Новые правила трансфертного контроля

Новые правила трансфертного контроля

26.07.2007

Трансфертным ценам в действующей редакции Налогового кодекса посвящены две достаточно скандальные статьи, а именно 20-я и 40-я. По мнению Минфина, они не в полной мере позволяют контролировать «необычные» сделки, да и предпринимателям не дают «спать спокойно», поскольку налоговики по долгу службы всех и вся подозревают в «неправильном» ценообразовании. Представители финансового ведомства решили переломить эту ситуацию, подготовив, как они считают, компромиссный вариант поправок в налоговое законодательство. Насколько им это удалось, попытались разобраться участники рабочей группы при Торгово-промышленной палате.

Задача совершенствования законодательства о трансфертном ценообразовании, по словам начальника отдела Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Министерства финансов Светланы Холевой, была поставлена правительством перед профильными ведомствами еще шесть лет назад. Ряд дополнительных мер по усилению контроля за налогоплательщиками рассматривались и в 2004 году, однако последовавшие вслед за этим масштабные изменения в налоговом администрировании заставили Минфин вновь взяться за перо. Хорошим катализатором для ускорения работы над документом, как отметила Холева, послужили и бюджетные послания на 2007-й и на 2008-2010 годы, в которых президент заявил о необходимости правильного исчисления налогов при применении трансфертного ценообразования.

Сомнительные связи

Работая над законопроектом, Минфин совместно с Минэкономразвития попытались разрешить главный с их точки зрения вопрос — уточнить перечень взаимозависимых лиц. Согласно новому варианту документа таковыми вскоре могут быть признаны, к примеру, основное и дочернее общества или товарищества, организация и член ее совета директоров или иного коллегиального органа управления, а также работник и работодатель. Для последнего случая представитель Минфина сделала специальную оговорку. Она отметила, что далеко не в каждой ситуации наличие трудовых отношений между работником и работодателем означает обязательное применение нерыночной цены при заключаемой ими сделке. «Дело в том, что они относятся к своеобразной «группе риска» и могут потенциально привести к противозаконным с точки зрения минимизации налогов действиям», — пояснила Светлана Холева.

Вместе с тем, по ее словам, в законопроекте предлагается сохранить право суда при наличии разного рода открывшихся обстоятельств дела признавать лица взаимозависимыми для целей налогообложения по иным основаниям. Таким образом, можно сделать вывод, что перечень остался фактически открытым, и любой предприниматель рискует быть обвиненным в «сомнительной» налоговой оптимизации. Впрочем, добавила выступающая, бизнесмен может и не ждать, когда на него обратит свой взор налоговая служба, и сам признать себя взаимозависимым лицом при наличии предусмотренных в законе признаков. «Сделав это и осознав свой статус в глазах контролеров, налогоплательщик сможет с большей тщательностью и осторожностью подойти к определению применяемой им в сделке цены», — подчеркнула Холева.

Сделки «под колпаком»

По мнению авторов «трансфертного» законопроекта, из действующих статей Налогового кодекса не вполне понятно, как определить долю участия одной организации в другой. По этой причине эксперты предложили максимально подробно описать специальные правила, благодаря которым и можно будет судить о степени взаимозависимости фирм, сообщила Холева. Еще один блок проблемных вопросов — это перечень контролируемых сделок. Как отметила докладчица, из него предлагается исключить действующее правило, в соответствии с которым налоговые инспекторы имеют право контролировать цены товаров, работ и услуг, в течение непродолжительного времени отклоняющихся более чем на 20 процентов от уровня цен, применяемых другими налогоплательщиками по идентичным товарам. «Это основание для контроля оказалось неэффективным», — заявила представитель Министерства финансов. Она также рассказала, что в уже упомянутом перечне предлагается сохранить товарообменные операции. «Мы считаем, что контролю должны подлежать сделки, которые связаны с обменом любых объектов гражданских прав, например товары, работы и услуги. При этом нами признается, что в них могут участвовать и денежные средства», — подчеркнула Светлана Холева.

Информационный простор

Контролируя трансфертные цены, налоговики, судя по всему, не будут ограничены лишь официальными источниками информации. Эксперты Министерства финансов, трудящиеся над разработкой поправок, намерены разрешить контролерам использовать любые доступные им сведения. По утверждению Холевой, сейчас невозможно найти такой официальный источник, который позволил бы инспекторам выяснить, является цена сделки обоснованной или нет. «Именно поэтому мы решили не сужать возможности ФНС для осуществления проверок, — заметила Холева. — Вместе с тем базовый принцип действующей ныне 40-й статьи Налогового кодекса — «цена сделки является рыночной, если не доказано обратное», в законопроекте будет сохранен».

Ну а какая же цена, установленная взаимозависимыми лицами, по мнению Минфина и ФНС, будет считаться рыночной и, стало быть, законной? Докладчица сообщила о том, что авторы проекта предлагают определить некий интервал, в пределах которого все цены будут признаны «правильными». Его «нижняя» и «верхняя» границы будут рассчитываться по специальным формулам: 0,25 х (3А + В) и соответственно 0,25 х (3В + А), где А — это минимальная цена всех сделок, совершенных в сопоставимых условиях с идентичными и однородными товарами, а В — максимальная цена таких сделок. Если цена выйдет за пределы «прокрустова ложа», то у налоговиков при наличии достаточных источников информации возникнет право принять решение о начислении налога исходя из рыночной цены. Основываться при этом сотрудники ФНС будут на максимальной границе установленного законом интервала.

«Сделки» с налоговиками

Еще одной существенной новацией в предлагаемом Минфином и МЭРТ законопроекте является введение предварительных соглашений о ценообразовании, которые фирма при желании может заключить с налоговиками. По словам Холевой, подобная практика активно используется за рубежом. Напомним, что изначально госведомства планировали разрешить оформление таких документов всем российским компаниям, однако впоследствии они изменили свою точку зрения и оставили это право лишь за налогоплательщиками, относящимися к разряду «крупнейших». Представитель Минфина отметила, что соглашение позволит взаимосвязанным лицам еще до совершения сделки оповестить контролеров о методах определения цены. Если инспекторы в ходе предварительно проведенного анализа посчитают ее «рыночной», то впоследствии не смогут провести дополнительную оценку и доначислить налоги. Чиновница, впрочем, добавила, что практическое внедрение соглашений о ценообразовании следует осуществлять по мере накопления налоговиками и судьями необходимой практики применения новых норм Налогового кодекса, то есть никак не раньше 2010 года.

Без лишних проверок

Представитель Минфина рассказала также о том, как видоизменится первая часть Налогового кодекса в связи с появлением нового документа. Она напомнила, что в 1999 году 20-я и 40-я статьи НК вводились законодателями в действие в весьма усеченном виде и предусматривали лишь некие общие принципы контроля за трансфертным ценообразованием. При этом механизмы их применения были, прямо скажем, несовершенны. Принимая во внимание всю сложность контроля за «нерыночными» ценами и сложность всех предполагаемых к введению правил, Минфин, по словам Холевой, предложил признать «трансфертные» статьи утратившими силу. Вместо них, отметила она, в Кодексе появится целый дополнительный раздел, который займет свое место в главе 14 «Налоговый контроль». «При этом следует оговорится, что его введение не повлечет за собой введения каких-либо специальных проверок за правильностью применения цен, — пояснила чиновница. — Налоговые ведомства будут проводить лишь дополнительную оценку устанавливаемых между взаимозависимыми лицами цен с учетом факторов ценообразования, но строго в рамках тех регламентов проверок, которые применяются сейчас».

В заключение своего выступления Светлана Холева сообщила, что по предварительным сведениям, новый вариант законопроекта будет рассмотрен правительством в ноябре текущего года, а в руки депутатов Госдумы он попадет лишь в ходе весенней сессии работы нижней палаты парламента.

А. Уйменов, корреспондент «Федерального агентства финансовой информации»

Практическая энциклопедия бухгалтера

Все изменения 2018 года уже внесены в бератор экспертами. В ответе на любой вопрос у вас есть всё необходимое: точный алгоритм действий, актуальные примеры из реальной бухгалтерской практики, проводки и образцы заполнения документов.

Узнать подробнее


Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное