Бухгалтерское «обслуживание» бизнес-плана

Бухгалтерское «обслуживание» бизнес-плана

03.07.2007

С того момента, как благодаря Высшему Арбитражному Суду в обиход прочно вошло понятие «необоснованная налоговая выгода», был окончательно развеян миф о том, что бизнес-план по большей части необходим лишь для получения кредита. Правда, составить полноценный план собственноручно под силу далеко не каждому руководителю. Об этом прямо свидетельствует количество компаний, которые оказывают подобные услуги. В то же время, отдав разработку столь важного документа в «чужие руки», учет связанных с ней затрат неминуемо усложняется.

Бизнес-план, по сути, нацелен на перспективу и содержит технико-экономические характеристики новых производств, прогнозы относительно сбыта и потребностей в финансировании, а потому отражение приобретенного «на стороне» бизнес-плана в бухгалтерском учете происходит на счете 97 «Расходы будущих периодов». Поэтому первая проводка будет иметь вид:

Дебет 97 Кредит 76
— отражены расходы на создание бизнес-плана сторонней организацией.

Списание затрат в отношении всякого расхода будущих периодов, в том числе и на приобретение бизнес-плана, зависит непосредственно от того, в течение какого промежутка времени компания планирует его непосредственное использование. Так, например, если создание и развитие нового структурного подразделения планируется на 2008 год, то и списание такого расхода целесообразно отложить до начала реализации проекта.

Направление списания затрат в свою очередь зависит от того, для каких целей предназначается данный бизнес-план. Если его основная функция — получение кредита, то расходы на подготовку считаются прочими расходами и могут распределяться на срок кредита, если он не предназначен для создания инвестиционного актива (п. 11, 14, 20 ПБУ 15/01):

Дебет 91 Кредит 97
— списываются дополнительные затраты, связанные с получением займа.

Использование бизнес-плана может происходить также и в целях обоснования капитальных вложений. Тогда затраты на их разработку включаются в первоначальную стоимость объектов основных средств. Значит, расходы будущих периодов за время строительства следует списать на счет 08 «Вложения во внеоборотные активы». Причем сделать это можно и единовременно.

Бизнес-планы создают не только в стратегических целях, но и по конъюнктурным соображениям. Подобную ситуацию раскрывают эксперты журнала «Практическая бухгалтерия». Например, компания планирует принять участие в престижном городском конкурсе «Московский предприниматель-2007», для чего необходимо в составе конкурсной документации представить бизнес-план. Скорее всего, затраты на подобный бизнес-план имеют рекламную направленность и могут быть распределены на год — до наступления нового ежегодного конкурса. Поэтому они списываются в частичных суммах помесячно:

Дебет 44 (26) Кредит 97
— списываются расходы, произведенные в рекламных целях.

Налоговый аспект

При организации налогового учета бизнес-плана первостепенную роль играет то, на какой период он составлен. Так, если бизнес-план отражает оперативное планирование деятельности на текущий год, то его можно считать управленческим документом. Расходы на управление организацией, в свою очередь, предусмотрены подпунктом 18 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса.

Если же бизнес-план отражает стратегию развития предприятия в долгосрочном периоде, возникает вопрос: можно ли утверждать, что эти расходы произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода?

С одной стороны, коммерческое планирование на перспективу — хоть и временно не приносящая дохода, но все же деятельность организации в новом направлении. С другой стороны, не стоит забывать о том, что перечень прочих расходов оставлен открытым (подп. 49 п. 1 ст. 264 НК).

Тем не менее единовременное списание значительных сумм, израсходованных на далекоидущие бизнес-планы, представляется рискованным. Разумным способом в случае если бизнес-план не связан с созданием основных средств, будет учет таких затрат в виде нематериального актива (НМА). Ведь бизнес-план — документально оформленный результат интеллектуальной деятельности, а его содержание составляет коммерческую тайну. Налоговое законодательство позволяет отнести к НМА владение ноу-хау, секретной формулой или процессом, информацией в отношении промышленного, коммерческого или научного опыта (подп. 6 п. 3 ст. 257 НК). А все это — составляющие бизнес-плана. Разумеется, чтобы отнести затраты на приобретение данного документа к нематериальным активам, стоимость бизнес-плана должна превышать 10 000 рублей.

Списание затрат на бизнес-план в случае его признания в качестве НМА будет производиться через амортизацию нематериальных активов.

Е. Амаргорова, обозреватель «Федерального агентства финансовой информации»

Практическая энциклопедия бухгалтера

Все изменения 2018 года уже внесены в бератор экспертами. В ответе на любой вопрос у вас есть всё необходимое: точный алгоритм действий, актуальные примеры из реальной бухгалтерской практики, проводки и образцы заполнения документов.

Узнать подробнее


Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное