Дума о регистрации: ФНС указали ее место

Дума о регистрации: ФНС указали ее место

25.06.2007

Чиновники с согласия депутатов готовятся к войне с недобросовестными предпринимателями. Власти хотят изменить нынешний порядок регистрации организаций, однако делают все это пока негласно. Какова цель заговора и кому выгодны перемены, выяснил Александр Лебедев, побывавший на парламентских слушаниях в Госдуме, посвященных предстоящим переменам.

Расчетливая сделка бюрократов

Новая инициатива по изменению правил регистрации направлена на совершенствование налогового администрирования и сокращение количества фирм-«однодневок» еще на этапе их создания, полагают власти. Сегодня от действий подставных организаций страдают как бюджет, недополучающий налогов, так и законопослушные налогоплательщики, вынужденные работать в неравных конкурентных условиях, отмечает председатель Комитета Госдумы по бюджету и налогам Юрий Васильев.

Правила, согласно которым сегодня происходит создание предприятий, действительно далеки от совершенства. Это показала практика применения Закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», утверждает заместитель руководителя ФНС Константин Седов:

— Новый порядок оформления значительно упростил деятельность организаций. Однако одновременно он создал почву для развития фирм-«однодневок».

Существующий закон о регистрации для предприятий вполне удобен, полагают налоговики. Всем указанным в учредительных документах сведениям инспектор обязан доверять. Но такой порядок создал прекрасные условия для нарушителей. Благодаря пробелам в законодательстве оборот фиктивных организаций составил в прошлом году более 2 трлн рублей, отмечает Константин Седов. Это вызвано тем, что в России порядок регистрации фирм — сверхлиберальный, считает эксперт по налогам юридической компании «Пепеляев, Гольцблат и партнеры» Вадим Зарипов:

— Некоторые технические сложности несущественны по сравнению с другими проблемами при создании бизнеса. Например получением лицензий и разрешений. Трудности возникают у компаний, которым отказывают в возмещении НДС из-за отношений с поставщиками-«однодневками».

Причины проблем с регистрацией руководство ФНС видит в нынешнем порядке оформления, согласно которому сотрудник инспекции должен за 5 дней проверить представленные документы. Налоговики физически не успевают проконтролировать все данные, но вынуждены регистрировать фирму. Последующее выявление фиктивных организаций и борьба с ними занимают много времени и сил, что явно не устраивает инспекторов.

Текущие положение и состояние налогового администрирования излишне обременительны для участников налоговых отношений из-за несовершенства условий госрегистрации, считает заместитель директора Департамента таможенно-тарифной политики Минфина Сергей Разгулин:

— Участие фирм-«однодневок» в расчетах вынуждает налоговые органы проводить дополнительные контрольные мероприятия и проверки, а также увеличивать объем запрашиваемой информации. Это помогает подтвердить реальность проведенных операций и предотвратить хищение средств из бюджета.

По мнению Минфина, нынешний закон постепенно себя изживает: плюсы уведомительной регистрации стали одновременно его минусами и некоторые предприятия создаются по заведомо фиктивным документам. Поэтому необходимо особенно тщательно проверять фактические сведения учредителей, такие как номер паспорта и адрес места нахождения. Таким образом, в случае возникновения проблемных ситуаций будет проще найти человека, на которого оформлена фирма. Но не менее существенным критерием снижения рисков при регистрации является публичность информации. Законопослушным гражданам нет оснований возражать против разглашения сведений, а недобросовестные учредители будут под контролем.

Пока же на этапе госрегистрации невозможно выяснить порядочность учредителей. По мнению чиновников Минэкономразвития, причиной тому является ликвидация действовавшей ранее разрешительной системы. Контроль при оформлении документов имеет очень низкую эффективность, поэтому для улучшения ситуации следует применять другие меры, считает начальник Отдела корпоративного законодательства Минэкономразвития Сергей Цыганков:

— Избавиться от существующих недостатков позволит совершенствование гражданского законодательства в части выполнения обязательств и налоговых обязанностей. Правила оспаривания сделок на сегодняшний день неэффективны, поэтому даже незаконно полученное в собственность имущество редко оказывается у своего прежнего владельца. Такую проблему не сможет решить и увеличение размера уставного капитала, потому что не предполагает расчета с кредиторами. А отсутствие обязательств должника может вызвать даже цепь банкротств.

Предложения чиновников, направленные на ужесточение контроля при регистрации, вызвали скептицизм предпринимателей. По мнению директора департамента корпоративных отношений Российского союза промышленников и предпринимателей Александра Варварина, изменение законодательства о госрегистрации не сможет победить ни рейдерство, ни фирмы-«однодневки». Пока неизвестно, каким образом ФНС станет проверять законность сведений, если такое требование будет внесено в закон. Поэтому наиболее интересна, по мнению бизнеса, идея Минэкономразвития о проверке лишь фактических сведений, которые можно опубликовать. Такая информационная открытость необходима, чтобы все участники были в курсе существующей ситуации.

Как чиновники, так и депутаты полагают, что нынешнюю ситуацию в области регистрации необходимо решать как можно скорее. Поэтому каждое ведомство разработало свой пакет предложений, направленных на изменение законодательства о регистрации. Не остались в стороне и представители предпринимательского сообщества.

В БОЙ ИДУТ НЕ ОДНИ НАЛОГОВИКИ

В активную борьбу против фиктивных организаций в этом году вступила Генпрокуратура. Она поручила МВД и ФНС организовать проверки и выявить структуры, занимающиеся регистрацией и продажей фирм-«однодневок». Подключиться прокуроров к борьбе с недобросовестными организациями заставило растущее количество предприятий, зарегистрированных по подложным или утраченным документам.

Милиция должна выявлять и пресекать факты регистрации и продажи недобросовестных фирм, а также их незаконной деятельности. Налоговики обязаны представить милиционерам сведения о регистрации и деятельности организаций, которые могут быть фирмами-«однодневками». Напомним: ежегодно сотрудники милиции изымают более 25 000 поддельных паспортов, которые используются для создания фиктивных фирм, а также мошенничества и незаконных операций.

Составляя коварные планы

Чтобы создать фиктивную фирму, учредители зачастую подделывают регистрационные документы и подписи к ним. Поэтому реальным решением проблем ФНС видит представление при оформлении новой организации сведений о заверившем документ нотариусе. Кроме того, инспекторы хотят ввести процедуру предварительной публикации регистрируемых сведений. Данные будут представлены на определенном интернет-ресурсе в открытом доступе. Таким образом, у любого желающего будет возможность просмотреть всю необходимую информацию до официального оформления документов. А для того чтобы создание фирм-«однодневок» не было лакомым куском, ФНС рассчитывает усилить наказание недобросовестных учредителей за нарушение правил регистрации. Их административная ответственность должна быть такой же, как и для должностных лиц фирмы. Подобные меры обезопасят деятельность добросовестных предприятий, полагает аудитор Счетной палаты Валерий Горегляд. Напомним: сегодня за представление заведомо ложных сведений при регистрации руководителя фирмы могут оштрафовать на 5000 рублей или дисквалифицировать на срок до 3 лет (п. 4 ст. 14.25 КоАП).

У Минфина другой взгляд на развитие налогового администрирования. По мнению чиновников, в первую очередь следует ввести в закон дополнительные причины отказа в регистрации. Например, не дадут создать новую организацию учредителю той фирмы, которая уже была исключена из Единого государственного реестра юридических лиц. Отсеять граждан, пока еще не готовых вести бизнес, поможет увеличение уставного капитала организации. Однако такая мера будет правильна лишь для отдельных видов деятельности. Например для банковской или производства этилового спирта, считает Сергей Разгулин.

Налоговики рассчитывают увеличить время рассмотрения документов до 20 дней. Это позволит эффективно проверять сведения об учредителях организации. Но с ФНС не согласна Счетная палата. Ее аудиторы полагают, что инспекторы должны регистрировать фирму за 5 дней, лишь по мере необходимости незначительно увеличивая сроки. Минфин также считает, что проверка данных и оформление документов не должны длиться почти 3 недели. Вполне достаточно будет 10 дней. С тем, что срок регистрации организаций следует увеличить, согласен и Вадим Зарипов. Но, по его мнению, время оформления индивидуальных предпринимателей необходимо сохранить прежним.

Гораздо правильнее наладить сотрудничество налоговиков с правоохранительными органами, которое сегодня малоэффективно. Улучшение их взаимодействия должно положить начало созданию единой базы данных. Она позволит проверить достоверность представленных сведений при регистрации, считает руководитель центра экспертизы проблем предпринимательства «ОПОРА России» Дина Крылова:

— При существующем уровне коррупции введение дополнительных полномочий для налоговиков принесет предприятиям значительные издержки. Поэтому мы против этого.

Тем не менее вопросы регистрации должны решаться комплексно, считает Юрий Васильев. Поэтому, как только Минэкономразвития, Минфин, ФНС и бизнес смогут прийти к единому мнению, депутаты готовы одобрить изменения в закон о регистрации. Произойти это может в текущем году, поскольку грядущие парламентские выборы способны отложить принятие закона на неопределенный срок.

Нужен ли переворот?

Однако непонятно, действительно ли необходимо менять существующий порядок регистрации. Для создания фирмы в столице учредитель должен представить в МИФНС № 46 по г. Москве для госрегистрации предприятия: заявление (по форме 11001), устав, решение учредителя о создании организации или протокол собрания учредителей, а также квитанцию об оплате госпошлины в размере 2000 рублей (подп. 1 п. 1 ст. 333.33 НК).

Валерий Горегляд рассказал, что специально посетил столичный Единый регистрационный центр, чтобы выяснить, как сегодня создают новые фирмы:

— Все не так уж и плачевно, как пытаются представить ситуацию некоторые чиновники. Сегодня процесс оформления документов максимально автоматизирован и инспектор вполне успевает все сделать в 5-дневный срок.

Однако так происходит в Москве, где вопросы регистрации централизованно решает специально созданная инспекция. В Подмосковье оформление учредительных документов происходит иначе — в местных ИФНС. Поэтому условия работы налоговиков существенно различаются.

Бороться с недобросовестными организациями на этапе регистрации инспекторы практически не могут. Закон существенно ограничивает их в правах. Несмотря на это, при оформлении учредительных документов предприниматели нередко сталкиваются с проблемами. Наиболее часты претензии к оформлению документов или изменения требований к представляемым сведениям, говорит начальник отдела регистрации аудиторской компании «Финстатус» Юлия Осина.

Например, раньше имели место случаи, когда налоговики не принимали бумаг, представленных курьером на основании доверенности. Для регистрации требовалось личное присутствие заявителя. Точку в решении проблемы поставил Верховный Суд, признав такое требование незаконным (решение от 1 августа 2006 г. № ГКПИ06-735). Другой мерой противодействия налоговиков созданию фиктивных организаций стало требование представить при регистрации справку из БТИ. Она должна была подтвердить реальность местонахождения предприятия. Если адрес в учредительных документах был указан неверно или отсутствовал в базе данных инспекторов, в оформлении документов могли отказать. Последним нововведением стал отказ МИФНС № 46 выдавать устав, заверенный печатью. Теперь его отправляют в территориальную налоговую инспекцию, рассказывает Юлия Осина:

— После того как устав поступит в ИФНС, его может получить директор. При этом нужно заплатить 200 или 400 рублей (в зависимости от срочности) за заверение устава, а также могут потребовать документы на юридический адрес. Все это тормозит процесс создания компании, так как без устава невозможно открыть счет в банке.

Тем не менее за период действия нынешнего закона о регистрации как предприниматели, так и инспекторы уже выработали методы взаимодействия друг с другом. Время покажет, во что превратятся предложения чиновников: в изменение закона о регистрации или очередные идеи. По мнению Вадима Зарипова, вероятно, будут увеличены госпошлина и срок регистрации, а также налажен информационный обмен между налоговиками и милицией. Помимо указанного чиновники, скорее всего, заставят заверять согласие учредителей у нотариусов и введут специальную регистрацию плательщиков НДС, подчеркивает эксперт.

Как будет выглядеть ситуация в будущем — пока непонятно. В том, что предложенные властями на парламентских слушаниях меры не смогут сократить количество фирм-«однодневок», убеждены члены экспертного совета при Комитете Госдумы по бюджету и налогам. Недобросовестные предприятия как находили подставных лиц для создания фирмы, так и продолжат. Просто произойдет повышение цен на услуги посредников регистрации.

ФИРМУ СДЕЛАЕТ ПОСРЕДНИК

Открыть собственное предприятие помогут специализированные юридические компании. Сотрудники таких фирм подскажут, какую следует выбрать организационно-правовую форму в зависимости от поставленных перед бизнесом задач. Стоимость услуг посредников зачастую зависит от конкретного случая, поэтому юристы предпочитают оговаривать этот вопрос индивидуально с заказчиком. Средние цены таковы:

  • ООО — от 6000 до 9000 руб.
  • ЗАО — от 6500 до 12 000 руб.
  • ОАО — от 9000 до 15 500 руб.

В стоимость, как правило, входят оплата госпошлины за регистрацию, изготовление печати, получение справки Госкомстата, а также услуги по получению документов в Фонде социального страхования, Фонде обязательного медицинского страхования и Пенсионном фонде. Если учредителю необходима регистрация предприятия с предоставлением юридического адреса, стоимость вышеуказанных услуг посредника автоматически возрастает на 2000—3000 рублей.

Практическая энциклопедия бухгалтера

Все изменения 2018 года уже внесены в бератор экспертами. В ответе на любой вопрос у вас есть всё необходимое: точный алгоритм действий, актуальные примеры из реальной бухгалтерской практики, проводки и образцы заполнения документов.

Узнать подробнее


Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное