Транспортный налог «на воде»

Транспортный налог «на воде»

01.08.2007

Водные транспортные средства далеко не всегда включаются в базу по транспортному налогу. Для того чтобы воспользоваться этим преимуществом, нужно выполнить ряд, на первый взгляд простых условий. Однако в последнее время владельцам водных судов заодно приходится держать оборону, защищаясь и от пиратов 21 века, т. е. от рейдеров. Иными словами, сейчас таким компаниям нужно прощупать возможность «сожительства» схем по защите имущества со льготным налогообложением.

Статья 358 Налогового кодекса освободила владельцев пассажирских и грузовых, морских и речных судов от обязанности уплачивать транспортный налог, при условии, что основной деятельностью компаний является осуществление пассажирских или грузовых перевозок. Вместе с тем такое послабление таит в себе массу «вытекающих» из этого проблем. В первую очередь возникает вопрос защиты имущества организации от налоговиков, которые после каждой проверки норовят обратить на него взыскание. Да и атакам рейдеров или недобросовестных контрагентов предприятие может подвергнуться в любой момент.

Меняем структуру бизнеса

Основная задача владельцев судов и пароходов — провести структурное разделение предприятия на два независимых лица в форме обществ с ограниченной ответственностью. При этом одно ООО выступает в качестве владельца судов, а другое — перевозчика грузов, в штат которого переводятся члены экипажей судов. Оптимально, если ни учредители, ни руководители этих фирм не будут связаны друг с другом.

Между владельцем судов и перевозчиком заключается договор аренды транспортного средства без экипажа в соответствии со статьями 642, 643 Гражданского кодекса. Такой договор не подлежит обязательной государственной регистрации. После этого любую доставку осуществляет ООО-перевозчик.

При данной схеме построения бизнеса все материальные активы надежно защищены от притязаний со стороны. Деятельность переведена на ООО-арендатора, который кроме уставного капитала другим собственным имуществом не располагает. Однако каким же образом организация-собственник может получить освобождение от уплаты транспортного налога, если ее суда находятся в аренде? Ведь основным видом деятельности должны быть перевозки, а не сдача имущества в аренду.

Основная деятельность — что это?

Порядок определения основной деятельности для целей транспортного налога установлен Методическими рекомендациями, утвержденными приказом МНС от 9 апреля 2003 г. № БГ-3-21/177. В пункте 17.2 рекомендаций, в частности, сказано, что для подтверждения в качестве основного вида деятельности — пассажирских или грузовых перевозок — необходимо наличие:

  • соответствующих формулировок в учредительных документах (учредительном договоре, уставе, положении и др. документах), определяющих пассажирские и (или) грузовые перевозки как основной вид деятельности, цель создания организации;
  • действующей лицензии на осуществление грузовых или пассажирских перевозок.

Кроме того, подтверждением можно считать получение выручки от доставки грузов или людей и систематическое осуществление этих перевозок в течение навигации; наличие установленной законодательством отчетности (в том числе статистической) по выполненным перевозкам.

При этом под деятельностью по перевозке пассажиров или грузов понимается транспортировка пассажиров, багажа, грузов или почты на основании договоров перевозки в соответствии с главой 40 Гражданского кодекса.

Однако к таковой не относится деятельность ресторанов и баров на борту судов, транспортная обработка грузов, хранение и прочая вспомогательная и дополнительная деятельность (лоцманская проверка, постановка судов в док, спасение судов, предоставление маневровых услуг, деятельность терминалов и туристических агентств и т. д.), обеспечение лесосплава.

Совершенно очевидно, что при определенных условиях под эти критерии может подпасть и ООО-арендодатель. Предположим, что в период навигации к фирме — владельцу судов обратилась компания, которой срочно нужно перевезти некий груз. В этом случае ничто не мешает судовладельцу временно разорвать договор аренды и забрать обратно часть транспорта у ООО-арендатора. Экипаж на этот раз придется оформить соответствующим договором аренды. После того как груз перевезен, суда снова возвращаются фирме-арендатору. Таким образом, у фирмы-владельца появляется право на освобождение от уплаты транспортного налога.

Бизнес-среда непредсказуема

Рассмотрим подводные камни, которые могут поджидать предпринимателей при реализации такой схемы. Основными претензиями, выдвигаемыми налоговиками при использовании такой схемы, являются ссылки на то, что услуги по перевозке осуществлялись не систематически. Правда, этот критерий весьма размыт, да и в законодательстве ни о каких количественных или пропорциональных рамках речь не идет.

Придать же перевозкам систематический характер не сложно, если заключить два-три договора с разными заказчиками. В случае возникновения разногласий налоговикам придется доказать притворность заключенных контрактов, однако сделать это будет не так-то просто. Проблематично вменять в вину бизнесмену отсутствие заказов на перевозки, из-за которой он вынужден сдавать суда в аренду другой фирме, тем более, если оформлены все необходимые документы. Размер выручки, полученной в результате от перевозок, не играет решающей роли, поскольку в законодательстве также отсутствуют четкие критерии процента поступлений от основной деятельности. Желательно, если он будет сопоставим с размером платы, получаемой за аренду судов. Это даст директору фирмы дополнительный аргумент в возможном споре с налоговиками.

В довершение этой темы хотелось бы отметить: несмотря на то, что письмом Минфина от 16 июня 2006 г. № 03-06-04-04/24 установлено, что Методические рекомендации не относятся к актам законодательства о налогах и сборах, но вместе с тем они являются внутриведомственными документами, обязательными для исполнения налоговыми органами. То есть налоговики будут придерживаться позиции, сформированной исходя из норм рекомендаций.

И. Ковалев, юрист — для «Федерального агентства финансовой информации»

Практическая энциклопедия бухгалтера

Все изменения 2018 года уже внесены в бератор экспертами. В ответе на любой вопрос у вас есть всё необходимое: точный алгоритм действий, актуальные примеры из реальной бухгалтерской практики, проводки и образцы заполнения документов.

Узнать подробнее


Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное

Комментарии (0)


    Оставить комментарий


    Введите код с картинки:

    CAPTCHA