ЕНВД: размещение наружной рекламы

ЕНВД: размещение наружной рекламы

27.06.2007

В Москве сейчас только один вид деятельности облагается единым налогом на вмененный доход. Распространение наружной рекламы вызывает множество проблем. Однако не всегда понятно, кто же является налогоплательщиком в сфере рекламных услуг.

Что можно отнести к наружке

На систему налогообложения ЕНВД могут быть переведены компании и предприниматели, которые осуществляют деятельность по размещению наружной рекламы (подп. 10 п. 2 ст. 346.26 НК). В столице указанная деятельность переведена на вмененку законом г. Москвы от 24 ноября 2004 № 75.

Распространение наружной рекламы — деятельность по доведению до потребителей рекламной информации путем предоставления и (или) использования щитов, стендов, плакатов, электронных табло и иных стационарных технических средств. Данные сведения должны быть предназначены для неопределенного круга лиц и рассчитаны на визуальное восприятие. Такое правило установлено статьей 346.27 Налогового кодекса.

К стационарным техническим средствам наружной рекламы можно отнести лишь те технические средства, которые непосредственно связаны с землей, зданиями, строениями и сооружениями (то есть объектами недвижимого имущества). Они не должны предназначаться для перемещения в период действия срока, установленного для их размещения на соответствующих рекламных местах (письмо Минфина от 16 декабря 2004 г. № 03-06-05-05/39).

Однако не всегда деятельность по распространению рекламы можно отнести к обложению единым налогом на вмененный доход. В таблице 1 мы покажем, в каких случаях московские фирмы не вправе рассчитывать на вмененку, а подлежат налогообложению в общеустановленном порядке или в соответствии с УСН.

Таблица 1

Реквизиты писемПозиция ведомства
Письма Минфина от 13 октября 2006 г. № 03-11-04/3/453, от 29 июня 2006 г. № 03-11-05/164, от 2 марта 2006 г. № 03-11-04/3/106, ФНС от 1 февраля 2005 г. № 22-1-12/089
Деятельность по размещению (распространению) рекламы внутри зданий, помещений не подпадает под налогообложение ЕНВД. Так как главой 26.3 Налогового кодекса не предусмотрена подобная деятельность внутри зданий, сооружений, транспорта, в том числе вагонов метрополитена, независимо от используемых средств наружной рекламы
Письма Минфина от 13 апреля 2006 г. № 03-11-04/3/198, от 1 февраля 2005 г. № 03-06-05-04/14, от 16 марта 2005 г. № 03-03-02-04/1/74
Деятельность по размещению рекламной конструкции, содержащей информацию об адресе и товарах организации, а также схему движения, не может рассматриваться в качестве предпринимательской деятельности по распространению и (или) размещению наружной рекламы. Так как исходя из норм закона от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 такая информация является обязательной для доведения до сведения потребителей.
Распространение социальной рекламы не подпадает под налогообложение ЕНВД, так как не предусмотрено Налоговым кодексом
Письма ФНС от 14 апреля 2006 г. № ШС-8-01/91, УФНС по г. Москве от 25 мая 2005 г. № 18-11/3/37724
Размещение наружной рекламы на нестационарных технических средствах (тележках, лотках, зонтиках, сборно-разборных конструкциях, на рекламных щитах, расположенных на ограждениях объектов строительства, реконструкции, ремонта) не облагается ЕНВД. Согласно главе 26.3 Налогового кодекса, наружная реклама должна располагаться на стационарных технических средствах
Письмо Минфина от 10 октября 2005 г. № 03-11-04/3/108
Доходы, полученные от предпринимательской деятельности по изготовлению (созданию) рекламных материалов и самих рекламоносителей, а также деятельность по их монтажу не подлежат ЕНВД, так как это не отвечает требованиям налогового законодательства. А облагаются по ОСНО или УСН
Письма Минфина от 2 марта 2006 г. № 03-11-04/3/106, от 5 октября 2006 г. № 03-11-04/3/440
Деятельность по передаче в аренду (субаренду) средств наружной рекламы для размещения рекламной информации не относится к предпринимательской деятельности по распространению наружной рекламы. И, следовательно, подлежит налогообложению в общеустановленном порядке или в соответствии с упрощенкой. В данном случае налогоплательщиками ЕНВД будут сторонние фирмы, получившие по договорам аренды средства наружной рекламы и осуществляющие деятельность по ее распространению и (или) размещению
Письмо Минфина от 28 ноября 2006 г. № 03-11-04/3/509
Если договоры с третьими лицами агент, оказывающий рекламодателям услуги по размещению (распространению) рекламы, заключает от своего имени, то он признается плательщиком ЕНВД. Если сделки заключаются от имени принципала (заказчика рекламы), то агент не является налогоплательщиком ЕНВД

Базовая доходность

Базовая доходность и физический показатель установлены пунктом 3 статьи 346.29 Налогового кодекса в зависимости от способа воспроизведения информации на рекламном носителе, как показано в таблице 2.

Таблица 2

Вид деятельностиФизический показатель, кв. мБазовая доходность в месяц, руб.
Распространение и (или) размещение наружной рекламы с любым способом нанесения изображения, за исключением наружной рекламы с автоматической сменой изображения
Площадь информационного поля наружной рекламы с любым способом нанесения изображения, кроме наружной рекламы с автоматической сменой изображения
3000
Распространение и (или) размещение наружной рекламы с автоматической сменой изображения
Площадь информационного поля экспонирующей поверхности
4000
Распространение и (или) размещение наружной рекламы посредством электронных табло
Площадь информационного поля электронных табло наружной рекламы
5000

К документам, подтверждающим ведение деятельности по распространению и (или) размещению наружной рекламы, а также величину физических показателей базовой доходности, относятся любые имеющиеся у налогоплательщика сведения. Они должны содержать необходимую информацию о правовых основаниях использования тех или иных стационарных технических средств наружной рекламы, их типе (разновидности) и основных характеристиках. Это могут быть паспорт рекламного места, эскизы рекламных конструкций, договоры аренды (субаренды) стационарных технических средств наружной рекламы, договоры с заказчиком на размещение его рекламной информации, разрешения на размещение стационарных технических средств наружной рекламы. Такая позиция высказана в письме ФНС от 3 марта 2005 г. № 22-2-16/289.

Если фирма распространяет рекламу любым способом нанесения изображения, кроме его автоматической смены, то для расчета нужно брать физический показатель — площадь информационного поля, то есть размер нанесенного изображения (ст. 346.27 НК). Финансовое ведомство в письме от 10 февраля 2006 г. № 03-11-04/3/77 разъяснило, что размер базовой доходности не ставится в зависимость от объема размещаемой рекламной информации, расположенной на информационном поле. Следовательно, для расчета единого налога на вмененный доход следует применять всю площадь поля.

Вопрос о корректировке базовой доходности является спорным, так как по этому поводу у Федеральной налоговой службы и финансового ведомства разные позиции. Так, налоговики в письме от 21 сентября 2006 г. № 02-7-11/188@ заявили, что не могут произвести корректировку коэффициента К2 на период фактического применения рекламы (с текстом документа вы сможете ознакомиться в справочной правовой системе КонсультантПлюс). Свою точку зрения они обосновывают тем, что у данного вида деятельности есть специфические особенности, в силу которых местом его осуществления, а следовательно, и местом постановки налогоплательщика на учет признается место их нахождения (жительства).

В этой связи отсутствие рекламной информации на одном из стационарных технических средств наружной рекламы не может служить основанием для корректировки базовой доходности на коэффициент, учитывающий фактический период времени осуществления предпринимательской деятельности. Право на это возникает только у тех налогоплательщиков-рекламораспространителей, которые полностью приостанавливали в течение налогового периода ведение своей предпринимательской деятельности.

Однако с налоговым ведомством можно не согласиться. Ведь в пункте 6 статьи 346.29 Налогового кодекса прямо указано, что возможность корректировать базовую доходность на фактический период осуществления предпринимательской деятельности применяется ко всем видам деятельности, облагаемым ЕНВД. Для распространения наружной рекламы никаких исключений не предусмотрено. Кроме того, место постановки вмененщика на учет не может влиять на его право корректировать значение коэффициента К2. Предпринимательская деятельность в любом случае ведется исходя из физических показателей, которые ее характеризуют. А под местом осуществления деятельности понимается место нахождения физических показателей (письмо Минфина от 26 сентября 2005 г. № 03-11-02/44).

Кроме того, специалисты финансового ведомства в письме от 26 января 2007 г. № 03-11-04/3/21 согласны с такой позицией. Чиновники указали, что, если в определенный период времени одна из сторон двусторонней рекламной конструкции не используется под размещение рекламы, фирма вправе уменьшить налог. То есть скорректировать коэффициент К2 с учетом фактического времени ведения предпринимательской деятельности. А причины простоя в этой ситуации не имеют значения. Основанием для такой корректировки может служить соответствующее распоряжение руководителя организации. Аналогичное мнение высказали финансисты в письме от 28 декабря 2006 г. № 03-11-04/3/558.

Если компания размещает свою рекламу с автоматической сменой изображения, то для расчета налога будет применяться экспонирующая площадь (ст. 346.27 НК). Под этим показателем понимают не совокупность поверхностей всех демонстрируемых на технических средствах изображений, а площадь, позволяющую экспонировать рекламное изображение. Она ограничена размерами конструкции, равна площади каждого из изображений и не зависит от их количества (письмо Минфина от 28 апреля 2006 г. № 03-11-04/3/224).

В соответствии со статьей 346.27 Налогового кодекса, фирмы, использующие в своей рекламной деятельности электронные табло, рассчитывать ЕНВД должны исходя из площади светоизлучающей поверхности. В нее не включается размер металлической конструкции (письмо Минфина от 14 апреля 2005 г. № 03-06-05-04/96).

Кроме того, светоизлучающей поверхностью будут являться светодиоды, общий размер которых меньше площади плоскости электронного табло, где эти светодиоды расположены (смонтированы). Следовательно, и величина налога будет меньше. Такие разъяснения даны в письме финансового ведомства от 24 апреля 2006 г. № 03-11-04/3/221.

В. Ким

Практическая энциклопедия бухгалтера

Все изменения 2018 года уже внесены в бератор экспертами. В ответе на любой вопрос у вас есть всё необходимое: точный алгоритм действий, актуальные примеры из реальной бухгалтерской практики, проводки и образцы заполнения документов.

Узнать подробнее


Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное