, которые могут осуществить поставки необходимых вещей.

Если же дополнительно ни одна котировочная заявка так и не будет подана, заказчик обязан заключить контракт с участником размещения заказа, подавшим единственную котировочную заявку.

Если вообще не подана ни одна заявка, заказчик вправе изменить условия исполнения контракта и повторно провести запрос котировок. Если и во второй раз не откликнется ни один желающий поставить данный товар, то закон предлагает два варианта развития событий: еще раз провести запрос котировок, или принять решение о размещении заказа у единственного поставщика. Такого поставщика заказчик ищет самостоятельно и, проведя с ним предварительные переговоры о поставке необходимого товара (работы, услуги), согласовывает его кандидатуру в Федеральной антимонопольной службе (при размещении заказов для федеральных нужд), органе исполнительной власти субъекта РФ (при размещении заказов для нужд субъекта РФ), органе местного самоуправления (при размещении заказов для нужд муниципального образования). Согласование должно пройти в десятидневный срок, и контракт должен быть заключен на условиях и по цене повторного запроса котировок.

Если же имеется необходимое количество заявок (три и более), то котировочная комиссия в течение одного дня рассматривает и оценивает заявки, которые не должны превышать максимальную цену и соответствовать требованиям, указанным в извещении. Победителем признается участник размещения заказа, подавший котировочную заявку, которая отвечает всем требованиям и в которой указана наиболее низкая цена товаров, работ, услуг. Из нескольких заявок с самыми низкими ценами выбирают заявку, поступившую раньше других.

Помощь любой ценой

При запросе котировок в целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера мы имеем дело с единственным способом размещения заказа, который осуществляется без ограничения цены контракта.

В данном случае осуществляется предварительный отбор участников для формирования перечня поставщиков с целью разместить у них заказ путем запроса котировок. К участникам предъявляются стандартные требования (отсутствие банкротства, ликвидации, задолженности, чтобы они не числились в реестре недобросовестных поставщиков). Еще одно необходимое условие — возможность в короткий срок, без предварительной оплаты и (или) с отсрочкой платежа осуществить поставку необходимых товаров, выполнение работ, оказание услуг.

Перечень поставщиков подлежит ежегодному обновлению. Для этого проводится предварительный отбор. Причем если в дальнейшем участник, прошедший отбор, не подаст заявку два раза подряд, то он исключается из перечня поставщиков и не будет допущен к предварительному отбору на следующий год. Перечень товаров, работ, услуг для данного способа размещения заказа устанавливается Правительством РФ. Извещение о проведении предварительного отбора публикуется и размещается на сайте не позднее чем за 30 дней до дня истечения срока представления заявок. Котировочная комиссия в течение 10 дней рассматривает заявки, составляет перечень поставщиков, оформляет протокол, который размещают на официальном сайте для ознакомления.

В дальнейшем в случае надобности заказчик направляет запрос котировок всем участникам размещения заказа, которые включены в перечень поставщиков. В запросе котировок указывается необходимое количество товаров, объем работ, услуг, которые необходимо поставить в определенный срок (понятно, самый минимальный!), и не указывается максимальная цена контракта. Запрос котировок направляется с использованием любых средств связи. Не до церемоний: всем нужно действовать быстро и четко. Логика действий проста и понятна. На предварительном этапе заказчик отобрал самых достойных (в том числе, готовых подождать, пока переведут деньги) и убедился, что качество их товаров, работ, услуг соответствует необходимым требованиям. Когда же «гром грянул», важно знать только один параметр — какое количество продукции поставщик сможет поставить к определенному времени (в кратчайшие сроки).

Алгоритм действий котировочной комиссии примерно таков:

  • рассматриваются котировочные заявки (1 день);
  • принимается решение о соответствии или несоответствии котировочной заявки требованиям, указанным в запросе котировок;
  • присваивается порядковый номер каждой котировочной заявке по мере увеличения предложенной в заявках цены контракта (сначала порядковые номера присваиваются откликам, в которых предусмотрено не менее 30% количества товаров, объема работ, услуг, указанных в извещении о проведении запроса котировок);
  • оформляется протокол;
  • всем участникам рассылают уведомление о результатах.

Если после заключения двух контрактов количество товаров, объем работ, услуг меньше требуемых заказчику, он размещает заказ на поставку недостающей части товаров, объема работ, услуг у единственного поставщика. Заказчик самостоятельно выбирает этого поставщика, и главным критерием в данном случае опять выступает срочность.

Существует и другой способ размещения заказа — бесконкурентный, когда контракт предлагается заключить только одному поставщику. В новой редакции Закона № 94-ФЗ от 20 апреля 2007 г. значительно расширен перечень случаев подобного размещения — теперь их 18. В большинстве из них описываются ситуации, когда поставки осуществляются предприятиями естественных монополий, госучреждений, или связаны с закупками для нужд обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка.

Кроме уже упомянутых случаев, когда появилась необходимость в определенных товарах, работах, услугах вследствие непреодолимой силы, в связи с чем применение иных способов размещения заказа, требующих затрат времени, нецелесообразно (и если при повторном размещении заказа путем запроса котировок не подана ни одна котировочная заявка), можно еще упомянуть следующие случаи, которыми могут воспользоваться представители малого бизнеса:

  • когда представлена только одна заявка на участие в конкурсе, заявка на участие в аукционе или котировочная заявка;
  • если только один участник размещения заказа, подавший заявку на участие в конкурсе или заявку на участие в аукционе, признан участником конкурса или участником аукциона;
  • если в размещении заказа участвовал только один участник аукциона;
  • если конкурс или аукцион признан несостоявшимся;
  • если осуществляются поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд на сумму, не превышающую установленного Центральным банком Российской Федерации предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке (60 тысяч рублей). При этом заказы на поставки одноименных товаров заказчик вправе размещать в течение квартала в соответствии с настоящим пунктом на сумму, не превышающую указанного предельного размера расчетов наличными деньгами.

Ю. Бринева, начальник отдела маркетинга — для «Федерального агентства финансовой информации»

Практическая энциклопедия бухгалтера

Все изменения 2018 года уже внесены в бератор экспертами. В ответе на любой вопрос у вас есть всё необходимое: точный алгоритм действий, актуальные примеры из реальной бухгалтерской практики, проводки и образцы заполнения документов.

Узнать подробнее


Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное