Что за «игры в НДС» затеял Минфин?

Что за «игры в НДС» затеял Минфин?

18.07.2007

В июне на бухгалтерских сайтах появилась новость о том, что Минфин России обещает государственной казне 500 млрд. рублей. Такие «дары» предполагается отдать взамен за то, что государство заставит плательщиков НДС проходить специальную регистрацию. Каким же образом произойдет такой взаимообмен, и как это решение отразится на деятельности налогоплательщиков?

Также в новостях упоминается о том, что будет установлен добровольный порядок для прохождения спецрегистрации для малых предприятий. Так ли это? В проекте письма о повышении собираемости налогов Минфин предлагает ужесточить процедуру регистрации компаний и ограничить их возможность по амортизации основных средств. С чем связаны такие перемены, и что ожидать от таких «игр в НДС»?

В. Ковальская, бухгалтер, г. Москва

Необходимо уточнить, что Минфин России не мог пообещать государству таких щедрых «презентов» без повода. Дело в том, что Минфин подготовил и направил в правительство письмо с предложениями по повышению собираемости налогов в 2008 году.

Предполагается ужесточить порядок сбора налога на добавленную стоимость и единого социального налога, отменить ряд налоговых и таможенных льгот. Так, от реформирования сбора НДС чиновники надеются получить около 500 млрд. рублей (в расчете на 2008 год). Новостные сайты имели в виду то, что примерная сумма в размере 500 млрд. рублей поступит в государственную казну при помощи введения механизма спецрегистрации налогоплательщиков. Разберемся во всем по порядку.

Инициатива Минфина во благо казны

Нововведения на тему спецрегистрации налогоплательщиков НДС связаны, в первую очередь, с недобором налогов в государственную казну. И непонятно, от чего возникает такая ситуация. Вроде количество фирм и налогоплательщиков постоянно растет, однако государство никак не добирает размер налогов до нужной планки. Действительно ли эта планка требуемая, а не желаемая?

Так, Минфин России отчитался об исполнении бюджета за I квартал 2007 года. Каково же было удивление правительства, когда в бюджет не поступило 198 млрд. рублей. Именно этой суммы не хватало Минфину в «борьбе за план». Отсюда и возникло решение чиновников изобрести новый способ собираемости налогов. Заметим, что к ним подключилась и Федеральная налоговая служба, которая также беспокоится за недобор по годовому плану по сбору НДС.

Те фирмы, которые попадут в число «избранных» (после прохождения спецрегистрации) не будут иметь проблемы с возмещением НДС. Наверняка, все 100 процентов существующих сегодня фирм не попадут в списки счастливчиков. Как следствие: на оставшихся налогоплательщиках фискальные органы планируют «более эффективно контролировать уплату НДС». Заметим, что для мелких компаний спецрегистрация будет добровольной. Только компании со специальным ИНН будут платить НДС.

Невольно возникает вопрос, как отразится вся эта баталия на деятельности существующих фирм, в том числе на малом бизнесе? Видимо, в этой борьбе без жертв не обойдется.

На сайте ФНС обнародованы «Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемые налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок». Фирмы могут ознакомиться с содержанием каждого пункта, чтобы не попасть в «черный список».

В борьбе за фирмы-«многодневки»

Минфин не перестает говорить о том, что необходимо ужесточить борьбу с фирмами-однодневками. Кажется, это искоренение неискореняемого продолжается слишком долго и судя по всему не очень эффективно. Методы борьбы угадать несложно — усложнение процедуры регистрации. Так, Минфин планирует увеличить ее сроки, обязать налоговиков проверять достоверность сведений в поданных документах, ужесточить ответственность за обман регистратора, расширить перечень оснований для отказа в регистрации.

Немаловажный момент заключается в том, чтобы Федеральная налоговая служба, которая занимается госрегистрацией, изначально не была негативно настроена по отношению к фирмам-налогоплательщикам. Ведь ужесточение процедуры, не значит, — усложнение процесса.

Налоговики не перестают контролировать налогоплательщиков и после прохождения регистрации. Как известно, в последнее время ФНС опубликовала 11 критериев подозрительности налогоплательщиков. Теперь на сайте ФНС обнародованы «Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемые налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок».

Если фирма-однодневка все же будет зарегистрирована, то в дальнейшем ей не удастся ускользнуть от контроля налоговых органов. Ведь, чтобы не попадать ни под один из обнародованных критериев, фирма должна вести нормальную хозяйственную деятельность, сотрудничать с реальными контрагентами и нести определенную налоговую нагрузку. Так, налоговая нагрузка у налогоплательщика должна быть не ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (по виду экономической деятельности). Неудивительным является то, что одним из критериев оценки риска стало отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов. Однако многие вновь зарегистрированные фирмы показывают убытки в начале своей деятельности. Здесь главное не «отсеять» законопослушные фирмы, которые в дальнейшем планируют вести прибыльный, а не убыточный бизнес. С полным перечнем критериев налогоплательщики могут ознакомиться на сайте ФНС по адресу: www.nalog.ru.

Перечень критериев входит в концепцию системы планирования выездных налоговых проверок. Налоговики считают, что систематическое проведение самостоятельной оценки рисков позволит фирмам своевременно оценить налоговые риски и уточнить свои налоговые обязательства.

И. Угланова, эксперт «ПБ»

МНЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА:

«Налогоплательщикам пора привыкнуть к лозунгу «без перемен не будет результата»! Однако в этой ситуации сложнее всего придется малому бизнесу. Разделение бизнеса начнется с того, что партнеры начнут выбирать себе контрагентов по принципу «участник “общества спецрегистрации”».

Несомненно, борьба с фирмами-однодневками необходима. Однако не всегда выбранные методы действуют на практике. Например, ужесточение мер по прохождению регистрации может не только привести к положительным результатам, но и усложнить сам процесс регистрации для фирм. Так, положительный эффект от всех этих преобразований будет достигнут только при организованной работе самих “зачинщиков перемен”».

И. Вишнякова, аудитор, г. Москва

МНЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА:

«Ужесточение процедуры госрегистрации, борьба с зарплатами в конвертах, сокращение числа льгот, борьба с фирмами-однодневками — «блюстителям порядка» несомненно будет чем заняться в борьбе за порядок. Может все это и к лучшему, только вот нам, обычным налогоплательщикам, для которых и затеяны все эти «процедуры», такой богатый арсенал методов не придется по душе. Несомненно, большинство фирм останутся недовольными. Но у каждого своя работа, поэтому мы не можем судить и обвинять финансистов и налоговиков хотя бы потому, что в этом нет смысла».

А. Кузовская, бухгалтер, г. Саратов

Практическая энциклопедия бухгалтера

Все изменения 2018 года уже внесены в бератор экспертами. В ответе на любой вопрос у вас есть всё необходимое: точный алгоритм действий, актуальные примеры из реальной бухгалтерской практики, проводки и образцы заполнения документов.

Узнать подробнее


Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное

Комментарии (0)


    Оставить комментарий


    Введите код с картинки:

    CAPTCHA